Решил расписать своё понимание данного явления, причин его появления, властное сопровождение сего "проекта" и промежуточные итоги моих познаний в этой области. Возможно, кому-то это может пригодиться. Заранее предупреждаю, что букв много, но без этого никак не обойтись.
Начну по порядку:
1) Порядок изменения способа оплаты потребленного коммунального ресурса собственниками помещений в многоквартирных домах был утвержден постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (
http://base.garant.ru/12186043/), и п.40 Правил гласит:
"Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуг отдельно вносит лату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)."
При этом, наш регион принял решение отсрочит оплату ОДН на отоплениепо нормативу до 2015г., а по газу оплата ОДН по нормативу постановлениями не предусмотрена.
Остается водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.
Таким образом, нашим региональным властям было заблаговременно известно, что с сентября 2012г. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354)" вступают в силу полностью и им необходимо заране произвести расчеты по определению нормативов оплаты ОДН (у нас такими полномочиями наделено Министерство ЖКХ).
2) При этом необходимо отметить, что:
"норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации применяемый для расчетаразмера платы за коммунальную услуг при отсутствии приборов учета.
Т.е. при наличии общедомовых приборов учета оплата ОДН обязательна, при их отсутствии - только после вступления в силу утвержденных МинЖКХ нормативов по ОДН.
Еще один момент:
вся эта история с введением отдельной оплаты ОДН преподносится под предлогом того, чт эти расходы были включены раньше в состав общего норматива на услугу, а теперь их выделили, и, якобы, к значительному увеличению платежей это привести не могло.
Но смею вас уверить, что здесь есть лукавство - если бы ОДН раньше входило бы в общий норматив, то никакого увеличения платежей не произошло бы. Раз увеличились - значит это потребление учтено в общем нормативе до сентября 2012г не было.
То же самое показывает и опыт эксплуатации общедомовых приборов учета по крайней мере, по горячему и холодному водоснабжению), когда жители оприборенных домов вынужденно оплачивали разницу между показаниями общедомовых приборов учета и поквартирным потреблением.
Можете поинтересоваться у знакомых, проживающих в оприборенных домах ТСЖ или домах УК, они Вам это подтвердят. В силу своей профессии я имею достоверную информацию по данному вопросу и эта разница в показаниях порой достигала и достигает значительных величин. Многие оприборенные дома по данной причине прекращали эксплуатацию общедомовых приборов учета и переставали производить оплату по их показаниям, переходя на показания индивидуальных приборов учета. Но ресурсники, пользуясь законодательством (прошлое постановление №307), показания квартирных приборов учета не принимали, если дом имел форму управления ТСЖ или УК - именно с этим связаны прошлые судебные разбирательства между жильцами и Лукойл-ТТК.
В случаях же домов с НУ коллективной ответственности жильцов перед ресурсниками нет, единого юридического лица тоже нет, и в данном случае показания квартирных приборов учета к начислениям должны были приниматься - по этой причине суды с Лукойл-ТТК жители домов с НУ выиграли (об этом писал О.В.Шеин).
А почему же ресурсники занимали такую позицию?
Потому, чт в домах без общедомового учета при расчетах исключительно по показаниям квартирных приборов учета общедомовые потери коммунального ресурса раньше никем не оплачивались, а нормативов на ОДН на тот момент не существовало. Т.е. ресурсники несли необоснованные небалансы-убытки.
В тариф же данные потери ресурсники включать не могли, т.к. согласно методикам, определяющим способ формирования тарифов не предусмотрено включение в тариф потерь ресурса в инженерных коммуникациях, принадлежащих потребителям.
Общедомовые коммуникации принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме, а оплата потерь в этих коммуникациях при отсутствии общедомового учета ими раньше не оплачивалась. При этом все юридические лица, имеющие на своем балансе как наружные, так и внутренние коммуникации нормативные потери, определяемые расчетным путем, всегда оплачивали.Вот такая вот казуистика.
По этой причине 354-е постановление с введением ОДН для ресурсников было спасительным и долгожданным.
Также оно призвано стимулировать граждан к установке общедомового учета потребленных ресурсов, тобы не платить за "несуществующие" повышенные нормативные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых коммуникациях.
