БЕЛОРУССИЯ
Началось это безобразие 19-го ноября сего 2012-го года. Сначала это вовсе не выглядело авантюрой. В тот день у моей дочери был день рожденья. Сейчас уже многие не помнят, что 19-е ноября у нас «День ракетных войск и артиллерии». Мы с женой собирались назвать дочь Машей, но, благодаря такому стечению обстоятельств, дочь наша стала Катюшей.
Говорят, в имени человека заложена его если не судьба, то характер. Нужно сказать, моя дочь оправдывает своё имя, данное её в честь реактивной минометной установки, наводившей в своё время ужас на врагов.
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовёт отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей за слёзы жён и матерей,
За нашу Родину! Огонь, огонь!
Шутка, конечно. Но назвал я дочь, действительно в честь «Катюши», на которой воевал мой отец и, её день рождения обычно окрашен некоторой патриотической дымкой. Этот раз не был исключением. Дочь подловила моё настроение и, как бы невзначай, предложила совершить автобусную экскурсию в Европу, в частности, в Берлин. И я дурак согласился. В эйфорическом настроении застолья всё выглядело легко и просто. Мы, не отходя от стола, заглянули в интернет, нашли соответствующие туры с заездом, кроме Берлина, в Париж, Прагу и куда-то еще. Даты выезда нас устраивали - ни ей, ни мне после Нового года ехать нельзя - дела, а тут мы прекрасно укладывались.
Я думаю, не стоит и говорить, что с оформлением паспортов и виз мы опоздали на эти туры. Я уже было плюнул на возможность расписаться на стене Рейхстага… Но нужно знать мою дочь, ей, если что втемяшится в голову… Одним словом, слаб человек (я имею в виду себя) - не устоял я перед её настойчивостью - 12-го декабря дал ей день на сборы, решив ехать на машине. А что? визы в паспорта вклеены, машина у меня новая, надежная. Поехали!
Первая неожиданность ждала меня еще дома, когда я узнал, что в Польше и Германии запрещена шипованная резина. Но я уже сам принял решение, и такие мелочи меня остановить не могли. Основные колёса у меня джиповые демисезонки: «грязь плюс снег» - чисто летней резины я давно уже не беру, после того как однажды чуть не улетел с дороги на внезапно выпавшем снегу. Однако и на «всесезонках» по России в декабре ехать опасно. Я поставил две шиповки на передние колёса, а на задних «снег плюс грязь», оно же в запаске и одно в багажнике, чтобы поменять перед самой границей. Необходимые в Европе колёсные цепи и светоотражающие жилеты мы купили по дороге.
Такие сборы нельзя, конечно, назвать основательными, но нам всего хватило, особенно взятой водки. Без неё русскому туристу выезжать за границу даже страшно. Я бы может взял меньше четырех бутылок, но это норма польской таможни - стыдно недобрать.
А вот со второй нормой хуже - они запрещают ввозить с собой больше двух пачек сигарет на человека! Свинство неимоверное! Мы едем на десять дней, значит, мне нужно пачек пятнадцать. Даже дело не в моей жадности - сигареты, к которым я пристрастился в последнее время, «Асмолов» - фирменные сигареты ростовской фабрики, даже в Москве не вдруг купишь, а в ихней Европе, тем более. Я рассовал свои пятнадцать пачек по всем сумкам и потайным ёмкостям машины. Найдут - пусть забирают.
Я люблю выезжать из Москвы в путешествия ночью, когда исчезают дорожные пробки. В Москве я не живу уже лет десять, но все поездки, кроме северных, начинаются с пересечения Москвы. Часа в три ночи я забрал дочь из московской квартиры, по пустым улицам мы пересекли город и вышли на Можайку. К рассвету мы уже остановились у границы Белоруссии.
