Пересечь Налларбор и не умереть

May 19, 2010 20:32

"ВНИМАНИЕ! НА УЧАСТКЕ НОРСМЭН - СЭДЬЮНА МАЛО ВОДЫ! ПОПОЛНИТЕ СВОИ ЗАПАСЫ ПЕРЕД ОТПРАВЛЕНИЕМ!" - гласил щит на выезде из городка.

Пустынный хайвэй уходил куда-то на восток, теряясь в бесконечных зарослях буша. Я уезжал из цивилизации, первый населенный пункт будет только через 1200 километров! "Будь осторожен!", "Там нет воды!", "Там нет связи!", "Там только буш, пустыня и стада кенгуру!", "Там нет ничего!"
Чем больше я слышал о тех местах, тем больше мне хотелось туда попасть.




Оставив позади городок Норсмэн, я прошел по дороге пару сотен метров до удобного места и принялся ждать попутку. Здесь берет свое начало Эйр хайвэй (Eyre Highway), названный в честь английского исследователя Эдварда Джона Эйра (Edward John Eyre), который первым пересек равнину Налларбор (Nullarbor Plain) в 1840-41 годах. В те времена его поступок можно было приравнять к подвигу. В настоящее время путь Джона Эйра повторяют сотни машин в день. Отсутствие воды и еды, опасность лесных пожаров, удаленность от населенных пунктов, дикие животные и незабываемые виды делают путешествие через Налларбор одним из самых увлекательных австралийских приключений.

Равнина Налларбор - огромный плоский участок местности, практически лишенный деревьев, через который проходит национальный Эйр Хайвэй. Это самый большой в мире монолит известняка площадью около 200,000 квадратных километров. Фраза "Пересечь Налларбор" ("To cross the Nullarbor") означает проехать через Налларбор по Эйр Хайвэю из Норсмэна в Седьюну или обратно.

Долго ждать не пришлось - меня подобрал микроавтобус с тремя девушками, путешествующими по стране. Они согласились подвезти меня 190 километров до ближайшей сервисной станции.





"Это первый велосипед, на котором пересекли Налларбор в 1962 году."

На 1200-километровом участке Норсмэн-Седьюна нет городов. Каждые 100-200 километров находятся сервисные станции, так называемые роудхаусы (распространены в Австралии, Канаде и США). На каждой станции (roadhouse - дословно "дом у дороги") можно переночевать, поесть, позвонить и купить сувениры. Там постоянно проживают несколько человек, которые там же и работают. Цены в таких местах сильно завышены, в 2-3 раза. Оно и понятно - в округе на протяжении сотен километров нет ничего, так что вам придется тратить деньги на еду, воду и топливо, если закончились запасы.





Nullarbor roadhouse

Отношение к клиентам в таких местах зачастую немного хуже. Говорить гадости и хамить, конечно, не будут, но и улыбаются здесь гораздо реже, что отличается от "Большой Земли" и моментально чувствуется. Видимо, сказывается бесконечный поток посетителей и отсутствие конкурентов.



Через час стемнело и наш микроавтобус немного снизил скорость. В Западной Австралии на хайвэях можно разгоняться до 110 км в час, и люди соблюдают скоростной режим. Особенно осторожны водители становятся при наступлении темноты. Проблема не в величине штрафов за превышение скорости. В Австралии полно диких животных, которые после захода Солнца вылезают из своих укрытий и выходят на дороги. Если столкновение с зайцем или лисой проходит для пассажиров практически незамеченным, то кенгуру, коровы, верблюды и страусы представляют реальную опасность для людей в машине.



Eucla roadhouse

Большинство транспортных средств имеют кенгурятник. Это конструкция из труб и стержней, смонтированная определенным образом перед бампером машины. Кенгурятник служит защитой для машины от столкновения с дикими животными. Для Австралии это не понты, а жизненная необходимость, вопрос безопасности. У кенгурятников есть несколько названий.

Bullbar (bull - бык) - массивные кенгурятники из толстых трубок. Устанавливаются на грузовики, которые практически не снижают скорости даже после столкновения с животным.
Roo bar (roo - кенгуру) - кенгурятники, размерами поменьше. Только один раз я слышал понятие "Bunny bar" (bunny - кролик) - кенгурятник маленького размера. В разговорной речи чаще всего употребляются слова "булбар" или "рубар" независимо от размеров.

За 190 километров нам попалось только одно кенгуру, сидевшее на окраине дороги. Машина притормозила и животное ускакало в ночь. Очень часто кенгуру выскакивают на дорогу в самый последний момент. У водителя просто нет времени затормозить или объехать внезапно возникшее препятствие, вот тут и помогает кенгурятник. Если его нет, то об животное можно разбить фары и сильно помять машину. На нашем минибасе никакой защиты не было, поэтому мы ехали небыстро.



