"Два мира - два шапира" или...Марш Радецкого.

Sep 29, 2013 21:31

image Click to view


Вот таким я нашел этот марш в современном австрийском видеоклипе.
Под военный марш... танцуют. Впрочем, потом в этом видеоклипе звучат главные вальсы Штрауса. И тогда я полностью могу согласиться с музыкой и изображением.
Все это в дворце Шёнбрунн, летней императорской резиденции, построенной императрицей Марией-Терезией.
Про Шёнбрунн будет отдельная запись.



На самом деле, шапиров в моей записи будет не два, а три.
Двое - чехи, Йозеф Швейк и Венцлав Радецки, и один - австриец, император Франц-Иосиф.
Я знал много только о Швейке и его альтер эго, Ярославе Гашеке.
Об остальных двоих я толком узнал только в этом путешествии.
В романе Гашека остальные двое тоже упомянуты. Правда, несколько в ином контексте, чем я их сейчас воспринимаю.
После того, как я узнал о Франце-Иосифе гораздо больше, чем прочел у Гашека, именно Император, а не Бравый Солдат Швейк остался моим героем в противостоянии императора и Швейка.
Так вот, оказывается, старший сын эрцгерцога Франца-Карла, сына Франца II и младшего брата Фердинанда I, Франц-Иосиф стал императором в... 18 лет. Почему?
Потому что остальные его сановитые родственники, отец и дядя, элементарно испугались. Испугались за свои жизни.
Они помнили о судьбе короля Франции во время Французской Революции. И других королей, многие из которых закончили на плахе, как и последний Людовик.
В ходе австрийской революции 1848 года его дядя отрёкся от престола, а отец отказался от прав наследования.
Не побоялся взять на себя очень может быть смертельную ответственность только 18-летний пацан. Франц Иосиф I оказался во главе многонациональной державы Габсбургов.
И сохранил империю еще на 68 лет, именно столько он правил. Правда, после его смерти, через 2 года империя все равно распалась.  Франц-Иосиф не был в этом виноват. Он сделал все, чтобы продлить существование одной из великих империй Европы.  И за время жизни Императора она продолжала нести народам в нее входившим закон, веротерпимость, защиту от внешних угроз, просвещение и технологические новшества, т.е. все то, что приносит Империя вараварам, которые добровольно или принудительно входят в ее состав.
Я хотел бы отметить то, что касается моих соплеменников, евреев: им предоставила религиозную свободу Империя Гарсбургов раньше, чем революционная Франция.


Сделал это великий реформатор и просветитель, Император Иосиф II.

Вот как о нем пишет ВИКИ:

Иосиф был одним из самых деятельных людей своего времени, который, не щадя ни себя, ни других, совершенно изнурил себя работой. Его бесчисленные путешествия были не триумфальными прогулками, а тяжелым трудом добросовестного ревизора. Входя во всё самолично, он искренне верил в своё призвание вывести Австрию из отсталого состояния путём реформ, идущих сверху.

Так вот, отец Франца-Иосифа был племянником Иосифа Второго. Т.е. великий предшественник последнего императора Австро-Венгрии был ему двоюродным дедушкой.
И именно Франц-Иосиф унаследовал главное, чем славился и Иосиф Второй: невероятную работоспособность и храбрость государственного деятеля, который берет на себя ответственность.

Только что принявший на себя ответственность восемнадцатилетний мальчишка в 1848-м году, когда казалось, что бунтовщики свергнут монархию и развалят империю через несколько недель, отправив императора на плаху, не побоялся призвать старого солдата, которому было в это время 80 лет, на спасение империи. О человеке, который помог молодому Францу-Иосифу спасти империю, я напишу подробнее ниже.
И чудо тогда свершилось, гидра революции была раздавлена. И в Австрии и в Италии и в Чехии и в Венгрии.
Империя была спасена. Австрийским войскам, верным императору, помогли русские солдаты. Чудо-богатыри раздавили бунтовщиков в Венгрии.

Император Франц-Иосиф, помимо фантастической работоспособности, 68 лет подряд он работал по 16 часов в сутки,
был известен простотой быта, консерватизмом, интересом к науке и технологическим новшествам.
Вот это фотографии современных изображений Императора на улицах Вены с соответствующими надписями:



Подпись:
Франц-Иосиф работал в среднем 16 часов в сутки, 68 лет подряд до конца жизни.



