Большое путешествие

Nov 21, 2007 23:21




Под шкафом было темно и пыльно.
Сколько гном ни боролся с пылью, она отказывалась покидать любимую темноту под шкафом.
Когда Хозяин был дома, он пытался воевать с пылью с помощью суетливой швабры; швабра громко пыхтела и норовила забраться в самые глухие уголки, выволакивая за собой сопротивляющееся серое кружево. Но уже целую долгую зиму гном не слышал шаркающих шагов Хозяина и его хриплого покашливания.
Гном был этому несказанно рад - не нужно было постоянно прислушиваться и шмыгать под шкаф при каждом постороннем звуке, и никто не мешал всё свободное время проводить в библиотеке за чтением толстых книг в старинных переплётах. Хотя иногда гнома терзало смутное беспокойство. "Может, Хозяин дома отправился в далёкое кругосветное путешествие", - успокаивал себя гном. И вздыхал - он тоже мечтал отправиться в кругосветное путешествие, но совершенно не представлял, в какую сторону идти. Ведь если отправиться в сторону восхода солнца - это будет одно кругосветное путешествие. А если в сторону заката - совсем другое! И как узнать, которое из них самое далёкое и самое кругосветное путешествие?!
Гном искал ответ на этот важный вопрос в старых книгах Хозяина, но ответ никак не находился. Но упрямый гном не терял надежду!

Однажды ранним утром, когда гном сладко спал в своей кроватке, устроенной из старого шерстяного носка, в темноту под шкафом проник чей-то любопытный нос, затем разадлся звонкий чих, и недовольный голос громко произнёс:
- А что это у вас тут так пыльно? Непорядок!

Гном от неожиданности подпрыгнул и, ничего не понимая, вылез наружу.
Перед шкафом нервно прогуливалась мышь в накрахмаленном кружевном переднике и белоснежном чепчике. Гном растерянно уставился на незванную гостью.
- Здравствуйте! - насмешливо произнесла мышь, с ног до головы оглядывая смутившегося гнома. - Я Агриппина, выша соседка. Живу на кухне. Навожу порядок в доме, пока Хозяин в отъезде. А вы кто?
- Я гном, - гном смутился ещё сильнее.
- Вижу, что гном, - фыркнула Агриппина. - А звать как?

Гном совсем приуныл. Он встречал в книгах разные имена - некоторые ему очень нравились. Капитан Флинт, к примеру. Или там Соловей-разбойник. Или Гаргантюа и Пантагрюэль - звонко и запоминающе. Хотя и другие были не хуже. Но у каждого имени был свой хозяин, и гном считал совершенно невозможным взять чьё-то имя и назваться им.
И поэтому он пожал плечами и насупился.
- Вот что, - твердо сказала мышь Агриппина, внимательно разглядыая гнома. - Сейчас пойдем ко мне пить чай, а потом решим, что делать с именем.

Гном уплетал за обе щеки румяные булочки, запивая душистым чаем, заваренным малиновым листком, а мышь, ловко работая спицами, время от времени поднимала глаза к потолку, задумчиво шевелила губами, а затем восклицала:
- Людовиг!
- Не-а, - качал головой гном. - Так звали французских королей.
И тянулся за новой булочкой.
- Сигизмунд! - через несколько минут восклицала Агриппина, она любила пышные имена. Но тут же добавляла: - Хотя нет, Сигизмундом кличут нашего садовника.
Перебрав сто двадцать пять пышных имен и даже вспомнив парочку простых, мышь вздохнула, отложила вязание и расстроенно проговорила:
- Может, позвонить моей кузине Матильде? Она живет в театре и наверняка знает красивых имён гораздо больше моего. Надо же тебя как-то назвать, гном, сидящий под шкафом!
Гном подпрыгнул отрадости - хотя это было совсем нелегко после стольких съеденных булочек - и воскликнул:
- Сидящий под шкафом! Пусть это будет моим именем!
Мышь с сомнением качнула кружевным чепчиком:
- Не слишком ли длинно? А впрочем, это не длиннее имени городского художника Пабло Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима, хотя все его называют просто Пабло.
- Тогда и моё можно сократить! К примеру... к примеру - Сипошка!
И обрадованный гном по имени Сипошка застенчиво попросил у Агриппины ещё чашечку чая.