В поддержку этого выступает и п.2 ст.13 ФЗ №261 "Об энергосбережении":
"расчетные способы должны определять количество потребленных энергетических ресурсов таким образом чтобы стимулировать окупателей энергетических ресурсо к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов."
3) По информации, размещенной в блоге Олега Васильевича Шеина (
http://oleg-shein.livejournal.com/797788.html http://oleg-shein.livejournal.com/796620.html) за ресурс, потребленный на ОДН с сентября по ноябрь 2012г. (подробнее о причинах см. его посты по ссылкам) платить не нужно, а с декабря по январь возможно придется.
Возможно потому, что за декабрь собираются судится.
На счет этого момента пояснить ничего не могу, но в январе МинЖКЖ опубликовало свое постановление (постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 24.01.2013 №2-п,
http://zhkh.astrobl.ru/document/739 о приостановке действия нормативов на ОДН, полученных расчетным путем и утвержденных ранее
http://zhkh.astrobl.ru/document/633).
При этом в п.4 постановления №2-п говорится, что, в том числе:
"Приостановить до 01.09.2013г. действие постановления министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27.08.2012 № 162-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжени населением Астраханской области» в части введения в действие нормативов потребления коммунальных услу по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета."
А в информационном тексте на сайте МинЖКХ (
http://zhkh.astrobl.ru/press-release/deystvie-normativov-po-odn-priostanovleno) речь идет лишь о приостановке нормативов на ОДН по коммунальным услугам горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. Про электроснабжение нет ни слова - такая нестыковочка "профессионалов".
Но, в общем, речь идет только о приостановке до сентября 2013г. нормативных расчетов ОДН, а за ОДН по показаниям общедомового учета платить придется остается лишь определиться с периодом расчета.
При этом не исключаю, что после утверждения в сентябре 2013г. нормативов по ОДН, полученных аналоговым методом, не встанет вопрос об оплате по этим новым нормативам ОДН с февраля 2013г (т.е. будут доначисления, если с февраля никто платить не будет). Возможно и такое.
4) Теперь, что касается самого поняти "нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды".
В связи с началом волнения населения по поводу больших размеров сумм на оплату нормативов потребления ОДН МинЖКХ наспех разработало памятку для населения с попыткой объяснения этого загадочного термина и с пояснением того, что же входит в данное понятие, т.е. за что люди должны платить.
На счет отопления и электроснабжения лично мне всё понятно и без их памятки т.к. потребление электричества в местах общего пользования(освещение подъездов, подсобных помещений, работа лифтов и пр. и отопление этих же мес (подъезды, подсобные помещения, чердаки - перечень мест у разных домов свой, но факт есть факт - много тепла уходит на отопление не только квартир и потери тепла в подвала (изоляция труб потери не ликвидирует, а лишь уменьшает их, приближая к нормативным реально имеют место быть.
Возникает лишь вопрос с ОДН на водоснабжение и водоотведение тут наши "профессионалы" блеснули умом и выдали -
ОДН на эти услуги включают:
- помывку мест общего пользования,
- промывку систем,
- наполнение систем после сбросов,
- водоразборы в местах общего пользования
Моё мнение и мнение многих возмущенных граждан и депутатов это глупость, т.к. преречисленные виды затрат обойдутся в гораздо меньший объем затраченных ресурсов, да к тому же где наши "профессионалы" видели водоразборные вентиля холодной и горячей воды в подъездах, лифтерных, подсобках, калясочных (именно площади этих мест общего пользования были учтены при разработке нормативов на ОДН) Их просто нет в этих местах. И поэтому простым гражданам таких объяснений не понять, только злиться будут.
А почему же тогда именно эти площади мест общего пользования были включены в расчет нормативов потребления ресурсов на ОДН?
Дело в том, что согласно разъяснительному письму Министерства регионального развития (
http://zhkh.astrobl.ru/document/712) право выбора конкретных мест общего пользования, площади которых можно использовать при определении нормативов на ОДН дано региональным органам власти
И в письме приведе примерныйперечень этих мест - тамбуры, коридоры, лестничные клетки, калясочные, электрощитовые, помещения обслуживающего персонала.
Наши же власти, не заморачиваясь и не вдумываясь, выбрали именно эти места для определения нормативов, взяв все площади таких мест из данных технических паспортов на жилые дома, за исключением площадей подвалов, чердаков, балконов.
