Оригинал взят у
antinormanist в
Тибетцы на индийской службе Рассказ о
наксалитах невозможен без рассказа о тех, кто им (и другим террористам, сепаратистам и прочим врагам Индии) противостоит. Начну с, пожалуй, самого необычного из них. Хотя об использовании его конкретно против наксалитов ничего и неизвестно.
Секретность в Индии любят ничуть не меньше, чем в СССР.
Так что даже официальных названий у данного подразделения три - Специальные пограничные силы (Special Frontier Force), п/я 22 (Est 22) и полк Викас (Vikas Regiment). Будем использовать первое (СПС).
История СПС, как и многих других индийских спецподразделений, восходит к временам индо-китайского конфликта 1962-го. Именно после него глава разведбюро Индии Бхола Натх Мулик и знаменитый индийский ас Биджу Патнайк, упоминавшийся мной в рассказе про
Ориссу, обратились к Неру с предложением привлечения на службу Индии многочисленных тибетских беженцев.
Положительное решение было принято и в начале 1963-го около 5 тысяч тибетских добровольцев было собрано в Чакрате (ныне штат Уттаракханд).
Генеральным инспектором СПС стал генерал-майор Саджай Сингх Убан. Именно благодаря ему и появился п/я 22 (под этим кодом соединение фигурировало в официальных документах) - во Вторую Мировую Убан воевал в Европе в британской 22-й горной бригаде.
Кроме него и нескольких индийских офицеров-военных альпинистов, в остальном СПС состояла из "тибетских беженцев". Правильнее сказать, военнослужащих бывшей тибетской армии и тибетских партизан, сражавшихся с НОАК. Двумя заместителями Убана стали высокопоставленные тибетские военные, сопровождавших далай-ламу при его бегстве в Индию в 1959-м.
Читал о возможном участии в подготовке и деятельности СПС на начальном этапе ЦРУ. Вполне возможно, с учётом того, что после войны 1962-го и до войны 1965-го Индия на короткое время пошла на заметное сближение с США в военной сфере.
За два года численность СПС была доведена до 12-ти тысяч, подготовленных к ведению партизанской войны в высокогорье.
В 1965-м СПС начинает проводить глубокие вылазки малыми группами в Тибете. Это направление деятельности СПС до сих пор скрыто глубокой тайной. Видимо, тибетские партизаны и в составе СПС продолжали заниматься тем же - партизанить против китайцев в Тибете. С 1968-м у СПС появилась вертолётная поддержка.
Вот любопытная фотография из той поры
Интересно, какую же операцию в 1972-м генеральный инспектор Убан (в центре) планировал с 2-мя своими заместителями-тибетцами и далай-ламой? Полагаю, Его Святейшество про это не расскажет :)
В 1975-м (по другим сведениям - в 1973-м) СПС было запрещено углубляться на территорию Тибета глубже, чем на 10 километров. Окончательно же трансграничные операции были свернуты по распоряжению премьер-министра Гуджрала в 1998 году, после истории с 4-часовой перестрелкой бойцов СПС и НОАК в Ладакхе.
Первой операцией СПС, о которой есть сведения, стала установка в 1965-м на вершине Нандадеви (неофициально - высочайшая вершина Индии) американской системы слежения за деятельностью китайского ядерного полигона.
Капитан Кохли и его подчинённые-тибетцы получили индийские военные награды за данную операцию как… экипаж катера ВМФ Индии, отличившийся в войне 1965-го с Пакистаном.
Собственно, благодаря этой операции о СПС и узнала индийская публика, когда в 1978-м разразилась шумиха о возможном радиоактивном заражении района Нандадеви из-за той самой системы. Премьер-министру Десаи с трибуны парламента пришлось опровергать эти слухи, попутно признав факт существования СПС.
Но до этого была ещё война 1971-го. Причём, учитывая характер подразделения, с письмом к его солдатам обратилась премьер-министр Индира Ганди ("Мы не можем вам приказать сражаться за нас в этой войне"), сравнив положение Восточного Пакистана с положением Тибета.
В конце ноября 1971-го около 3 тысяч бойцов СПС было переброшено в Мизорам. Вооружившись болгарскими Ак-47 и американскими карабинами, они под видом местных повстанцев действовали на территории нынешнего Бангладеш, уничтожая линии связи и захватывая мосты для наступающей на Читтагонг индийской армии. В той войне погибло 56 бойцов СПС, более 150 получили различные индийские и бангладешские боевые награды.
СПС не осталась в стороне и от последующих конфликтов с Пакистаном. С 80-х они воюют на леднике Сиачен, в 1999-м участвовали в Каргильской войне.
Всего за участие в разных войнах за Индию бойцы СПС получили около 580 боевых наград.
Привлекались части СПС и для борьбы с внутренними врагами. В середине 70-х они использовались для поддержания
режима чрезвычайного положения.
В 1982-м в составе СПС была сформирована спецгруппа для участия в контртеррористических и контпартизанских операциях. После своего формирования спецгруппа действовала в Пенджабе против сикхских сепаратистов, принимала участие в штурме Золотого храма в Амритсаре ("Голубая звезда").
А также охраняла главу государства после убийства Индиры Ганди (до формирования спецподразделения охраны первых лиц страны).
Начиная с 90-х оперативники СПС действуют и в Кашмире. Что они там делают, толком неясно. Говорят, собирают информацию и проводят разведку в приграничной полосе, а также наводят на цели авиацию.
Инструкторы из СПС участвовали в операциях правительственных войск Шри-Ланки и Непала против тамошних повстанцев.
Численность СПС в 70-х достигала 20 тысяч человек, но позднее была сокращена и ныне составляет около 10 тысяч.
В настоящее время СПС подчиняется отделу информации и анализа (ОИА), индийской службе внешней разведки. Командир СПС в ранге генерального инспектора (соответствует армейскому генерал-майору) подчиняется непосредственно главе отдела. Система званий и форма - полицейская.
Набирается из добровольцев - выпускников школ тибетских беженцев в Индии. Видимо по причине их нехватки, в последние десятилетия в СПС привлекаются и другие горцы - гурхи и кумаоны.
Проходят 44-недельную подготовку на базе в Чакрате, а также курсы альпинистской и парашютной подготовки (не менее 3-х прыжков в год).
Готовят их, прежде всего, к длительным автономным действиям на вражеской территории малыми группами, проведению диверсий, сбору информации.
Командование СПС расположено в Дехрадуме, главная база и учебный центр - в Чакрате.
10 батальона по 6 взводов (123 человека) плюс контртеррористическая 4-взводная спецгруппа.
Один батальон (по полугодовой ротации) постоянно дислоцирован на леднике Сиачен.
Для воздушной поддержки СПС придана 117-я вертолётная эскадрилья индийских ВВС "Гималайские драконы", на вооружение которой стоят "Друвы" и Ми-17. Эскадрилья базируется в Сарасаве (Уттаракханд).
В завершении, отрывок из полковой песни СПС:
Китайцы поработили Тибет
И изгнали нас из дома
Пусть сейчас Индия
И стала нашим домом
Настанет день, когда мы сполна отплатим китайцам
Наш дворец Потала и любимая Норбулинка
Трон далай-ламы, что дорог всем нас
Будут помнить мучеников,
что пожертвовали своими жизнями
Да здравствует наш Тибет!