Примечательно, что везде в Австралии воду можно пить из-под крана. Однако практически во всех более-менее удаленных от городов роудхаусах полно табличек, указывающих на то, что вода не предназначена для питья. Правда некоторые водители утверждают, что даже на заправках в удаленных регионах воду можно пить с вероятностью остаться здоровым 95 процентов даже несмотря на то, что она всегда привозная. Владельцам роудхаусов выгодно продавать воду по завышенным ценам, а если вдруг турист и получит отравление, то последует ответ: "Мы же предупреждали, что эту воду пить нельзя!" Правильно, запретить и снять с себя ответственность всегда проще всего. Если закончилась вода, то можно попробовать попросить на станции бесплатно налить воду в вашу бутылку.



Через 2 часа мы приехали в первый "дом у дороги" Балладония (Balladonia). Девушки уехали искать место для ночлега, а я поставил палатку недалеко от трассы. На сервисных станциях полно табличек, запрещающих бесплатно ночевать в своей палатке. Но кто мешает отойти от роудхауса 50-100 метров и спокойно переночевать в буше? Это никто не проверяет. Ночью пошел дождь, но к утру небо немного рассеялось и все высохло. Я проснулся очень рано, быстро собрал вещи и принялся ждать попутку.



В тех местах можно без успеха по несколько часов пытаться уехать, но мне повезло - довольно быстро остановилась машина с толстым мужичком с руками, забитыми татуировками "под хохлому", который всю дорогу слушал рок и курил сигареты.

После Балладонии начинается прямой участок хайвэя протяженностью 146 км - это самый длинный в Австралии участок трассы без поворотов. Возможно, что это одна из самых длинных прямых дорог в мире. Через два часа прямой участок закончился роудхаусом Кайгуна (Caiguna).



"90 MILES STRAIGHT" - самая длинная в Австралии дорога без поворотов

Большинство сбитых животных на дороге - кенгуру. Также можно увидеть сбитых лисиц, зайцев и птиц, реже - коров, страусов и верблюдов. В Австралии по статистике кенгуру составляют 60 процентов всех животных, сбитых машинами. Совсем свежие трупы привлекают стаи больших черных ворон и орлов, которые любят питаться падалью.



Мертвый кенгуру

Чем дольше они лежат на Солнце, тем меньше размером они становятся. В конечном итоге погибшие животные высыхают под палящим солнцем, превращаясь в светлые кучки костей.

Мы не останавливались во всех роудхаусах, т.к. водитель хотел добраться до Сэдьюны до ночи.



Одной из визитных карточек Австралии являются автопоезда (Road trains), иногда в длину достигающие 60 метров. Существует четкая классификация автопоездов по количеству и типу трейлеров (прицепов), а в каждом штате существуют свои ограничения на длину автопоездов. Например, в Южной Австралии тягач может иметь не более 2 длинных прицепов, а в Северной Территории - три. Существуют также ограничения на использование большого количества прицепов в населенных пунктах и в регионах с более интенсивным дорожным движением. Больше 5 прицепов с одним тягачом я не встречал.



Автопоезда практически никогда не останавливаются для того, чтобы подобрать попутчиков, т.к. вес груза достигает несколько десятков тонн, следовательно тормозной путь составляет несколько сотен метров. Очень часто дальнобойщикам просто запрещено подбирать попутчиков. Можно подходить к водителям на сервисных станциях и просить подвезти, но должно хорошо повезти, чтобы водитель согласился впустить вас в кабину.



Автопоезд с тремя трейлерами

Проносящийся со скоростью 100 км в час автопоезд - захватывающее зрелище. Чем больше прицепов и выше скорость, тем интересней. Через секунду после автопоезда вас окатывает воздушной волной. Следует соблюдать осторожность, т.к. крайний прицеп может поднимать в воздух пыль и мелкие камешки, грозящие попасть в лицо.



Если вы едите в машине за автопоездом, то следует также быть осторожным и соблюдать дистанцию - летящие камешки из-под колес прицепов могут повредить лобовое стекло машины.

Как и во многих странах мира, дальнобойщики имеют свой радио-канал, по которому они общаются друг с другом, предупреждают об опасностях и просят помощи. Даже полицейские могут общаться с водителями грузовиков с помощью этого канала. Свои каналы есть и у фермеров, которые они также используют для общения, предупреждения о лесных пожарах и проч.