При этом в самом разъяснительном письме говориться о том, что этот перечень мес должен быть общим для всех коммунальных услуг. Но ведь вполне логично брать площади именно тех мест общего пользования, где теоретически возможно потребление ресурса на ОДН, т.е. для водоснабжения и водоотведения это подвалы и чердаки (для домов с чердачной разводкой), но никак не подъезды, колясочные и пр.
Это, я считаю, является серьезной ошибкой, просчетом законодателей.
Но вернемся к "профессионалам" МинЖКХ и их пониманию ОДН:
сначала они пытаются разъяснить свое видение ОДН населению, разбрасывая по ящикам памятки, но потом, участвуя во Всероссийском совещании под председательством главы Минрегиона России Игоря Слюняева (
http://zhkh.astrobl.ru/press-release/oblastnoe-zhkh-vystupilo-s-predlozheniem-v-ministerstvo-regionalnogo-razvitiya-rf-v), открыто признаются, что:
"выделение оплаты отдельно на общедомовые нужды нецелесообразно так как в законодательстве отсутствует четкое определение, что входит в коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества, или необходимо предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решение по определению общедомовых нужд по всем видам коммунальных ресурсов".
То есть работники МинЖКХ сами не понимают смысла того, чем занимаются (что считали? зачем это нужно? как это потом объяснить? смех, да и только), а первый заместитель министра ЖКХ Астраханской области Светлана Архаров открыто призналась в своей некомпетентности, поскольк в законодательстве есть четкое определениетого, что входит в коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества, а именно:
"Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услу включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсо и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме" -
п.29 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (утв
постановлением равительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306).
Согласно п.п. 10.1.1, 10.1.2 Приказа Министерства энергетики РФ от 30 декабря 2008г. №325 (
http://base1.gostedu.ru/58/58168/):
"К нормируемым технологическим затратам/потерям теплоносителя (аналогично коммунального ресурса) относятся:
- затраты на заполнение трубопроводов перед пуском после плановых ремонтов и при подключении новых участков сетей;
- технологические сливы ресурса средствами автоматического регулирования теплового и гидравлического режима, а также защиты оборудования;
- технически обоснованные затраты ресурса на плановые эксплуатационные испытания сетей и другие регламентные работы;
- неизбежные в процессе передачи и распределения потери ресурса с его утечкой через неплотности в арматуре и трубопроводах сетей в пределах, установленных правилами (в пределах 0,25% среднегодовой емкости трубопроводов сетей в час)".
То есть, нет в этом перечне работ на помывку мест общего пользования и водоразборы в местах общего пользования.
Таким образом, понятие "нормативные технологические потери коммунальных ресурсов" законодательно уже определено, надо только уметь объяснять это гражданам и быть при этом предельно честными, не лукавя и не выдумывая себе оправдания, избегая при этом какой-либо ответственности. И велосипед изобретать не надо, а добиться нужно того, чтобы при определении норматива ОДН использовать те площади, где потери и потребление конкретного ресурса теоретически возможны.
Ну а моё мнение насчет этой затеи с ОДН таково:
Живем мы при капитализме, либерально-буржуазной и наиболее антисоциальной его форме, где каждый сам за себя и интересы индивида зачастую преобладают над интересами всего общества. Жить в такой форме организации хозяйства мне очень не приятно, но решили, как говорится, за меня.
Такая форма организации предполагает оплату всего и вся за счет граждан, а государство призвано охранять частную собственность, при этом накладывая на самого собственника все бремя ответственности за эту собственность, а также собирать налоги и оказывать за них услуги. При этом услуги по бесплатному оснащению домов приборами учета не предусмотрены действующим законодательством, а бремя это возложено на самих собственников.
Так что, при такой законодательной базе введение ОДН как мера стимулирования собственников к оснащению домов общедомовыми приборами учета оправдана. Вопрос лишь в том, насколько сильной в денежной форме данная мера должна быть - в какие сроки данная проблема должна быть решена.
На мой взгляд сильные маневры здесь лишь накаляют обстановку и повышают социальную напряженность в обществе - действовать необходимо мягче, постепенно, а для этого величина нормативного потребления ОДН, полученная расчетным или аналоговым методом, заоблачной быть не должна, возможно лишь ее небольшое превышение (не более 10-15%) той же платы собственниками оприборенных домов.