Можно было и не останавливаться - граница открыта, но кончилась карта в навигаторе. Дочь предыдущим днём купила на Савеловском флэшку с пиратской картой Европы. Не без труда мы её запустили и двинулись дальше. Неполадки с техникой на этом не кончились. Я имею в виду электронику. Обращаюсь к счастливым обладателям айфонов:
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ ГРАНИЦЫ!
Лично мне айфон даром не нужен, но дочь носится со своим, как курица с яйцом. Она включила и себе и мне какие-то услуги по международному роумингу и сказала, что теперь нам все исходящие звонки будут стоить по 15, а входящие по 5 рублей, что в общем-то вполне приемлемо, но через пару часов её айфон умер. С моего аппарата она позвонила мобильному оператору и там её страшно порадовали, сказав, что айфон самостоятельно обновляет свои программы и наобновлял их уже на 15 000 рублей, после чего номер её отключили. Я не могу передать все эмоции моей Катерины, вылившиеся естественно на меня. Немного успокоившись, она еще раз позвонила оператору и послала их… в суд. Но мы остались с одним телефоном и без всяких замечательных функций отгрызенного яблока, как то: разговорников на всех языках, GPS и прочая и прочая.
Белорусская граница похожа на пропускной пункт оплаты дорог. Десяток будок в ряд со шлагбаумами и светофорами. Кого-то останавливают, но машины с российскими номерами пропускают беспрепятственно, шлагбаум поднимается мгновенно. Прямо за этим устройством начинается замечательная по качеству дорога. Встречные потоки разделены широкой полосой с отбойником, все обозначения и знаки хорошо видны и легко читаются, не смотря на белорусский язык.
К белорусскому языку привыкаешь быстро и графически и устно. От грамматики только крыша едет. У них, как нарочно, где должно быть «о», пишется «а» и наоборот. Например, надпись на указателе: БАРИСАУ, что это? А это город Борисов. Но еще раз говорю, привыкаешь довольно быстро, но по-русски там лучше не писать - начинаешь делать ошибки. С устным языком проще - по-белорусски говорит только радио, а его можно и выключить, но нам нравилось в каждой стране слушать местное радио. Это создает дополнительный колорит.
Вообще-то ехать за границу лучше в одну страну. За месячишко до этого взять разговорник и еще какие-нибудь пособия, подучить язык и чувствовать себя в стране пребывание более-менее комфортно, но это лишь благое пожелание, да и к Белоруссии не относится. Здесь всё и так понятно.
Белоруссия в очередной раз произвела на меня весьма благоприятное впечатление. Ухоженные поля вокруг, всё аккуратно, всё на месте. Небогатые, но очень приятные дома в деревнях. Дачные посёлки это дачные поселки, а не нагромождение кирпичных зАмков, как под Москвой. Туда попадаешь, будто обратно в СССР вернулся, но не в старый Союз, а в новый, модернизированный.
Но начнём с дороги. Качество покрытия не идеальное, но вполне хорошее. Разрешенная скорость для грузовиков - 100, а для легковых - 120 км/час. Кое-где бывают ограничения, но редко. Я поставил на круиз-контроле 125 и превышать эту скорость не было даже желания.
На заправках принимают три валюты: рубли российские, белорусские и евро. У кого и этих валют не имеется, может заплатить карточкой. Топливо дешевле, чем у нас, процентов на десять. Я заправлял солярку по 28 рублей за литр. Снобы ругают туалеты на заправках. Что есть, то есть, но снобам нужно следить за знаками: если туалет обозначен дорожным знаком, он вполне приличный, с мылом и сушилкой для рук.
Качество еды на дорогах не очень высоко, хотя все продукты натуральные. Здесь сохраняется еще невыводимый атавизм советского времени - странный общепитовский стандарт, неизвестно откуда появившийся на Руси. Первое, что мы съели в Белоруссии, это сильно разбавленные хлебом котлеты с жиденьким пюре. В меню были и традиционные драники со сметаной и что-то еще вкусное и с национальным колоритом, но всё это нужно было ждать, а не хотелось. Может быть, нам просто не повезло с едой.
