Всем известно, что мир плоский и держится на трех китах: угле, газе и нефти. А на каждом ките мир подпирают слоны - большие месторождения, выносящие основную тяжесть добычи и закрывающие большую часть спроса. Их совсем немного, около 1% от всей совокупности месторождений, но все вместе они дают 60% мировой добычи, а 20 самых больших месторождений - около 25%.
Наш
старый знакомый Роберт Хирш и его молодой коллега из университета Упсалы Фредерик Робелиус посчитали этих слонов по головам и рассказали миру о их нелегкой судьбе в двух работах: «
Giant oil field decline rates…» и «
The Highway to Oil».
Чтобы попасть в элитный клуб месторождений-гигантов необходимо соответствовать одному из двух условий: либо выдавать более 100 тыс. баррелей в день (bpd), либо содержать более 0,5 млрд. баррелей (Gb) извлекаемых запасов (URR). Всего таких месторождений около 500, вот наши главные герои, перечисленные по именам:
Совсем нетрудно заметить, что времена молодости наших слонов давно позади - многим из них уже за 50 лет. Пик открытий пришелся на 1960-1969 годы:
Неудивительно, что совокупные темпы добычи гигантских месторождений сокращаются - слоны становятся старше, кто-то уходит со сцены, а на смену им приходят все более малочисленные поколения. В своем исследовании Р.Хирш и пр. насчитали приблизительно 261 месторождение, прошедшее плато и вступившее в фазу сокращения добычи, что составляет чуть больше половины всех месторождений-гигантов. Начиная с 1985 года доля подобных месторождений только увеличивается и если продолжить существующий тренд, то к 2030 году можно ожидать, что доля месторождений с падающей добычей вырастет до 80%.
Средние темпы снижения добычи составляют около 6,5% в год, причем существует отчетливое различие между глубоководными (9,4%) и наземными месторождениями (4,9%), а также месторождениями стран, входящих в ОПЕК (4,8%), и не входящих (7,5%). Кроме того, важным фактором, влияющим на этот показатель является время ввода месторождения в эксплуатацию: чем оно «моложе», тем выше темпы снижения добычи. Если для месторождений, вступивших в фазу снижения отдачи в 70-х годах, были характерны низкие темпы падения - 6% для морских и 4,2% для наземных, то уже в 90-х этот показатель составляет 10,4% и 6,9%, а в 2000-х достигает отметок 12,5% и 10,7% соответственно. Т. е. со временем пик графика ниже будет смещаться влево, что потребует все быстрее вводить замещающие мощности или, как
говорила Красная королева, «бежать все быстрее, чтобы оставаться на месте».
В рамках существующих тенденций роста доли месторождений в фазе снижения добычи и, одновременно, роста темпов этого снижения к 2030 году необходимо где-то раскопать дополнительно около 50-60 mbd. График падения мировой добычи с существующих месторождений говорит о том, что Питер Возер (Peter Voser), глава Shell,
проговорившийся журналисту FT в 2011 году о необходимости ввода в строй в ближайшие десятилетия «эквивалента четырех Саудовских Аравий или десяти Северных морей», был, наверное, близок к истине.
Прогноз добычи месторождений-гигантов (Ф.Робелиус)
Прогноз добычи нефти с существующих месторождений (Р.Хирш)
Отдельного упоминания заслуживает ключевой игрок в команде ОПЕК - Саудовская Аравия, которая, судя по информации с «
Нефтяной бочки», недавно поставила рекорд по действующим буровым установкам (88 в октябре 2012) при почти неизменном уровне добычи (11,7 mbd). Рекорд грустный, поскольку говорит о том, что главный арабский слон, Ghawar, уже не тот, что был в молодости, и не может поднимать тяжести самостоятельно.
Что же у нас с вводом новых гигантов взамен старых? На странице «
Oil megaprojects» в вики была собрана информация о больших проектах до 2020 года. Последнее обновление датировано январем 2010 года. Учитывая, что типичный цикл для больших нефтегазовых проектов длится примерно от 6 до 8 лет, то проекты, вводимые в строй в 2016-2018 годах, уже должны быть большей частью отображены. Результаты неутешительные, даже если предположить, что некоторые проекты были упущены из виду:
Другие претенденты на место гигантов, постепенно уходящих в прошлое,
выглядят совсем бледно.