Сон разума рождает чудовищ или откуда берутся новые методики обучения горным лыжам

Sep 08, 2012 22:08


После того как я пару раз опубликовал мое благоволение новым методикам обучения ко мне обратились несколько раз люди из разных частей России с вопросом, что я думаю о той или иной их методике, или чтобы я подсказал кое-что в разработке нового способа обучения катанию на горных лыжах.

Мне очень приятно такое внимание, как к специалисту, хотя я только в процессе изучения методики Австрийской школы катания на горных лыжах.

Отвечу сразу на основной вопрос который мне задают:"Да, ваша новая методика имеет право на существование! Иначе бы вы до письма кому-либо просто не дошли."
Ранее в мое поле зрения попали системы обучения горным лыжам в России - классическая школа (Ремизов, Преображенский), сейчас я внимательно слежу за современными идеями Грегория Гуршмана и Леонида Фельдмана, и поглядываю на сайт Харольда Харба,  американского идеолога обучения «сразу на параллельных» -методика PMTS1.Подскажите, Кто знает, как расшифровывается эта аббревиатура, как бы вы ее перевели?
В итоге,  я все больше проникаюсь Австрийской методикой обучения катанию на горных лыжах, системностью Австрийского подхода к обучению, простотой освоения самих технологий обучения для работы инструктором.

И вот с такой информационной подготовкой я встречаю очередное «изобретение» современных гениев на горных лыжах. Такие новшества в методиках обучения у меня в голове как-то сгруппировались на следующие:
  1. Человек сформировал в голове все знания и навыки и …. описал своими словами многократно описанную и изложенную методику.
  2. Изобретение с избыточной технологичностью. Например: «Методика обучения построена на основе проекции голограммы корпуса лыжника в очки и с индикацией небольшими ударами тока в те части тела, которые следует расположить по-другому». Эдакая сверх-технологичная обратная связь.
  3. С.м. п. 1 Человек сформировал в голове все знания и навыки и …. описал своими словами схему обучения прямо - противоположную многократно описанной и изложенной методике.
  4. Человек описал сложными словами многократно описанную простыми словами методику.
  5. Человек признал существующую методику обучения, и добавляет дополнительные элементы, которые кажутся ему более эффективными. Этот пункт подтверждает эволюционное развитие существующих горнолыжных методик.
  6. Человек пытается назвать методикой нечто, что он думает, что методикой является.
  7. В конце концов. Человек придумал действительно новый способ обучения.
  8. Придумайте свой пункт для разнообразия.

Недавно я разговаривал с Изобретателем-Инструктором из Норильска, отличный парень, вроде еще спасателем работает. Он мне рассказал про новую технологию в обучении в горнолыжном спорте, показал пробный экземпляр инвентаря, изготовленный на заводе. Выглядит усложненной версией поводьев "Ski Leash" школы KID-SKI , в обсуждении даже зашла речь о пластиковых самосбросах.

Однако, отсутствие в его методике полноценного подхода к дальнейшему развитию навыков ученика и отсутствие способа «копирования» для передачи своего способа другим инструкторам - делает его простым энтузиастом и не более.

На примере Австрийской школы курс обучения с использованием дополнительного материала типа «Ski Leash» существует, но применяется он в Австрии на 99% только в случае работы инструктора с «человеком с ограниченными возможностями», то бишь инвалидов. От парализованных и пациентов, восстанавливающихся после инсультов, до слепых и даунов.




Оставшийся 1% - это обычные здоровые клиенты, которым по какой-то невероятной ситуации не подошла обычная австрийская методика группового обучения.



Кстати, Австрийская школа проводит ежегодные обучения по методике работы с «ЧСОВ», и курс включает в себя еще и психологическую подготовку. А производство спец оборудования для инвалидов катающихся на горных лыжах - вообще обычный бизнес
Вот и вопрос, что за дети попадались нашему имяреку, что его опыт привел его к созданию методики работы применяемой , в основном, с инвалидами?
Вопрос номер два. Какой набор знаний привел новатора к созданию существующей идеи, применяемой десятилетиями в разных странах.
Остальные вопросы в нашем разговоре остались открытыми, как то:
  • эффективность методики в применении к 100 ученикам;
  • процент брака в применении методики в работе;
  • применимость к нескольким ученикам одновременно;
  • безопасность для ученика;
  • масштабируемость в рамках горнолыжной школы.
Еще больше меня поразили причины перехода к "новой" методике - это заявления в убыстрении обучения и повышения продуктивности работы. Этим аппелируют, кстати, АБСОЛЮТНО все новаторы.

Но, если рассматривать в отдельности каждый из этих параметров, удивительно, что новинки сильно уступают стандартным методикам группового обучения, только автор-новатор не хочет обратить на это внимание, продолжая утверждать, что эффективность выше.




Если сравнить методики обучения групповое австрийское обучение и новаторская методика автора из Норильска, получается:
  1. Работа по новаторской методике исключает возможность работать в схеме легкий инструктор - тяжелый ученик.
  2. Работа по подобной методике исключает возможность работы с ребенком в стадии пубертатного периода ввиду перестройки организма и «угловатости фигуры», когда чувство тела притупляется.
  3. Работа с группой при новаторской системе невозможна или крайне ограничена.
  4. Скорость работы с одним участником 2-4 часа с нуля до параллельных лыж с пропущенными фазами: подьем по склону на лыжах, плуг, вертикальное проскальзывание.
  5. Работа по новаторской методике требует движения по склону с определенным уклоном, некатающиеся родители не смогут пронаблюдать все этапы развития собственного чада.
  6. При перерыве в процессе обучения в новаторской методике - ученик не может самостоятельно повторть то, что они прошли с инструктором до этого.
  7. Группа друзей, желающих обучаться вместе по новаторской методике, будет вынуждена разделяться на время обучения.
  8. Для новой методики требуется дополнительное специализированное оборудование.
  9. На ранних этапах в новаторском обучении снижается безопасность в обучении для Ученика.
  10. Отсутствует возможность привыкнуть к инструктору, новаторская методика сразу требует полного доверия.
  11. В новаторской методике никак не решен вопрос что делать со страхом высоты.