С именем управились, но надо было решать, что делать с самим незванным жильцом.
- Домовей Федотыч страсть как не любит соседей, да ещё непонятно, откуда взявшихся... восемь, девять, накид, - Агриппина от волнения пропустила петлю и сбилась в рисунке. - А ну, как выгонит тебя из дома! Строг он у нас, ох и строг.
- Я сам собирался в путешествие, - Сипошка поёрзал на стуле, исподлобья поглядывая на булочки - было неловко просить ещё, но ароматная снедь не давала покоя.
- Отъедайся, бери, сколько хочешь! - Агриппина пододвинула вазочку поближе к гному. - Истощал-то как... а туда же, в путешествие! Ты же свалишься от слабости в первой же роще! Или хуже того, ветер унесёт! И пиши пропало!
Мышь, вздыхая, подхватила пышные юбки, забралась на табурет, а оттуда на стол. Поднявшись на цыпочки, достала из шкафчика темный пузырек и накапала несколько капель в зеленый стаканчик.
- Валериана, - пояснила мышь в ответ на изумленный взгляд Сипошки. - Для нервов. Очень они у меня расстраиваются без валерианы!

Входная дверь хлопнула, в коридоре что-то затопало и запыхтело, и в кухню протиснулся ёж в садовых сапогах.
- Сигизмунд! - возмущенно закричала мышь и осторожно поставила пузырек с настойкой в шкафчик. - Сколько раз я вас просила не входить в кухню в сапогах!
- Не сердитесь, матушка Агриппина! Я их вытер о коврик, - пропыхтел ёж и стеснительно протянул Агриппине зеленый пучок. - Вот... Стрелочки дикого лука взошли.
Агриппина подобрела, и, ловко соскочив со стола на табурет, а затем на пол, подбежала к садовнику и с упоением уткнула нос в зеленый пучок. Сигизмунд прикрыл глаза, с наслаждением втянув в себя запах валериановой настоечки.
Сипошка смущенно кашлянул.
- Ах, Сигизмунд, это прекрасно! - прошептала растроганная мышь и обернулась к гному. - Да, познакомьтесь, это Сипошка! Наш новый сосед! Живет под шкафом! В большой комнате.
- Что, Их Домоводство позволило?! - садовник от удивления даже перестал вдыхать упоительный аромат валериановых капель.
Сипошка под удивленным взглядом Сигизмунда заерзал, а затем потихоньку слез с табурета и бочком-бочком направился к выходу.
Мышь положила цепкую лапку гному на плечо:
- Стой. И куда направился? Без карты, без компаса? Хоть бы дорогу у кого спросил!
Гном засопел, готовясь расплакаться.
- Хочет совершить самое далёкое кругосветное путешествие, а куда идти, не знает! - пожаловалась мышь Сигизмунду, огорченно взмахнув хвостом.
- Далекое кругосветное путешествие? - Сигизмунд приосанился и растопырил иголки. - Знаем! В конце сада указатель, я только вчера очистил его от зимнего лишайника!
Сипошка охнул и вновь рванулся к двери.
- Стой! - мышь ухватила его за шиворот. - Куда?! А порядок под шкафом навести? А пирожки в дорогу? Свитер я только-только начала вязать, как приличному гному из приличного дома! Ишь, шустрый какой! Сначала дело, а уж потом путешествие!
Гном сник. Сигизмунд потоптался, попыхтел, кивнул ободряюще приунывшему гному и снова отправился в сад, наводить порядок к приходу весны.

