I.
В Заповеднике царила невообразимая тишь.
Ни сучок не треснет под копытом зазевавшейся Сивой Кобылы, ни ветка не шелохнётся под задумчивой Белой Вороной... Даже суетливые Лазоревые шуршики сидели смирно, не шурша, в своих лазоревых домиках, забившись под одеяла.
А про чудесных девочек и упоминать нечего - ни словечка нельзя было от них услышать, даже шепотом. Хотя можно только догадываться, каким трудом им это давалось.
Всё вокруг замерло в немом отчаянии.
Даже в мрачные времена Тыквенной Жути заповедные обитатели не испытывали такого всепоглощающего ужаса, как в глухие ночи этого стылого ноября.
II.
И лишь в избушке бабы Яги царило суматошное оживление.
Кот Морфей, в глубине души мечтавший увидеть десятый сон, с недовольными воплями знай уворачивался от предметов, летающих по горнице. То Яга, забравшись на печь, спешно искала экстренный способ связи с Иваном.
- Да куда же оно подевалось, леший его забодай! - слышалось сдавленное восклицание бабки, и на пол летела очередная магическая вещь, пригодная для чего угодно, но только не для связи.
Вскорости Яга, совсем отчаявшись найти то-не знаю-что, слезла с печи и устало присела на лавку возле стола.
Кот Морфей, опасливо подёргивая кончиком хвоста, примостился рядом - в нём был высок дух содружества.
- Что будем делать, Морфеюшка?! - у бабки от упадка надежды не хватило сил даже положить ладонь коту на загривок. - В Заповеднике творится леший знает что. Будто вымерли все! Печная труба не работает - на коммутаторе боятся издать лишний звук. Серый волк, сколько его не корми, как в воду канул. Вороны! Даже вороны третий день как новости не приносят. И как мы сообщим Ивану, что в Заповеднике творится неладное? Как тут сообщишь, если совершенно некого послать!
Кот Морфей задумчиво дёрнул ухом.
- Ха! - саркастически воскликнула бабка в ответ. - Ступу! Даже не напоминай! Мерзавка заявила, что впадает в спячку до весны. Она, видишь ли, вступила в профсоюз летающих ступ, состоящий из единственного члена в её лице!
Баба Яга запнулась, усомнившись в правильности формулировки; но устало махнула рукой - момент был очень неподходящим для соблюдения красоты фраз.
- В общем, она заявила, что имеет право на отдых хотя бы раз в сто лет, и отключилась. Пустить бы негодяйку на дрова, да жалко, ручная работа, штучный экземпляр, теперь таких не делают....
Кот Морфей лениво потянулся, зацепил когтями край скатерти и вопросительно заурчал.
- Точно! - хлопнула бабка себя по лбу. - Вот я старая кочерыжка! Совсем забыла про путь к сердцу! Здрав будь, Морфеюшка! Сейчас сообразим!
III.
Иван пребывал в последней стадии отчаяния.
Педальный ераплан - идею которого он вынашивал целых две недели! - был практически готов.
Не хватало гравицапы.
Царь-батюшка наотрез отказался выдать Ивану половину казны для покупки качественной детали в Тридевятом царстве. Лишь сурово и настоятельно предложил добру молодцу поддержать отечественного производителя.
Отечественный производитель в лице местного столяра деда Карлуши соорудил гравицапу за пару часов из дубового полена проверенным веками методом "тяп-ляп", в порыве чувств добавив от себя затейливые завитушки по краям.
Важная деталь, несмотря на завитушки, разлетелась через полчаса испытаний, не выдержав напряжения. Хорошо, что Иван свалился вместе с ерапланом на стог сена, повредив при этом лишь части тела, никак не отвечающие за наличие интеллекта.
Ераплан пострадал гораздо серьёзнее; и вот уже два дня Иван, не евши, не пивши, исправлял последствия ограниченного мышления правящего класса.
- "Педальный" - лишь поэтический образ! - бормотал молодец, подкручивая цепь летательного аппарата. - Вон в Тридевятом самолёт изобрели - так он сам летает, что ли?! Гравицапа создаёт магнитное поле, которое подавляет гравитацию! Из названия и дураку понятен принцип действия! И в результате аппарат левитирует, как миленький. А здесь?! Нешто много накрутишь педалями, облетая границы царства? Устанет горе-вояка, свалится на стог, палкой не поднимешь... И опять по старинке - солдат спит, служба идёт. Проходи через границу кто хочешь, бери, что хочешь...
Иван зашипел от боли и затряс пальцем, который по недосмотру попал под зубья цепи.
Машинально сунув палец в рот, молодец ощутил сосущее чувство голода. А в избе шаром покати - не до того было последние пару дней.
Голод давал знать о себе всё сильнее.
- Хватит! - Иван решительно бросился одеваться. - Хватит думать об отечестве! Всё равно пророка в нём днём с огнём не сыщешь. Полечу к Яге, хоть пирогов наемся до отвала!
IV.
