Как сформировалась современная мода к храмовой архитектуре? Почему она такая односторонняя, будто перед глазами зодчего и заказчика лежали только фотооткрытки памятников Золотого Кольца, старый учебник по древнерусской культуре и фотоальбом храмов Великого Новгорода и Пскова? Неужели желание строить в византийском стиле в последнее время возникло из-за легкой возможности совершить паломническую поездку в Константинополь и на Афон? Ответ содержится в вопросах? Наверное...
Сегодня, на мой взгляд, уже поздно пытаться анализировать очевидные вещи. Понятно, что мода на "стиль" прямым образом связана с количеством и качеством доступной теоретической и визуальной информации, а она достаточно ограничена. Можно выделить четыре особо характерные источника вдохновения современных зодчих, удовлетворяющих вкусы заказчика: древнерусское домонгольское зодчество, узорочье 17 века, северное деревянное зодчество и альбомы типовых проектов храмов второй половины 19 века. И это понятно - придите в книжный магазин, где есть книги по русской архитектуре... И еще стоит добавить к этому ностальгические настроения участников современной церковной культуры к историческим процессам (дезориентация во времени), как все встает на свои места и надобность в написании диссертации на тему "Факторы формирования эстетических особенностей архитектурно-художественных форм православной культовой архитектуры конца 20 - начала 21 века" отпадает.
Ну а раз нечего писать на эту тему, то давайте просто посмотрим фотографии:
Погост в село Осиново
г.Соликамск
Крестовоздвиженски собор
Чухчерьма
Ильинская церковь
1657 г
Храм Всех Святых Мучеников на территории Российской Духовной Миссии.
Пекин. Китай.
Деревяницкий монастырь под Новгородом. Церковь Успения с трапезной палатой.
Вид с юго-востока. Фото начала ХХв.
Церковь Иоанна Предтечи. Борисоглебский монастырь.
1690
Литография Алексея Александровича Мартынова (1818-1903)
Алексеевский монастырь. Москва.
Николо-Корельский монастырь.
Входоиерусалимская церковь (1774-1794).
Тотьма
Церковь Иоакима и Анны (1646-1670) в Кашине
Благовещенская церковь в городе Кола Мурманской области
Никольская церковь (1717 г). в селе Новинка Вологодской области
Церковь Николая Чудотворца. с. Каменское Московской области.
Начало XIV века
Васильевская церковь с. Шохна
Из альбома: "Voyage pittoresque et archeologique en Russie."
М.Дюран
Тверь 1838
Рельефы на столпах и главах ныне не существующего Ухтостровского Троицкого собора 1682г.
Синозерская пустынь Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Чагодощенский район Вологодской области)
На переднем плане- Иоанно-Богословская церковь (1682г.) Фото начала XXв.
Собор св. Николая Чудотворца. Костромской уезд.
Фото 1910 г.
Собор Спаса Преображения. Мирожский монастырь. Псков.
до 1156
Деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы села Холм.
фото кон. 19 - нач. 20 вв.
Кафедральный собор. 1894 г.
г. Симбирск
Симбирская губерния
Церковь Андрея Стратилата в Новгороде.
1682
Храм в Борках близ Харькова
Церковь Иоана Богослова Старицкого Свято-Успенского монастыря.
1694
Церковь Казанской иконы Божией Матери в с.Курба Ярославской области.
1770 год.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря.
Между 1552 и 1557
Оштинский погост, Вологодская область
Христорождественский собор в Каргополе. Интерьер.
Вид на барабан.
Рука-кронштейн держащит паникадило.
Знаменская церковь с. Ухтомское
Церковь Бориса и Глеба. Кидекша. Борисоглебский монастырь.
1152
Церковь Успенская
1811
Псковская область
Церковь-колокольня преп. Исаакия, игумена Долмацкого (ярусный объем) и Благовещенская церковь в с.Степановском Московской области.
Храм-колокольня построен в 1732 году.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Кий-остров.
1689
Церковь Николая Чудотворца
Изборск. Псковская область. примерно 1650
Чернеев Николаевский монастырь
Рязанская область
Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья. (слева)
1521
Спасо-Воротынский монастырь
Калужская область
Церковь Рождества Христова.
Троица. 1799г.
Закончу я подборку своим любимым храмом, фотографии которого вдохновляют на творчество не первый год. Это храм Николая чудотворца на Сенной губе. Онежское озеро, Климецкий остров. 1810 год. До наших дней не сохранился.
Мне кажется, это уникально органичное сочетание каменного основания и деревянного многоглавого верха.