На въезде в Брест, по обеим сторонам дороги аккуратно стоят новенькие таунхаузы. Дальше дома старше, но все в очень хорошем состоянии и вообще городок очень милый. Гостиница у нас была заказана только в Берлине, поэтому в Бресте её пришлось искать. Катя еще в Москве записала адрес. Его удалось прочитать в полувыключенном айфоне, но пиратская карта напрочь отказалась нас вести на улицу Крупской, у неё после улицы Машерова начинался открытый космос.
Но нас так просто не проведешь. Мы справедливо решили, что эта улица должна быть рядом с улицей её мужа и не ошиблись, улицу Ленина в любом старом городе найти не трудно. В гостинице сказали, что свободных двухместных номеров с раздельными кроватями нет, но могут оборудовать диванчик. Я поинтересовался ценой номера. Мне заявили какую-то сумасшедшую сумму. Я переспросил:
- Это что? в рублях?
- В рублях.
Тысяча километров дороги в первый день изматывает здорово, да в темноте по снегу и после бессонной ночи. Я минут десять не мог понять, что от меня хотят.
- Для вас россиян это сущие копейки.
Наконец я понял, что с меня просят не 3 500 российских рублей, а 350 000 белорусских, что в переводе равно примерно 1 200. От вполне уместного чувства облегчения в результате мы взяли два вполне уютных одноместных номера. Мы отъехали только в шиномонтаж, перебросить колёса, за что с нас взяли 100 рублей российскими и на обратном пути заехали в Брестскую крепость. Она оказалась совсем рядом с гостиницей.
Быть в Бресте и не побывать в Крепости большой грех. Нам сказали, что можно ехать туда прямо на машине, но у меня совести не хватило. К крепости ведет широкая дорожка, выложенная плиткой. Видно было, что здесь ходят уборочные машины, но я остановился у этой дорожки. Дальше мы пошли пешком. Из-за этого крепости мы толком не видели. Зашли под арку огромного декоративного входа с остатками старой стены, но территория крепости оказалась очень большой и пройти её всю пешком в спустившейся уже темноте показалось нереальным, и мы повернули обратно. Кстати, рядом с Крепостью есть очень симпатичный музей паровозов. Тем, кто поедет через Брест, очень рекомендую.
А нам нужно было поесть и выспаться.
Насчет еды меня предупредил охранник пенсионер, с которым я «подружился» пока размышлял над ценами номеров, что лучше обедать в городе, правда, с классической для белорусов добавкой:
- Для вас россиян это копейки…
Что за идиотская манера считать деньги в чужих карманах? Почему для нас это копейки? Да, дешево по сравнению с нашими ценами, но это не значит, что я должен швырять деньги налево и направо. Но в Белоруссии остался старый советский взгляд на иностранцев - когда-то мы так же смотрели на американцев - если американец, то миллионер, может платить сколько угодно. Вот этот взгляд мне здорово испортил мнение о Белоруссии на обратном пути.
Тогда мы в еще более усталом состоянии остановились в Минске возле гостиницы «Звезда». Нам предложили двухкомнатный номер за 650 000 белорусских рублей. После Европы цена вполне умеренная, но когда они узнали, что один из нас будет спать во второй комнате на диване, взяли с нас еще 162 000!!! За эти деньги мы получили дополнительную простынку. Разложить диван и застелить его, использовав одеяло и подушку с главной кровати нам предстояло самим, потому что горничная даже в мыслях не имела представления, что это её обязанность. Двадцатикилограмовый баллон на фулер в коридоре мы тоже ставили сами, естественно. Горничная объяснила, что она давно бы его поставила, но ей это тяжело.
В ресторане на первом этаже гостиницы за 1000 рублей нас накормили малосъедобной пищей. Давно забытый у нас подход: драники со сметаной нам подать отказались, только с красной икрой (в три раза дороже) икра при этом оказалась крайне несвежей и оттого несъедобной.