Здесь написано:
Франц-Иосиф.
Трудоголик. Профессия - Император.

Модными поэтами и писателями он, увы, не интересовался. Было кому, кроме него.


Вот памятник старому солдату Францу-Иосифу перед его Дворцом Хофбург.



Я пытаюсь примазаться к славе старого солдата, поставив себя рядом с памятником великому человеку.

А теперь вернемся к Швейку. Я кардинально поменял мнение о нем сегодня, по сравнению с годами моей юности.

Сегодня Йозеф Швейк для меня - это обобщенный тип предателя, дезертира, человека, который не хочет воевать за страну, в которой живет.
Он зарабатывает себе деньги продажей краденых собак, т.е. в обычной жизни он просто вор.
Но для левых либералов, как на Западе, так и на Востоке, он - герой.
Потому что предательство для этих людей - и есть героизм.
Тем не менее, в шестидесятые все было не так с моими убеждениями. Поэтому, хоть самой цитируемой книгой в наших разговорах конечно же был гениальная дилогия Ильфа и Петрова, мы ее знали практически наизусть и продолжали с любого места... среди книг, наиболее часто цитируемых был Швейк.
Мы часто вставляли в разговор:

- Аналогичный случай был в Чешских Будеевицах...

- Вы меня не знаете, но вы меня еще узнаете...

и многое другое.
Кстати, Швейк имеет отношение к одной из наших любимых книг конца шестидесятых, Уловка-22.
Джозеф Хеллер именно прочитав "Швейка", взялся за "Уловку". И она конечно повторяет швейковские мотивы.
Ильф и Петров тоже явно прочли главу, где Швейк косит от армии, когда писали ту главу, где Берлага в Сумасшедшем Доме хочет переждать чистку в "Геркулесе".
Можете сами оживить в памяти, сходство несомненное:

http://militera.lib.ru/prose/foreign/hasek/08.html

Но удивительно то, что герой, который воевал за Империю, воевал до глубокой старости, был многократно ранен в боях, в одном из сражений он получил сразу пять ран, был тоже чехом, как и Швейк. Одно из его имен было Венцлав, а фамилия тоже вполне славянская - Радецкий.

Вот несколько фотографий памятника Фельдмаршалу Радецкому.
Я его фотографировал с разных сторон.






Дальше я цитирую и про памятник и про самого Фельдмаршала:

Памятник фельдмаршалу графу Иоганну Йозефу Венцелю Радецкому фон Радец (Johann Josef Wenzel Radetzky von Radetz, 1766-1858) в Вене расположен перед зданием Министерства труда (бывшим зданием Имперского Военного министерства)
Много славных военных страниц было в истории Австрии. Захватывающих сражений и триумфальных побед. Без них Австрия никогда не смогла бы стать той могущественной империей, в которую она превратилась в XIX веке. Не последнюю роль в этом сыграл талантливый полководец граф Иоганн Иосиф Венцель Радецкий (Johann Joseph Wenzel Graf Radetzky). «Под твоей опекой вся Австрия» - гласит надпись на памятнике главнокомандующему Радецкому (1766 - 1858 гг.). Он был одним из самых любимых в народе полководцев. Граф всегда оставался веселым, жизнелюбивым человеком, а названный в его честь марш Иоганна Штрауса-отца только добавил ему популярности. «В добрый час, мой полководец, зовут дела! Не сидеть же в лучах славы, ведь под твоей опекой вся Австрия. Без тебя мы просто отдельные части», - примерно так звучат стихи поэта Франца Грильпарцера, посвященные Радецкому, вернее, та строка, которая выгравирована на памятнике.
Заказ на памятник получил самый видный скульптор того времени Каспар Цумбуш (1830 - 1915 гг.), о котором уже упоминалось выше. 24 апреля 1892 года сам император Франц Иосиф присутствовал на открытии монумента.
Полководец сидит на коне. Одна его рука вытянута, другая держит фельдмаршальский жезл. На левой стороне постамента выгравирована сцена военного совета с его участием, на правом показано празднование по поводу провозглашения Радецким военного перемирия в 1849 году. Главнокомандующий руководил реальными военными действиями и в 82-летнем возрасте, когда подавлял мятежи в Милане или отстаивал по приказу императора независимость малых государств.
Самая тяжелая битва его ожидала в 1848-м году, когда ему было уже более 80-ти лет. В этом году ему пришлось подавить революцию не только в Италии, Австрии и Германии, но и на своей родине, в Чехии.
2-го декабря 1848-го года молодой, лишь восемнадцатилетний император Франц-Иосиф Первый попросил у него поддержки. Радецки согласился и в 1849-м году осуществил свой последний поход в Италию. Поход был недолгий, но зато полный кровавых сражений. Радецки одержал полную победу. Почти все европейские монархи наградили его высшими наградами, и Радецки стал почти символом победы монархии над революцией. Как раз в этом его историки и любители истории столько раз упрекали. На пенсию он вышел в полном здравии в 1857-м году. Но состояние его здоровья быстро ухудшалось. Под новый год он неожиданно заболел воспалением легких и 5-го января 1858-го года в итальянском городе Милане скончался. Он был и всю жизнь остался солдатом. Свою трудную и не всегда чистую работу он всю жизнь старался делать честно и справедливо. Разве можно сказать, что это мало?