- Ванечка! - баба Яга радостно встрепенулась на звук открывшейся двери. - Сработало! Я так и знала, что ты появишься на запах пищи! Но сначала в баню! Не будем нарушать традиции!
- Я ног не чую под собой, бабушка.... - просипел взмыленный Иван, стараясь отдышаться. - Ежели только ты на себе меня в баню отнесёшь.... и обратно....
Баба Яга возмущенно стукнула кулаком по столу:
- Совсем ты дурак, Иван! Предлагать такие вольности пожилой даме?! Корыто у крыльца видел? Вались в него, а я тебе ускорение придам. А Морфей проследит, чтобы ты мимо баньки не проехал! А я тем временем мухоморовой настоечки из сарая принесу - нам обоим требуется поднять боевой дух!
V.
- Надеюсь, у вас в Заповеднике всё в порядке? - на Ивана после бани, а ещё пуще после мухоморовой настоечки, снизошло благостное спокойствие.
- Да куда там! - баба Яга, развеселившись было от рассказа молодца про злополучный ераплан, снова опечалилась. - Плохо всё. Слишком тихо. А это не к добру, помяни моё слово!
- Не понял, - Иван отложил кусок пирога с черникой в сторону. - В Заповеднике - и тихо?! Кобылы не ржут, вороны не каркают, девочки не хохочут?
- Именно, - скорбно кивнула бабка. - Ни звука. Я тут прошлась давеча по лесу - никого. Ни ветка не шелохнется, ни сучок не треснет. И свет на Маяке смотрителя не горит!
Иван охнул:
- Неужто смотритель подался на юг и всех обитателей за собой увёл?!
- Дурак ты, Иван! - вновь осерчала бабка. - Да куда смотритель денется из Заповедника?! Это же нонсенс, не побоюсь этого слова! Нет, Ванечка.... тут явное злодейство. Такая тишина в Заповеднике неспроста....
В этот момент уже привычную тишину за стенами избушки разорвал треск кустов и приглушённый рык. Ступеньки крыльца жалобно заскрипели, раздалось шумное сопение, дверь настежь распахнулась, и в горницу ввалился огромный бурый медведь.
VI.
Обведя горницу безумным взглядом, медведь страшно зарычал и бросился к столу.
Сметя разом все пироги в огромную пасть, зверь заметил бутыль с мухоморовой настойкой, обхватил ту лапами и жадно присосался к горлышку. Затем, высосав всё до капли, отбросил бутыль в сторону и вытер морду тыльной стороной лапы удивительно знакомым движением.
- По усам текло, да в рот не попало.... - еле слышно пробормотал Иван.
Всю сцену пришествия медведя бабка и добрый молодец наблюдали в глубоком ступоре.
И подпрыгнули как от удара при звуке разлетевшийся на мелкие осколки пустой бутыли.
- Медведь-шатун.... - прошептала баба Яга. - Откуда только и взялся в Заповеднике?... Понятно теперь, почему всё замерло. Боятся шелохнуться, чтобы не привлечь внимание медведя. Этот товарищ родную мать порвёт-не помилует, леший меня забодай ....
Медведь неуверенно топтался посреди горницы и вдруг обернулся на шёпот Яги и Ивана, забившихся в угол.
На его шкуре блеснул ряд сверкающих огоньков.
- Смотри!!! - страшным шёпотом заорал Иван на ухо бабе Яге. - Бриллиантовые пуговицы! От тулупа! Неужто смотритель?!
- Совсем озверел.... - ошарашенно пробормотала бабка.
Медведь радостно заревел и, расставив лапы, будто для объятия, двинулся к людям.
Но его предательски повело в сторону. И, не удержавшись, огромная туша рухнула прямо под ноги Яге и добру молодцу.
- Хороша настоечка... вот что значит собирать мухоморы на рассвете, до появления росы! - не к месту порадовалась бабка.
VII.
- Что будем делать? - баба Яга, тщательно осмотрев медведя на предмет наложенных заклятий и не найдя оных, вопросительно уставилась на Ивана.
- А это точно смотритель? Ты уверена? - Иван с опаской покосился на яркого представителя хищного млекопитающего, безмятежно сопящего посреди горницы. Временами медведь конвульсивно дергал лапой в глубине пасти и сладко причмокивал.
- Даже не сомневайся! - отрезала бабка. - Его пищевые пристрастия выдали его с головой. Не говоря о пуговицах.
Иван задумчиво покивал в ответ и запустил пальцы в русые кудри. Сомнения раздирали его.
- Нужно спасать смотрителя.... - молодец выбрался из-за стола и, осторожно обходя спящего зверя, подошел к печи и упёрся лбом в винтажные изразцы времён царя Гороха.
- и Заповедник! - с жаром воскликнула Яга. - Говори, Ванечка, не томи! Я же вижу, что ты знаешь способ!
- Знаю.... - глухо пробормотал Иван. И замычал от отчаяния. - Знаю! Только не уверен....
- Действие настойки продлится ещё час. Нет времени на раздумья. Говори! - в ярости топнула баба Яга.
VIII.
Дело было так.
Иван в то время работал над изобретением эликсира счастья.
