Преддверие православного Рождества мне кажется вполне подходящей датой чтобы продолжить свой рассказ про некоторые из церквей Милана.
Базилика Сант-Эусторджо (Святого Евсторгия) особенно подходит для этой цели, ибо оказывается что над ней вместо креста, возвышается именно Вифлеемская (Рождественская) звезда!
И это конечно не случайно, ибо именно в ней первоначально хранились мощи волхвов (трех царей) из той же знаменитой вифлеемской истории про рождение чудесного младенца, и только намного позднее они были перенесены в знаменитый Кельнский собор, где вроде бы находятся и по сей день. Святой же Евсторгий - это миланский епископ, который и перенёс их в четвёртом веке из Константинополя в Медиолан. Через век над ними была построена специальная часовня, а позднее XI-XII век и сама базилика. К сожалению она была закрыта и внутрь мы не попали. Зато я обратил своё внимание на вот эту довольно высокую и не понятную мне статую, очередного святого с мечом на голове.
Понадобились довольно продолжительные гугло-поиски, прежде чем мне удалось выяснить кто же это такой. Оказывается не кто иной как
Мученик Пётр Веронский. Вот так в поисках, как говорится, и находится истина.
И вторая церковь с длинным названием Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (которое попросту означает церковь Святой Марии при Святом Сатире) тоже уникальная.
Но на этот раз главным образом своим архитектором. Старую церковь Святого Сатира в 1480 году решили перестроить и значительно увеличить, и эта задача была поручена архитектору Донато Браманте. Во время перестройки выяснилось, что предусмотренная абсида за алтарём не помещается в отведённое для неё пространство - мешала близлежащая улица, которую архитектор передвинуть конечно не мог. И тогда он придумал действительно гениальное решение, в полном соответствие с бессмертными словами поэта - что нам стоит дом построить, нарисуем будем жить! И он в самом деле нарисовал ложную перспективу - оптический обман, оптическую иллюзию, создав удивительный визуальный эффект глубины алтаря, при реальных размерах пространства менее метра! Судите сами на этом вот снимке, какой вам кажется глубина объёма за алтарём? пять метров, семь, десять?
Так вот, настоящая оказывается всего 97 см (я не догадался сфотографировать также со стороны, чтобы наглядно доказать, так что ставлю фото из интернета на котором хорошо видна настоящая ширина.).
Специалисты считают что это первый пример использования оптической иллюзии в мировой архитектуре (по крайней мере то что нам известно, и на который и сейчас буквально можно поглядеть собственными глазами). Конечно в оформление церкви есть и ещё много чего интересного - например скульптурная группа из терракоты «Оплакивание мёртвого Христа» работы Агостино Де Фондутиса, или специальные круглые световые окна, которые на сферическом потолке базилики смотрятся особенно эффектно.
Но конечно "оптический обман" это то что особенно привлекает туристов. А мне лишь остаётся поздравить всех православных с наступающим Рождеством, а к остальным храмам Милана мы ещё вернёмся
в следующий раз..