Не знаю что заставило знаменитого американского скульптора-авангардиста
Александра Колдера, чьи работы украшают главные площади самых знаменитых городов мира, согласится начать работать около скромного МАТНАСа, только, только зарождающего тогда, нового квартала столицы Тальпиот-Мизрах.
Однако факт остаётся фактом- в 1976 году, в свой первый визит в Иерусалим, скульптор именно там возводит свою "Красная корову" которая как бы объединяет оба его авторских стиля подвижно-неподвижной скульптуры, прозванные уже им самим «мобиле-стабиле». "Красная корова" жёлтая голова которой и вымя, время от времени вертятся под напором иерусалимского ветра, стоит на фоне сплошной (словно крепостной) стены общинного центра.
В тот же визит, при активном содействии Тедди Колека, мастер начинает искать подходящие место и для другой своей, на этот раз монументально стабильной скульптуры "Жест Иерусалиму". И надо отдать ему должное, место было выбрано поразительно мастерски-около израильского пантеона горы Герцля, с прекрасной панорамой на окружающие иерусалимское горы. Вторая иерусалимская работа скульптора оказалась намного более знаменитой чем первая, скромная и по размерам и по своему местонахождению. Но вот превратности судьбы и за второй, почему то, крепко закрепилось то же название-"Красная корова" только так и не иначе её называют местные жители. Связано ли это с древним иудейским символом красной коровы и её пепла, или с ярко красным цветом самого "Жеста"- не мне судить.
Хочется только добавить, что по тому же проведению она оказалась самой последней работой Александра Колдера, и была поставлена через два года после его смерти. Так что без натяжки можно сказать, что этот монумент как бы поставил точку в творчестве знаменитого художника, именно в нашем вечном городе. И я надеюсь что две его "Красные коровы" такие разные на первый взгляд, будут нам ещё долго напоминать об этом удивительном мастере..