Проверенные деревенские рецепты типа "В полнолуние смешать слизь с жабьей спинки, плесень с забытой сковородки, помёт жука-навозника, кисточка с хвоста летучей мыши (это большая редкость) И поганочки по вкусу" он категорически отмёл в результате победы научного материализма над дремучестью народных масс.
Поэтому компоненты для эликсира брались самые прогрессивные: диэтиламид d-лизергиновой кислоты из семейства лизергамидов, а так же...
- Избавь меня от ненужных подробностей! - возмущенно прошипела баба Яга.
- Хорошо, - после минутного колебания нехотя согласился молодец.
Результат превзошёл все ожидания.
Мир был полон цветов и сияющего света.
- Счастье всем! Даром! И никто не уйдёт обиженным! - во весь голос пел Иван, порхая над благоухающим лугом. И не заметил, как оказался в лесу. А, точнее, на болоте.
- И прекрасная....о-о-о, нет! Бабушка, поклянись, что никому не расскажешь!!!
Баба Яга сухо кивнула.
И прекрасная лягушка мелодичным голоском предложила молодцу поцеловать её. Под воздействием идеи всеобщего счастья молодец ни секунды не сомневался. И отдельно взятая представительница земноводных испытала на себе весь жар молодецкого сердца.
А потом обернулась Василисой, дочерью царя-батюшки. И Иван, как честный человек, немедленно пообещал на ней жениться.
- А что делала Василиса ночью на болоте?! - страшно удивилась баба Яга. Даже себе она не позволяла таких безумств. Ну, разве что иногда. И то по делу.
Иван залился краской по самые уши и опустил голову, чтобы скрыть слёзы смущения, предательски брызнувшие из глаз.
- Ну? - требовательно подтолкнула Яга.
- Она там жила, - усилием воли справившись с волнением, еле слышно прошептал молодец.
IX.
Баба Яга в смятении металась по горнице, раздражённо отпихивая попадающиеся под ноги лапы спящего медведя.
- И ты предлагаешь - мне! это! целовать?! - Яга сжала сухонькие кулачки так, что побелели костяшки пальцев.
- Только разок! Для спасения! Зато он снова будет сидеть рядом за столом и вести долгие разговоры по-человечески! А не шататься из угла в угол, выхлёбывать всю настойку и бесцеремонно сосать лапу... - Иван взглянул на Ягу и съёжился. - Ну..... бабушка.... могу я поцеловать, если тебе мешают твои убеждения...
- Сиди! Образец жертвенности! - искры сыпались из глаз разъярённой Яги. - Ты можешь. И снова, как честный человек, пообещаешь жениться?!
Иван застонал.
- Отвернись! - скомандовала бабка. - И не поворачивайся, пока не велю! Леший тебя забодай!... На что только не пойдёшь ради дружбы.... и ведь никто не оценит!!! Никто не должен знать. Чтобы никому ни слова! Клянись!
Иван мелко-мелко затряс головой, содрогаясь всем телом.
Бабка уцепилась обеими руками за лапу зверя и с трудом вынула её из пасти. Медведь зачмокал и обиженно заворчал.
Яга зажмурилась и яростно чмокнула медведя в мокрый шершавый нос.
X.
- Такое ощущение, что несколько дней не ел... извините, - смотритель один за одним жадно поглощал пирожки, запивая малиновым чаем из своей любимой кружки.
- Значит, выздоравливаете, коли аппетит проснулся! - радостно суетился Иван, подкладывая новую порцию пирожков на тарелку смотрителю.
- Странно... я ничего не помню. Наверное, перетрудился. Всё-таки нужно иногда отдыхать, - смотритель мельком взглянул на Ягу. Та, непривычно притихшая, уставилась в окно, подперев щёку кулачком, и участия в беседе не принимала. - А ещё лучше впасть бы в спячку на зиму, как медведь!
Смотритель оборвал смех, заметив испуг на лицах друзей.
- Последнее, что помню - как перечитывал "Преступление и наказание", - смущенно пробормотал смотритель.
- Искал способ, голубчик, как покончить с вредными старушками? - ворчливо подала голос Яга.
- Вот! - 0брадованно вскричал Иван.- Вот и причина! Вы попали в капкан своих предубеждений! А так же заблуждений и ограничений! А это всегда чревато. Впредь читайте только сказки наших сказочников! От них по-любому вреда меньше!
- А ещё лучше не читать, а придумывать! К примеру, как некий молодец встретил на болоте лягушку.... - баба Яга, наконец, потянулась к самовару налить себе чайку.
- Бабушка! - ахнул Иван.
- Лет через двести! - засмеялась Яга. - Лет через двести я поведую об этом миру. Какие наши годы! И за давностью срока, надеюсь, с меня снимутся все обязательства!
- Подождём! - легко согласился смотритель. - А пока я попрошу сказочников придумать чудесную гравицапу для твоего ераплана!
И смотритель подмигнул Ивану, знакомым движением разглаживая ладонью густые усы.
----------------
К проекту
День мишки косолапого