Агриппина и Сипошка растерянно замерли перед шкафом.
- Нет, совершенно невозможно, чтобы пожилая мышь лезла под шкаф бороться с пылью! - возмущалась пожилая мышь, осматривая свое нарядное платье с накрахмаленным кружевным передником. - Я же вся испачкаюсь, а это никуда не годится!
Сипошка виновато сопел - пышные булочки и румяные бублики, незаметно переместившиеся из вазочки в его живот, никоим образом не способствовали пролезанию под шкаф.
- Надо звать на помощь, - вздохнула Агриппина, доставая из кармана маленький колокольчик.
В коридоре раздался голос Домовея Федотыча, распекающего неизвестно кого - чтобы все знакли, кто в доме хозяин в отсутствии Хозяина.
- Что случилось? - недовольно спросил он, появляясь на пороге и пряча в карман халата колоду карт. - Зачем посмели меня оторвать от партии в бридж?
- В бридж играют вчетвером, - несмело пробормотал Сипошка, прячась за Агриппину.
- А мы и играли вчетвером, - пробурчал домовой, насупив косматые брови. - И говорите спасибо, что в этой партии победила моя Светлая Сущность... А это что такое?! Откуда взялось, я вас спрашиваю?!
И домовой, грозно раздувая ноздри, уставился на незнакомца.
- Успокойся, Домовеюшка! - мышь приобняла Сипошку и заговорщицки подмигнула гному. - Наш новый жилец. Сосед. Надобно любить и жаловать!
- Жилец, не жилец - мне всё равно, - пробурчал Домовей Федотыч и сурово дёрнул насупленной бровью. - Откуда взялся, спрашиваю? Почему без разрешения? Без прописки, без печати, самовольно? Отвечай!
- Завёлся я, - буркнул Сипошка, шмыгнув носом.
- "Завё-ёлся"... понаехали тут! Без роду, без племени. Пыль развели! Человеку некогда в бридж поиграть - сразу беспорядки учиняются!
- Ну хватит, хватит, Федотыч, - мышь примирительно коснулась лапкой плеча домового. - Уже все трепещут от страха. Значит, Светлая Сущность партию выиграла?
- Говорите спасибо, - буркнул домовой. - Агриппина, ты посиди часок у себя, я пришлю пауков, пусть пыль из-под шкафа выгребут, совсем без меня грязью зарастёте!
- Вот спасибо! - обрадовалась мышь. - А Сипошка пока у меня в кухне поживёт!

- А это что здесь валяется?! Кто это сюда притащил? Я вас спрашиваю! - раздавался громовой голос Домовея Федотыча где-то в глубине дома.
Сонный Сипошка, примостившийся на краешке стула в уютной кухне в ожидании завтрака, поёжился:
- Чего это он с утра?
- Распекает, - философски заметила Агриппина, выставляя на стол вазочки с вареньем к пышным горячим оладьям. - По долгу службы. Видно, сегодня его Вредная Сущность в бридж выиграла.
Гном втянул голову в плечи и вдруг заметил новый полосатый свитер, выглядывающий из корзинки с рукоделием.
- Тетушка Агриппина! Вы довязали свитер? Теперь можно отправляться в путешествие? - воскликнул Сипошка - куда и сон пропал!
Мышь всполошилась:
- Куда в путешествие?! А шарфик? А рукавички?! Носочки к комплекту требуются, шапочка с помпоном - чтобы всё, как у людей!
- Лето на носу, - вздохнув, робко заметил Сипошка. И, рисуя в календаре кружочек, добавил. - Уже две недели я отъедаюсь, тётушка Агриппина! Уже не гном, а колобок какой-то! Пора мне....
- Когда в путь? - насупясь, спросил домовой, протискиваясь в кухню. Его Вредная Сущность, выигрывая в бридж, всегда раздувалась просто до неприличных размеров.
Мышь и гном переглянулись.
- Сколько можно бездельничать? У всех в доме дело есть, один ты плюшками балуешься с утра до ночи! - еще больше раздражаясь, зарычал исполняющий обязанности хозяина дома.
- Да пусть на здоровье балуется! Плюшки на то и придуманы, чтобы ими баловаться! - догадливая мышь поставила перед домовым блюдце с плюшками. Она давно знала, как укрощать Вредную Сущность домового. - Откушайте, вашество! С пылу, с жару! А Сипошка позавтракает и в сад пойдёт, Сигизмунду помогать.