  12. От инструктора требуется более высокая квалификация и переподготовка для работы по предложенной методике.
В итоге, новаторское убыстрение вставания на лыжи приводит к повышению количества ОПАСНЫХ моментов в процессе обучения для ученика и может привести к появлению психологических травм в области "доверие".

Следующая ошибка - шаблонное применение новых способов к клиентам-новичкам без учета их персональной психологической гибкости. И кажущаяся индивидуальной и эффективной «работа с персональным» инструктором превращается в погоню за результатом в «4 часа» с потерей составляющих «Удовольствие» или «комфорт».

Третья ошибка - это сокращение времени привыкания. Привыкание ко всему. К склону, к лыжам, к инструктору. Суммарное время привыкания может требовать больше времени объявляемого в новаторских методиках.

Очередная ошибка - это сложность в повторяемости упражнений и отсутствие учета процента брака в работе. Если новатор утверждает, что ученик через 4 часа обучения сможет сам полноценно спуститься НА ТОМ ЖЕ самом склоне без инструктора, повторяя то, что ему показывал инструктор - это отлично. Однако отсутствие цифр статистики удачные проезды - неудачные проезды - это еще не доказательство идеальности новой методики.

Сильную сложность самому себе во внедрении методики автор добавляет, используя неудобоваримые названия и другие сложные слова. Если на кого-то словосочетание Каталептическая техника и производит впечатление, то мне такое непонятно и не сообщает никакой полезной информации. Если есть общеупотребительный набор слов и терминов и новая методика не может использовать их для собственного описания - тогда что то не так. Или в методике или в обществе, где пробуют применить методику.

После всего вышесказанного прошу авторов - новаторов перед выходом к аудитории проверить свои идеи следующими действиями:
  1. Опишите учеников, количество и состав групп, с которыми применимы ваши методы работы. Обратите внимание на тех, с которыми вы не сможете применить ваши методики. Если границ нет, то я позволю себе сильно усомниться в вашей самооценке.
  2. Опишите точно границы применения ваших методик для своих учеников. Все-таки разделение упражнений по уровням катания придумали не просто так. Если ваша методика единственна и применима от новичков до мега профессионалов, то позволю себе сильно усомниться в вашей честности по отношению к вашей методике.
  3. Составьте месячную статистику успешности - сколько учеников у вас было, какой уровень катания был до и после, время обучения, действительно ли каждый ученик может по завершению курса самостоятельно выполнить те упражнения которые вы проходили. Если статистика выше 90%, то я позволю себе сильно усомниться в вашей честности по отношению к самому себе.
  4. Полностью опишите общеупотребительными словами всю схему применения ваших методов с нуля до той предельной фазы, до какой вы учите. Если общеупотребительных слов подобрать не получается - я позволю себе сильно усомниться в ваших педагогических способностях.
  5. Если вы перескакиваете какие либо классические этапы обучения катанию на горных лыжах, то в чем основная причина такого исключения. Если разумного обоснования нет, я позволю себе сильно усомниться в ваших теоретических познаниях классических методик обучений.
  6. Если во всех ваших методиках присутствуют высокотехнологичные устройства или просто дополнительное снаряжение, я позволю себе сильно усомниться в вашей фантазии при работе с учениками.
  7. Хоть раз передайте свой навык работы кому то еще и опишите этот процесс передачи опыта. Если новоявленный инструктор сможет работать по вашей методике и статистика его работы будет не сильно отличаться от ваших замеров из п.3. - Тогда точно можно говорить о начале формирования новой методики обучения катанию на гл/борде.
  8. Если ваш инструкторский набор «фишек» передать невозможно, вы боитесь утечки вашего нау хау, другой инструктор не может найти общий язык с вами - тогда новой методики не существует, есть только Вы и ваш набор знаний, и это просто уйдет в небытие после вашей смерти.
  9. Опишите свои собственные ошибки и недочеты. Как часто вы работаете со своим инструктором для повышения собственной квалификации. Если таковых нет, или вы считаете, что достаточно самообучения - я позволю себе сильно усомниться в вашей квалификации инструктора в принципе.
Добавьте свой пункт по интересу.То, что я описал, я применил к себе лично, как к приверженцу Австрийской школы, и на каждый из вопросов 1-9 я уже ответил в других постах моего блога. Я знаю свой пробел в области знаний о французской школе, если кто сможет рассказать более подробно - отпишите в комментариях.
Последующее разведение демагогии по поводу, например, невозможности использования существующей терминологии в новой методике говорит как о психологической незрелости Автора к публикации своих методов для общего обсуждения, так и о неготовности его методов.

Напоследок отмечу, что не важно, что это: плуг или упор, есть ли заклон на Марсе или нет, главное - что бы все получали удовольствие от катания на горных лыжах.



Все-таки речь идет об Активном отдыхе, а не о профессиональном спорте, как считают многие.
1P.s. Идеолог Харольд Харб разработал систему PMTS - Primary Movements Teaching System

Обсуждение этой статьи на форуме ski.ru 

2012, Обучение на инструктора по горным лыжам, Австрийский горнолыжный инструктор

Previous post Next post
Up