На фронтоне здания Имперского Военного Министерства, перед которым сооружен памятник Радецкому, под гигантским двухглавым орлом, размах его крыльев не менее 10 метров, располагается надпись на латыни, где снова фигурирует император.
Там написано, что император Франц-Иосиф повелел построить это здание и его строительство завершилось в 1913-м году.


Вот имперский орел с надписью под ним, которая сверкает золотом букв.



Архитектура здания - грандиозна. Если существуют архитектурные символы империй, то этот, один из самых впечатляющих.

А вот где упомянут Венцлав Радецкий в "Швейке":

Молодой военный врач, чистая и пока еще не испорченная душа, попросил у старшего штабного врача слова. Его речь отличалась от речи начальника оптимизмом и наивностью. Говорил он по-немецки.
Он долго рассусоливал о том, что, дескать, каждый из тех, кто покидает лагерь и вернется в свой полк, должен быть победителем и рыцарем. Он убежден, что они сумеют владеть оружием на поле брани и быть честными людьми всюду: и на войне и в частной жизни; что они будут непобедимыми воинами и никогда не забудут о славе Радецкого и принца Евгения Савойского, что кровью своей они польют необозримые поля славы австрийской монархии и достойно выполнят миссию, возложенную на них историей. В отважном порыве, не щадя своей жизни, под простреленными знаменами своих полков, они ринутся вперед к новой славе, к новым победам...
В коридоре старший штабной врач сказал этому наивному молодому человеку:
- Послушайте, коллега, смею вас уверить, что старались вы зря. Ни Радецкий, ни этот ваш принц Евгений Савойский не сделали бы из этих негодяев солдат.

Когда я искал видео с Маршем Радецкого, то хотел найти что-нибудь адекватное герою, в честь которого марш был создан.
Увы, сначала мне попадались только легкоысленные видеоматериалы, где под марш почему-то плясали австрийские девушки и юноши. Плясали нечто вроде гавота или мазурки.
Именно этот вариант я поставил в начале этой записи.
Но меня не устраивала только такая версия Марша Радецкого и я продолжал поиски.
И вдруг я понял, где искать. Надо было искать там, где марш по-прежнему звучит на военных парадах, а не на балах.
Я узнал, что "Марш Радецкого", это официальный марш чилийской армии, армии, которая спасла свою страну от коммунизма.
И если в 1848-м году Фельдмаршал Радецкий спасал свою империю от республиканской заразы и неминуемого распада, в 82 года он снова сел на коня, чтобы вести верные императору войска в бой, то в 1973-м другой герой, повел верные ему войска в бой, против левой сволочи.
Вот почему "Марш Радецкого" звучит в честь другого героя сражавшегося за правое дело, как и его великий предшественник, в честь которого был написан марш:

image Click to view


evropa 2013

Previous post Next post
Up