Программа НАСА под названием CCD (Commercial Crew Development) была призвана привлечь в космическую отрасль частные компании. Но что-то пошло не так и как итог - это стоило бюджету США десятки миллиардов долларов, выброшенные в трубу космического масштаба:
Расчёт был на то, что частник - всегда эффективнее государства управляет предприятием, способен принимать более смелые решения и воплощать креативные идеи. Первоначально, участниками программы были три американские частные фирмы - SpaceX, Dragon, Sierra Nevada. У каждой из них был свой проект, на который НАСА выделило огромные деньги. Реального успеха добилась пока лишь программа знаменитого Илона Маска из фирмы SpaceX - это транспортный космический корабль Dragon(Дракон), который использовался до недавнего времени для доставки грузов на МКС. Dragon - единственный на сегодняшний день действующий грузовой космический транспорт, который возвращается на Землю.
И вот, проведя шесть удачных коммерческих рейсов к МКС, 28 июня этого года ракета Falcon (Сокол) вместе с грузовиком Dragon взорвалась на второй минуте полёта. Расследование этой катастрофы продолжается до сих пор. Вот что пишет Илон Маск в своём Твиттере после "разбора полётов" и выяснения обстоятельств:
Falcon 9 experienced a problem shortly before first stage shutdown. Will provide more info as soon as we review the data.
- Elon Musk (@elonmusk)
June 28, 2015 "Сокол 9 испытал проблему незадолго до отделения первой ступени. Больше информации получим, как только мы рассмотрим данные полёта."
и
There was an overpressure event in the upper stage liquid oxygen tank. Data suggests counterintuitive cause.
- Elon Musk (@elonmusk)
June 28, 2015 "В баке жидкого кислорода верхней ступени возникло сверхдавление. Данные предполагают парадоксальную причину."
То есть, через месяц после аварии Илон Маск до сих пор не может назвать точную причину, что подрывает доверие к его фирме со стороны правительства и общественности. SpaceX уже давно стало лицом американской космической программы. Фактически, уже нельзя остановить эту программу и разорвать договоренности с этой компанией - слишком далеко это всё зашло. А если Сокол и дальше будут преследовать аварии? Американцам придётся терпеть, поскольку другой рабочей альтернативы этой программе нет. Но неоднократные неудачные приземления первой ступени на водную платформу, которые мы наблюдали на видео, а также авария Сокола - ставят под сомнение возможность дальнейшего развития частной космонавтики. Представьте, все эти проблемы возникли только у одной фирмы. А если сюда добавить еще Боинг с его проектом и фирму Sierra Nevada с другим проектом - это же сколько аварий и происшествий вытерпит американская космическая программа? Сколько денег уже угрохано на эти проекты? Десятки миллиардов долларов.
Между тем, причина падения Falcon 9 скорее всего кроется в некачественном крепеже, который стабилизировал подачу гелия в баке с жидким кислородом. И этот крепёж просто не выдержал тех огромных нагрузок при старте, которые он получил. Так считают эксперты, изучавшие данные. «Каждая из этих неудач помогает понять, что космические ракеты - вещи в принципе сложные и трудные в реализации», - признал в этот понедельник Илон Маск, глава SpaceX. Иными словами, самоуверенность "частника" сошла на нет, а ведь именно его компании и, в частности, кораблю Dragon V2 собираются доверить запуск космонавтов к МКС в американском NASA. В SpaceX уже пообещали поменять поставщика крепежа и проверять каждый болтик более тщательно перед каждым следующим запуском транспортника к МКС.
Примечательно, что в NASA пока не могут до конца определиться с тем модулем, который будет доставлять уже самих космонавтов на орбиту. То ли это будет Dragon V2 Илона Маска, то ли это будет CST-100 фирмы Боинг. Но если в итоге выберут Боинг, тогда вероятность аварий будет еще выше, ведь получится, что ракету делает одна частная фирма, капсулу с космонавтами делает другая частная фирма. А если выберут всё-таки Dragon V2, то проект Боинга можно смело закрывать так же, как уже поставили крест на проекте Sierra Nevada с его мини-шаттлом. Иными словами, десятки миллиардов долларов улетели в трубу на три проекта трёх частных фирм, а на выходе нет ничего, кроме транспортника, который недавно потерпел крушение из-за некачественного крепежа.
ППТС "Русь" - вмещает до 6 человек, способна летать на луну с грузом в 2 тонны
Вся эта частнособственническая эпопея США показывает нашему Роскосмосу, что у него есть реальный шанс реабилитироваться за все позорные неудачи с Протонами и выйти вперёд в космической сфере деятельности с нашими новейшими проектами: ППТС разработки РКК "Энергия" (Господи, не могли придумать нормальное звучное название вместо ППТС?) и нашей новой и перспективной ракетой Ангара.
✫********************************************************************************✫
✫
Рождение новых предателей✫
Киты современной пропаганды✫
Выборы в Калуге как болезнь нашего общества✫
Антология патриотизма ✫
Важные новости из России