Завтра состоится заседание Верховного суда Российской Федерации, на котором будет рассмотрен вопрос о законности запрета на ношение платка в общеобразовательных школах. Такой запрет введен в Мордовии.
В ожидании заседания, мы молимся о том, чтобы вопрос разрешился положительно для девочек-подростков, носящих платки. Тот колоссальный психологический стресс и унижения, через которые они прошли, изложены в материале правозащитного центра
"Сова".
![](http://ic.pics.livejournal.com/damir_hazrat/43355336/156823/156823_300.jpg)
Наш духовный лидер муфтий шейх Равиль Гайнутдин, будучи обеспокоенным судьбой мусульманок Мордовии, направил главе государства Владимиру Путину
письмо, в котором призвал не делать из детей и подростков заложников чьих бы то ни было амбиций и некомпетентности.
В течение нескольких дней общественного обсуждения прозвучало множество версий мотивов данного письма. Мне и самому довелось разъяснять суть вопроса ряду СМИ. Но в своем блоге хочу еще раз резюмировать позицию ДУМ Российской Федерации и Совета муфтиев России:
1. Мы твердо убеждены в том, что законодательные акты субъектов федерации не могут идти в противоречие с основным законом Российской Федерации - Конституцией, которая гарантирует право на свободу вероисповедания. Мы считаем, что принятый в Мордовии закон совершенно очевидным образом противоречит Конституции.
2. Мы вновь призываем всю российскую общественность трезво оценивать и понимать мусульманскую терминологию и по меньшей мере не спекулировать и не жонглировать терминами как вздумается. Хиджаб в переводе с арабского есть общий принцип норм одежды и поведения женщины. В какой именно форме он реализуется практически, зависит от культурных особенностей и климатических условий, в которых проживает тот или иной народ. В случае с российскими мусульманками - это платок и скромное платье. С точки зрения ислама, традиционный русский народный костюм замужней женщины - это хиджаб, одеяния староверок - наших современниц - также хиджаб. В Мордовии женщины и девушки татарки испокон веков носили белые платки. Причем эта традиция не отмерла даже в советское время, и только в наши дни они столкнулись с тем, что им прихоходится бороться за право быть скромнымии целомудренными.
3. ДУМ Российской Федерации и Совет муфтиев России всегда стояли за защиту светскости российского государства, в том числе и светскости общеобразовательной школы. Взаимоотношения педагогов со школьниками и их родителями, школьников между собой, содержательная часть обучения, оформление здания школы и учебных кабинетов - по всем этим параметрам школа должна быть свободна от конфессиональной принадлежности, в чем мы абсолютно убеждены. Но школа не может вторгаться в личность и психологию ребенка, в духовно-нравственные ценности, которые сформированы семьей ребенка. Обучая детей дарвиновской теории эволюции, школа не может требовать от учеников стать атеистами и материалистами.
Светскость школы не является препятствием к тому, чтобы ученики были воспитаны в той или иной религиозной традиции, при условии, что их внешний вид и поведение не противоречат общим понятиям о деловом стиле. А он, как мы видим из фотографий девочек из Мордовии - отличниц, медалисток, участниц конкурсов и олимпиад - понятию о деловом стиле отвечает. И наоборот, платок на голове девочки не мешает светскости школы.
Чтобы школа оставалась светской и сохраняла свой высокий статус, нужно чтобы порядок был в головах тех людей, которые управляют системой образования и принимают решения. Платки учениц тут ни при чем.