На протяжении всей поездки вдоль трассы встречаются информационные щиты, призывающие водителей не путешествовать уставшими и отдыхать каждые 2 часа. Вот некоторые из них:
"Fatigue is fatal" - "Усталость смертельна";
"Pull over when sleepy" - "Отдохни, если устал";
"Break the drive. Stay alive" - "Остановись. Останься жив";
"Survive this drive" - "Переживи эту поездку";
"Drowsy drivers die" - "Сонные водители погибают".

На дороге можно встретить очень много кемперов - легковые автомашы с прицепом-домом на колесах. Что интересно, что в подавляющем большинстве случаев по Австралии в таких кемперах путешествуют пожилые пары. Местные называют таких путешественников "grey nomads" - "серые кочевники". Почему серые? Из-за цвета волос.



Каждые 10-20 километров на трассе оборудованы зоны отдыха с мусорными баками, местами для разведения костра и туалетами. Там можно остановиться, поесть, поспать и просто отдохнуть. В большинстве зон отдыха запрещено парковаться грузовикам. В этих местах можно встретить много людей, путешествующих в своих автодомах по всей стране. Порой кэмпер напоминает огромный дом: спутниковая тарелка, прикрепленная сзади пара велосипедов, байдарка или катер на крыше. Такие машины в 95 процентах случаев никогда не подбирают попутчиков.







В моем чарте Австралия является победителем в номинации "Самые длинные заборы в мире". Вдоль хайвэя практически на всем протяжении установлены заборы для предотвращения попадания диких животных на трассу или ограничивающих фермерские угодья. Но для многих диких животных нет проблем пробраться через такую преграду, как забор высотой 1 метр.



"Помогите сохранить Наллабор красивым"

Строительство Эйр Хайвэя было начато в июле 1941 года и было завершено через 6 месяцев. Некоторые участки дороги первоначально проходили несколько в других местах, чем в настоящее время. Последний участок в Южной Австралии был заасфальтирован в 1976 году



Недалеко от границы с Южной Австралией начались попадаться интересные объекты - деревья, будто новогодние елки, обвешанные тряпьем, трусами, бутылками и бюстгальтерами. Есть даже дерево, обвешанное одними бейсболками.

В нескольких местах трасса сконструирована таким образом, чтобы превращаться во взлетно-посадочную полосу для экстренных служб. Такие взлетно-посадочные полосы можно встретить во всех удаленных регионах Австралии.



Кроме автопоездов можно встретить негабаритные грузы, которые транспортируются через Наллабор. В-основном, это огромные машины для работы на рудниках, гигантские катера, дома, трубы, резервуары для воды, какие-то железные конструкции и просто грузы, не вписывающиеся в габариты. Чаще всего тягач сопровождают 2 легковых машины с информационными щитами на крыше "OVERSIZE". Одна машина едет спереди, вторая следует сзади. При транспортировке особо крупных грузов тягач может сопровождать целый эскорт с полицейскими.



Негабаритный груз



После сервисной станции Экла (Eucla) мы пересекли границу штата  и въехали в Южную Австралию. Это практически середина пути, из этой точки до ближайшего городка всего-лишь 495 километров.



In the middle of nowhere...

Провоз в Южную Австралию некоторых овощей и фруктов запрещен. Это сделано для того, чтобы предотвратить попадание насекомых из других штатов. На всех более-менее крупных трассах оборудованы специальные посты, где проводится досмотр транспортных средств. Если в машине найдут запрещенные к провозу фрукты/овощи, то могут оштрафовать на крупную сумму.

Тут Эйр Хайвэй идет практически вплотную к океану. Мы въехали на территорию национального парка "Great Australian Bright Marine Park". В нескольких местах можно свернуть с трассы и, следуя указателям, остановиться на стоянке. Отойдя от стоянки всего пару сотен метров на юг, мне открылись поразительные виды на обрывы и Индийский океан.



Эти места знамениты тем, что сюда приплывают киты. Китов я не увидел, но заметил дельфина, которого сфотографировать не получилось.





Водитель дал мне полчаса для прогулки у океана, а сам устроился спать. В назначенное время я вернулся к машине, и мы продолжили свой путь на восток. Времени для отдыха не осталось, поэтому по дороге мы сделали всего пару коротких остановок. Сэдьюна встретила нас пунктом фито-контроля на въезде уже в темноте. Тут уже супермаркеты, хорошая связь, вода и люди.

Теоретически пересечь автостопом Наллабор можно и за 1 световой день. Некоторым путешественникам это удавалось сделать за 4 дня. Никогда не знаешь, сколько уйдет на это времени. Там действительно очень мало воды, летом (с ноября по март) велика вероятность лесных пожаров, а животные так и норовят прыгнуть под колеса вашей машины.

travel, animals, foto, truck, australia

Previous post Next post
Up