На экскурсии в музее Орсэ мне очень запомнился один тезис. Гид сказала, что в реализме, где все контуры четкие, зритель видит то, что изобразил художник, а в импрессионизме, где контуры размыты, зритель додумывает образ и видит то, что обусловлено его собственным жизненным опытом.
На этих словах она подвела нас к этой картине Клода Моне. Обескураживающей, пронзительной, отталкивающей и одновременно притягивающей внимание. И спросила, что мы видим, какая первая мысль, ассоциация.
В реальности это посмертный портрет Камиллы Моне- жены художника. Этот портрет он писал с натуры, когда его супруга умерла после болезни (не занялся организацией похорон, а сел рисовать портрет).
Гид сказала, что почти все в этой картине так или иначе видят смерть, просто образы разные. Дети часто видят ангела. Я - мгновенно увидела образ блокадного Ленинграда. Зима, мороз, снег, изможденные лица, истощенный мертвец на санках... Страшная картина, знакомая нам с детства по рассказам бабушек, по книгам и фильмам.
И столько всего прекрасного было в музее Орсэ, столько интересных, выразительных произведений, как картин, так и скульптур, но мне то и дело вспоминается именно эта картина. Уж не знаю, как ее развидеть:) Но, думаю, что она мне запомнилась так ярко именно потому, что вызвала такой драматический образ, имеющий для меня и моей семьи, для моего города серьезное значение и глубокий эмоциональный шлейф. Если бы меня не спросили, что я вижу, может, я бы и прошла спокойно мимо. А так- проняло и осталось в памяти, потому что это уже не про картину, это уже личное.
Мне всегда нравился импрессионизм. Но я никогда не думала о нем в таком контексте. А ведь это, получается, правда- мы видим в картинах импрессионистов то, что обусловлено нашим опытом, знаниями, тем, что есть в нас самих, и нашей картине мира, а не в том, что рисовал художник. И это стало для меня открытием.