Сипошка торопливо покончил с завтраком и бочком-бочком, стараясь быть как можно незаметнее, покинул кухню и отправился в сад.
Ёж с увлечением копался в просыпающемся саду, убирал старые ветки и листья, вскапывал грядки под рассаду. Сипошка хлюпал носом - он решил, что жизнь нынче категорически не удалась:
- Домовой опять всех распекает...Пора мне в путешествие, пора.
Сигизмунд, огдядевшись по сторонам, доверительно шепнул:
- Слыхивал я, что в лесу Волшебный Корешок росточек пустил.
- Что за Волшебный Корешок? - шмыгая носом, спросил гном.
- Волшебный! - значительно подчеркнул ёж. - Сила его посильнее валериановой настоечки будет. Все за ним охотятся, да мало кому сыскать довелось. Вот бы нашему деспоту... для удобрения. Для подобрения, я хотел сказать!
Сипошка оживился:
- Дорогу знаешь?
- Да чего её знать-то? Указатель вон в конце сада, чистёхонький! Я его в порядок привел, от зимних лишайников освободил. Только там написано непонятное... да ты, чай, грамоте обучен, разберешься!
- Я сейчас, мигом! Только соберусь! - и гном напрямик через грядки бросился к дому.

Сипошка в новом полосатом свитере, шапочке с помпоном и с котомкой за плечами, садовник Сигизмунд и мышь Агриппина стояли перед большим камнем в конце сада.
Мышь зябко куталась в шаль, а гном, морща лоб, пытался разобрать затейливые буквицы, теснящиеся на указателе:
- "Налево всяк имеет право!" Чтобы это значило?... - Сипошка почесал в затылке.
- Явно заманивают, - мышь содрогнулась. - Мне бабушка говорила, что "налево" всегда чревато последствиями.
- Читай дальше! - велел Сигизмунд, опираясь на лопату. - Меня работа ждет.
- "Идет направо - песнь заводит". Хм. Заведем еще и Песнь в доме - совсем Домовей озвереет...
- Не надо нам песнь заводить! - категорически поддакнула Агриппина.
- "Верной дорогой идете, товарищи!" И рука еще нарисована, показывает прямо... Странный указатель... а где тут про коня и жениться?... В сказках всегда...
- Тебе жениться, или в путешествие? - удивился Сигизмунд.
- И зачем коня?! Сушек на него не напасешься! - поддакнула мышь.
- Тогда пойду верной дорогой! - решительно заявил гном.

Принялись прощаться.
Сигизмунд сунул гному мешочек с сухими травами от всяких простуд. Мышь, расстрогавшись, крепко обняла Сипошку и наказала писать письма.
Гном горячо поблагодарил новых друзей.
Затем, помявшись, добавил:
- И господину Домовею Федотычу передайте большое спасибо за гостеприимство.
Агриппина от умиления зарыдала, уткнувшись в кружевной платочек.
- Я вернусь! - и гном Сипошка торопливо направился по тропинке, убегающей в темнеющий на горизонте лес.

справедливости ради нужно сказать, что мы замыслили эту сказку совместно с девочками, вот тут А потом забросили - моя вина. Вечно я на сто суков усесться норовлю.... Я свои кусочки выгребла, чуток адаптировала. Может, и продолжение самонапишется, кто знает.

Для проекта День замечательного соседа

заповедные скз

Previous post Next post
Up