В маленьком зальчике ресторана было меньше десятка столиков, но аж четыре официантки! Все четверо постоянно дислоцировались в районе кухни и в зал не выходили, обсуждая свои проблемы. Приходилось по всем вопросам ходить к ним. После одного из ходатайств нам подали-таки сметану в стакане. Почему нельзя было это совместить сразу, осталось загадкой. По-моему все четверо были очень удивлены, что я не оставил им чаевых, ведь для нас россиян всё это очень дешево?
Почему нас всё время бросает в крайности? В России мы захотели капитализма и получили его в дикой и отвратительной форме, что сами теперь не рады, а в Белоруссии социалистическая идиллия, но большинство недовольны маленькими зарплатами и считают нормальным делать свою работу мягко выражаясь «спустя рукава». Но извините, та же сметана, за которой нам пришлось самим ходить на ресторанную кухню, у них стоит в три раза дешевле. Поллитровая банка «Брестлитовской» сметаны, за которую я у себя в магазине плачу 47 рублей, у них стоит 15, мясо в среднем по 150 и т.д. И это не главное - я говорил, что при въезде в Брест мне очень понравились новые дома, то же было и в Минске. Там строится огромное количество новых прекрасных домов И КВАРТИРЫ В НИХ ПОЛУЧАЮТ ОЧЕРЕДНИКИ БЕСПЛАТНО!!! А если нормы не позволяют, можно купить квартиру. Одна дама мне рассказала о такой покупке. Двухкомнатная квартира ей обошлась в 1 000 000 белорусских рублей!!! Вы понимаете? Это всего на 10% больше, чем я оставил в гостинице «Звезда» за одну ночь!!! Какие-то жилищные сертификаты у них… да что говорить? А соцобеспечение? бесплатная медицина, бесплатные профилактории и санатории с домами отдыха? И кто-то еще недоволен?
А ведь мы сами были такими лет 20 назад. И точно так же не ценили того, что имеем. Хорошо, где нас нет. Вот бы совместить одно с другим - хорошие зарплаты и бесплатное соцобеспечение. Наверное, и тогда найдутся недовольные?
Всё это я узнал позже, но при первом проезде страны я был просто очарован Белоруссией, можно даже сказать влюбился в неё.
Несколько слов о маршруте. Еще в Москве мы проложили трассу будущего путешествия. Первая часть не вызывала разногласий - кратчайшей дорогой мы должны были совершить маршбросок «дранг нах Берлин» с одной ночевкой в Бресте. До Бреста примерно 1000 км и еще столько же до Берлина. Дальше мнения разошлись: Катя хотела в Париж, а я отказался. Причина простая, до Парижа еще почти тысяча километров на запад. Но совсем не побывать во Франции я не мог, поэтому согласился на компромиссный вариант - захватить восточную часть Франции, переночевать в Страсбурге, а оттуда спуститься на юг и там повернуть на восток, через Швейцарию проехать в Тироль, в Инсбрук, где уже сделать капитальную остановку на несколько дней с лыжными катаниями и прочим. Из Инсбрука через Вену переехать в Будапешт и от него уже твердо двигаться в сторону дома через Чоп и Украину. Общая длина пути должна была получиться чуть больше 6 000 км.
Ну, на самом деле, зима, световой день короткий и мало какие неожиданности в это время года может предложить дорога. Забегая вперед, скажу, что по возвращению домой я сбросил со спидометра цифру чуть больше девяти тысяч, но лучше вперед не забегать.
И вообще, такие штучки зимой можно порекомендовать только очень опытным водителям. Не смотря на мой почти сорокалетний стаж вождения и хорошую машину, я не менее пяти раз за эту дорогу был в аварийных ситуациях и то, что я вышел из них без последствий, наверное, не моя заслуга, а скорее воля Провидения.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
А это гостиница "Звезда" в Минске, где берут наглые цены с проезжающих по гнусному и таинственному "прейскуранту". Так и хочется эту "звезду срифмовать".