(1917-1923-й годы в рисунках советского художника Ивана Владимирова)
Когда я ставил предыдущую запись, я как обычно искал к ней графический материал, фото или картину. Google мне подбросил именно тот рисунок, который вы там увидели.
Но потом, когда я уже поставил эту запись, я вернулся к поиску и хотел узнать о судьбе художника, который делал зарисовки с такими сюжетами. Ожидал, что он расстрелян.
Оказалось, что ничего подобного, он был весьма успешен, писал картины под таким названием "Ленин и Сталин в Разливе" был обласкан Советской Властью, награждён Орденом Трудового Красного Знамени и умер в своей постели, а не в расстрельном рву. Оказалось, что все его зарисовки первых лет Революции, Органы никогда не видели, иначе бы он конечно долго не прожил.
Первые несколько рисунков цикла Ивана Владимирова я нашел на англоязычном сайте, вот здесь:
https://www.wikiart.org/en/ivan-vladimirov/all-works#!#filterName:Series_cycle-of-documentary-sketches-of-1917-1922,resultType:masonryИнтересно, что в названиях этих рисунков используются русские слова:
The pogrom of the Winter Palace
"Погром" просто написан латинскими буквами.
То же и ЧК:
In Basements of Cheka
Но как же всё-таки эти смертельно опасные для их автора зарисовки сохранились. Об этом вы узнаете из дальнейшего текста:
http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/svidetel-istorii-khudozhnik-ivan-vladimirov/ Свидетель истории. Художник Иван Владимиров
Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) до недавнего времени был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза («В. И. Ленин на митинге» (1923), «Взятие будёновцами Мелитополя» (1925), «Бегство буржуазии из Новороссийска» (1926), «Баррикады в Испании» (1936), «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Разливе в 1917 году» (1937) и др.)
Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде - пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.
Погром в Зимнем дворце. 1918.
Как же попали рисунки Владимирова в США? Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов - русской «Нивы» и английского «The Graphic». При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.
Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.
В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA - Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами - прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA (Young Men’s Christian Association - «Юношеская христианская ассоциация») - Спэрджен Милтон Кини и Этан Теодор Колтон. Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.
Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.
Фрэнк Голдер - историк, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при Стэнфордском университете институт, изучающий Первую мировую войну и ее последствия. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).
Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России
Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это и послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.
Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.
После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.
Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918.
Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10 - в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом «Russia in Revolution», в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.
Буржуазия на трудовой повинности. 1920.
Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: «To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923.» (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)
Конвоирование арестованных
Напрашивается вопрос - а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен?
В подвалах ЧК. 1919.
Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения.
Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919.
В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики - это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям.
Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.
Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.
Поиски съедобного в помойной яме. 1919
В последний путь
Генерал - князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).
Петроград, июнь 1922 г.
Перед обыском и изъятием. 1920.
Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.
Изъятие церковных ценностей. 1922.
Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922.
Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.
У рояля. 1920-е годы.
Урок коммунизма для крестьян. 1922.
В театре. Царская ложа. 1918.
На посту. 1918.
Некому защитить. 1921.
Гранд-отель "Европа". 1923.