(Японский бодхисаттва Дзидзо, он же на санскрите "Кшитигарбха", что переводится как "Чрево земли" - одна из бесчисленных ипостасей Темной великой матери)
Недавно у меня в агентстве Регнум вышло три небольшие статьи по предпоследней книге Пелевина "Тайные виды на гору Фудзи", с которыми я тут и рекомендую ознакомится. Так как статьи, разумеется, публиковались с согласия редакции и должны были подходить к определенным критериям (надо сказать вполне мягким и разумным, за что я благодарен), то, естественно они получились не совсем в моем стиле, в том числе и по длине. Поэтому специально для тех, кто прочтет этот пост, а потом и статьи по ссылкам я в качестве "бонуса" предлагаю ознакомиться с не вошедшим в статьи абзацем. К чему он и зачем станет лучше понятно после прочтения статей. Так что вот, сначала статьи, а потом абзац...
https://regnum.ru/news/cultura/2725858.htmlhttps://regnum.ru/news/cultura/2725865.htmlhttps://regnum.ru/news/cultura/2725867.html А вот текст, с которым я бы хотел ознакомить читателей этого поста, так сказать, в эксклюзивном порядке.
"Отмечу тут еще то, что эта «реальность» и по книге Пелевина и по жизни, на самом деле является формой специфической виртуальности. Кстати, само латинское слово «virtus», переводится как «доблесть» и отсылает нас к покровительнице воинов, спутнице Марса, римской богине Виртуте. То есть мы опять, неслучайным образом прикасаемся к метафизике войны и метафизике «войны без особых причин» в том числе. Можно было бы и далее развивать эту богатую тему, которую не сложно было бы довести, в том числе и до эзотерики Бусидо и горе Фудзи. Однако тут, я могу лишь указать на такую возможность, которую в том или ином виде, как я уверен, Пелевин имел в виду. В доказательство возможностей подобных связей, хотя бы на ассоциативном уровне, я приведу цитату мастера боевых Сергея Александровича Бабкина. Он является основателем сайта, посвященного боевым искусствам и культуре дальнего востока, который называется Хэйхо «Искусство войны и мира». Бабкин неоднократно посещал Японию и проходил стажировку, Он проходил обучение у сэнсея Есиды - сихана (сихан - титул мастера боевых искусств), буддийского священника и профессора киотского университета Ханадзоно. То есть Бабкин, что называется, погружен в предмет с головой. Вот что он пишет в статье, посвященной культу богини Маричи:
«Но как-то совершенно упускается из вида другая сторона образа (образа Маричи прим. мой) - Богиня Маха-Мари т.е. Великая Смерть. В этом случае Маричи пишется по другому mArici - с долгой А, а не И. Исключительно тантрическое божество, которого боятся обычные обыватели и послушные индуисты и буддисты. Даже не все воины, которые по умолчанию поклоняются Богиням Кали и Дурге могут поклоняться Ей».
В данном случае интересно утверждение столь компетентного человека о том, что все воины «по умолчанию поклоняются Богиням Кали и Дурге», то есть той, или иной ипостаси богинь темного матриархата. Таким образом, привлекшая пелевенскую героиню Таню, бандитская, капиталистическая стихия, которая привела ее в итоге к статусу жрицы Игуаны, вполне может быть проассоциирована со своими, как римскими (богиня Виртута и та же Кибела), так и японскими аналогами.
Кроме того, сам Пелевин пишет о том, что все «улитки» ползут по склону горы Фудзи к ее вершине. В этом и других моментах, он намекает на то, что, хотя «игуаны» и не могут противостоять нирваническому свету, однако между этим светом и «игуанами» есть связь. То есть, возможно, буду тут говорить аккуратно, это единая метафизическая вертикаль, «концы» которой (нирвана и Игуана) чем-то связаны воедино. Соответствие такой «вертикали» можно усмотреть в буддийской сутре с длинным и говорящим названием: «Праджняпарамита-экакшара сутра. Сутра победоносной Запредельной Мудрости, Матери всех Татхагат, в Одну Букву». Этой буквой является, разумеется, буква А, символизирующая «Великую смерть Маха-Мари, как нам рассказал Бабкин. Стало быть, в этой сутре утверждается, что «матерью всех будд», мудростью (которая называется «праджня») является, если верить Бабкину, «Маха-Мари» - Великая смерть. О существовании такой метафизической буддийской вертикали, к которой, разумеется, никак не сводится вся буддийская культура и буддизм как таковой, говорит много и других фактов, прежде всего связанных с Шри-Ланкой и ее специфическими обитательницами. Если говорить чуть более конкретней, то именно тантрические направления буддизма Ваджраяны прежде всего абсорбировали в себя в наибольшей степени культы богинь матерей. Однако, более подробное обсуждение этой темы, уже слишком уводит статью в сторону".
Добавлю еще к этому, что ранее 4 года назад (сколько времени однако прошло!) я написал статью оь Институте человека, в недрах которого располагался Центр виртуалистики. Это я к тому, что затронутая тут по поводу Пелевина тема, назовем ее так, "виртуальности в реальности", имеет совсем не плевое значение. Этой "виртульностью" и "виртусом" занимались и занимаются очень компетентные люди, находящиеся, скажем аккуратно, не так далеко от центров власти и смотрящих в определенную сторону...
Вот ссылка на ту давнюю статью
https://danila-uskov.livejournal.com/11929.html Касательно же фотографии Бодхисаттвы Дзидзо, с которой я начал этот пост, хочу рассказать следующее.В 1637 году в Японии прогремело знаменитое восстание христиан в Симабаре, которое было безжалостно подавлено. Сохранился один из флагов, под которым боролись восставшие. Вот он:
Наличие латинских букв, а не японских иероглифов, вероятно связано с тем, что первым проповедником христианства в Японии был иезуит Франциск Ксаверий и, возможно, восставшие просто использовали те символы и надписи, которые им даровали европейские миссионеры. Но главное, тут относительно просто угадывается образ святого Грааля, который, до "Перцифаля" Вольфрама Фон Эшенбаха, изображался и описывался в виде чаши, в которую, согласно легенде, Иосиф Арафимейский налил немного крови Христа. Этот символ конечно не канонический, но если тут в Японии мы действительно имеем дело с ним, то стоит сказать, что он сущностно не противоречит христианству. Ведь этот образ предполагает поклонение крови христовой.
А вот когда Вольфрам Фон Эшенбах около 1210 года "превратил" Чашу Грааля в камень, то стало понятно, что это открывает возможности для соединения с дальневосточной и гностической метафизиками. В том числе и с той жемчужиной, которую всегда держит Бодхисаттва Дзидзо. Такой вариант, разумеется, может быть только фундаментально антихристианским...
И возможно по этому, в качестве символического жеста, восставшие в Симабаре обезглавили множество скульптурок Дзидзо, которых очень много на японских кладбищах.
Кроме того, в 2016 году был зафиксирован очередной случай, когда статуэтки этого бодхисаттвы были обезглавлены вновь...