Как, оказывается, много можно выжать из
одного небольшого стихотворения :)
Пресловутого "Сероглазого короля" я впервые не прочитал, а именно услышал. Это было одно из любимых стихотворений моей первой тёщи, ныне , к величайшему сожалению, уже оставившей этот мир.
Прочитать-то - где бы и сподобился? Я всё же мальчик. Начитанный, конечно, несмотря на совершенно не располагающий к тому образ жизни, но начитаннный в сторону, более типичную для мальчиков. Как раз тогда я всерьез брался за Ремарка, например.
Однажды она даже написала одно стихотворение обо мне. "Зеленоглазый принц". Я совершенно не помню его, забылось за нервотрепкой развода, и прочитать негде. Может оно и к лучшему.
Но это было уже позже. Тогда мне 18 лет, я познакомился с её старшей дочкой и начинаю регулярно появляться в её доме. Возможно, стихи - этот и другие - были некоей проверкой, вызовом реакции, подлежащей анализу. А может просто движением души. В женщине, знаете ли, простодушие и стратегия не отделены друг от друга, кажется это называют "интуицией", и она и сама не может сказать где сделала что-то просто так, а где чтобы почувствовать "то ли это что нужно". В любом случае она была полностью в своем праве: в конце концов, этот парень претендует на душу и тело её дочки, надо посмотреть, что за человек.
Семья классических, буквально "сферических в вакууме" петербургских интеллигентов. Принадлежность и к петербургской культуре и к социально-культурной прослойке проявлялась буквально во всём. Для меня это было очень интересно и ново, я с искренним любопытством это наблюдал и впитывал.
Но что интересно: несмотря на стопроцентно еврейское происхождение по обеим ветвям, абсолютно ничего еврейского в них не было вовсе. Никак. Напрочь. Ни в единой мелочи. Теща ещё помнила несколько слов на идиш от своей бабушки, которыми иногда козыряла: как я сейчас понимаю, не всегда удачно т к смысл , видимо , подзабылся. Тесть припоминал, что в свое время пошел в Технологический а не на химфак потому что , мол, в университет с такой фамилией сложновато: но сам подтвердить это не мог, да и не хотел, его сложившееся более чем устраивало (и в самом деле, как инженер-химик он был нарасхват и "в авторитете", а чистая наука его, видимо, не особенно и манила) .
Всё.
Во всем остальном - рафинированная русская (петербургская) интеллигенция. От еврейства остались только характерной формы носы. Язык, культурный контекст - все русское. Вплоть до легкого влечения ищущего интеллигента семидесятых к православному христианству. К иудаизму не просто равнодушие а , похоже, они вообще о нем не помнили. "Ээээ ... А, да вроде у двоюродного брата сын этим увлекается, надо спросить".
Они не знали ни роли Моисея, основателя ветхозаветной Церкви (т е доталмудического иудаизма), в мировом монотеизме, ни даже того что евреи называют его Моше. И прекрасно без этого обходились.
Шолом-Алейхема они читали: он был в издании "Всемирной библиотеки", занимающем целую стену в одной из комнат. Там было прочитано всё, с чего бы обходить кого-то одного?
Я искренне старался быть им ближе. Потому я добросовестно пошел в Публичную библиотеку и прочитал там всё, что нашёл о евреях, особенно о местечковом быте 19-20 веков. Собственно, всё то, что я знаю о них - в основном либо оттуда либо на том же базисе. Довольно странно, учитывая мое отчасти и еврейское происхождение - но, поскольку в моем роду вообще очень многие судьбы складывались весьма странным образом, то я многое списывал на это.
Каким же было моё изумление, когда я пришел с этим багажом к ним и обнаружил, что всего этого они не знают да и знать не хотят. Не интересно. Не "вытесняется т к страшно или опасно" а именно не интересно. Не соприкасается с их бытием, чуждо. Как я уже написал, и Шолом-Алейхем в доме ведь стоит, и даже прочитан, но поскольку за душу берет на уровне "иностранной литературы" , то и запоминается не очень. На уровне одной удачной цитаты (я даже помню эту цитату: "Такие нежности при нашей бедности")
Интересно, что они вполне идентифицировали себя как евреи, но фактически понятия не имели, что это слово означает. И не рвались узнавать. Для них это был набор из характерных фамилий и черт лица, ну и запись в паспорте.
Вскоре я уже шутил, что в этой семье еврей всего один, и это я.
