May 07, 2020 19:44
Богослужебные уставы это зафиксированные письменно практики христианской богослужебной жизни. В отличие от современного понятия устава, который гарантирует видимое единообразие, древние уставы были скорее руководством к действию, принятым в данном храме или монастыре.
По большому счету устав был везде свой. Он отражал сформировавшиеся практики богослужений и действий для их подготовки. Был некоторый монастырь, у него был свой устав: куда стать, где сидеть, куда жезл поставить, когда его забрать… Правила внутреннего распорядка. Для простоты устав включал в себя еще и правила трапезы. Как и когда молимся, что едим после молитвы. Такое положение вещей обеспечивало не «горизонтальное» единообразие с другими храмами и монастырями, а «цикличное». Каждый год одни и те же продукты, в одно и то же время, после одного и того же чинопоследования. Жизнь тиха, молитвенна, размерена и прекрасна.
Соответственно для больших и пышных храмов были уставы торжественных служб, для монахов, которые считали, что пение тропарей приведет службу в подобие уличных песен и плясок, были службы с чтением большого количества Священных текстов.
Со временем, когда имперский характер византии задал тон церковному устройству, уставы стали отражать образцовые практики. Вместо свободного полета мысли - строго ограниченное единообразие, в том числе позволяющее отделить «своих» от «чужих». Так постепенно оформился устав, который мы знаем в Русской Церкви. В каждом храме идет приблизительно одна и та же служба. Любое отклонение от «норм» тут же вызывает на себя массу критики. Примеров много: чтение Евангелия лицом к народу/в алтаре, крестный ход по/против солнца, служение Литургии Преждеосвященных Даров утром/вечером.
По аналогии с уставом складывается практика современных постов. Для большинства мирян гастрономические требования устава являются непосильными. Это приводит к когнитивному диссонансу и чувству вины и собственной неполноценности. Однако многие современные проповедники призывают выстраивать свой личный устав поста с оглядкой на церковную практику. Сделать это довольно сложно. Во-первых, нужно знать этот самый загадочный церковный устав, а во-вторых, нужно понимать его суть, чтобы по образцу сделать нечто уникальное для себя.
Собственно в историко-географическом контексте кажется невообразимым распространение практики какого-либо одного монастыря на всю Церковь. Но именно такое положение вещей мы наблюдаем. По этой причине давно ведутся разговоры о церковных реформах и создании некого нового приходского устава.
Конечно, на сегодняшний день дать волю каждому настоятелю придумать свой приходской устав невозможно. Во-первых, из-за объективно низкого уровня образования многих священнослужителей (а как следствие и церковной культуры), во-вторых, это может привести к протестантизму внутри Православной традиции, что будет тяжелее переноситься Церковью, чем христианское язычество, которое за 10 веков не было изжито на Руси.
Поэтому для того, чтобы преобразовать существующую форму её важно изучить, а самое главное понять. Что является структурообразующим фактором, обеспечивающим функционирование системы под названием «Устав», а что является местечковым проявлением традиций, причем не всегда православных.
А пока, попутно с изучением богослужебного устава можно задуматься о своей личной практике христианского поста. Как построить меню в соответствии с аскетическим назначением, основываясь на уставе и понимании поста святыми отцами, в настоящее время.
Богослужебный устав,
Лекция