Как я знаю сейчас, таких семей было очень много. И большая часть нынешних евреев, своё еврейство осознающих, это не потомки "хранителей традиций", а новодел на волне "поиска корней". Этим же я объясняю и изрядное количество "лиц еврейского происхождения" в православном духовенстве или славянской культурологии: даже называя себя евреями они вели себя как русские, и когда им захотелось найти свои корни, ноги сами повели их в "русскую сторону".
А почему же они тогда искренне считали себя евреями?
Отчасти, конечно, потому что общество не давало им об этом забывать. От пресловутого пятого пункта в анкетах и паспорте, до бытового антисемитизма в массах. Бытовой антисемитизм, конечно, не в погромах и концлагерях, да и достаточно редок он (во всяком случае в Питере в то время) - но не настолько редок, чтобы о нем забыть совершенно. Да, все это, конечно, есть , но ...
Но , мне кажется, еще более важно другое. То, что характерно и для других этносов в русской нации и поэтому работает там точно так же. Украинцу не говорят "Ты что, сдурел - с такой фамилией в университет" , карелу не шипят вслед "все места хлебные обсидели", "национальность" (на самом деле этническую принадлежность) в паспорта и анкетах давно не пишут, и так далее - но люди, по сути совершенно русские, продолжают считать себя татарами, мордвой, белорусами и теми же евреями.
Мне кажется, это от долгой замкнутости России. Русские как этнос стали восприниматься фоном, белым листом бумаги без текста и рисунка. "В Германии иметь фамилию Мюллер это всё равно, что не иметь никакой" (с) - в РИ и СССР быть русским означало по большей части быть никем в смысле самоидентификации. Натужные кокошники и калинки-малинки своей казённой штампованностью как будто только подчеркивали, что власти пытаются создать то, чего нет - и приводили к эффекту, противоположному желаемому.
Люди пытались и пытаются искать себя. Пытались найти в себе нечто особенное - это вполне естественное стремление, это и есть самоидентификация, то есть поиск в себе чего-то уникального, что можно использовать как опознавательный признак. В некотором смысле это поиск своего имени.
Немец четко осознает свое отличие от всего мира: от французов, голландцев, поляков и тд. Француз тоже. И испанец и итальянец. Они давно - столетиями - общаются друг с другом и превосходно видят свои различия. Они могут путаться в определениях или даже не осознавать их явно но никогда не усомнятся в отличии своей общности от "фона", то есть остальных.
А русский долгое время жил как бы в своем мире, отделенном от планеты. Сначала его мир был отделен расстоянием - "хоть три года скачи, ни до какого царства не доскачешь". Потом железным занавесом, причем что царским "пачпортом" что советской выездной визой.
В этом замкнутом мирке русский не видел своего места в большом мире. Он не видел ни отличий ни сходств. (И по привычке не видит их сейчас, но это уже другая история) . И когда он искал самоидентификацию, то искал её в отличии не от большого мира, а от имеющегося фона - то есть ... от русских
И выколупывал в генеалогии еврейского дедушку, черкесскую бабушку, "нашему слесарю двоюродного кузнеца" какого угодно, только бы это придало хоть какую-то окраску ровному белому фону в нём самом. Потому, что невыносимо человеку сливаться с фоном и жить без имени.
И при этом своей русскости люди в себе не видят как рыба не видит воды а человек - воздуха. Это норма, фон, незамечаемое естественное состояние.
Забавно, что как раз эта семья вела себя совершенно по-русски даже в этом. Вот эта пара слов на идише, цитата из Шолом-Алейхема, - все это было бы как раз признаком поиска нерусских корней русского человека и выглядело вполне естественно для человека, узнавшего о еврейской бабушке. Но когда у тебя за сорок поколений в роду не было ни одного нееврея - это в самом деле странно. Казалось бы - да вот они, твои корни, можешь даже обрезания не делать, просто начинай захаживать в гости к тем кто свое еврейство осознает! ... нет, не будут захаживать, они там чувствуют себя чужими, хоть и принимаются как свои. Они упорно отходят на "русские позиции" и от этой печки снова начинают танцевать по-русски.
Для того, чтобы русский человек понял что быть русским это вполне себе уникальная самоидентификация, его надо в массовом порядке вытаскивать в этот большой мир. Да не в режиме "три столицы за пять дней на одном автобусе", а чтоб окунулся, прочувствовал, "научился Родину любить".
И сам себя бы понял. Нашел бы то что у него в голове и сердце. А не в метриках давно почивших экзотичных прабабушек.
Да и не только себя а и соседа тоже причислял бы к русским (или не русским) не по фамилии и форме носа.