О тайном смысле кино

Mar 29, 2006 23:46

Старенький пиджачок и брюки были явно от разных костюмов. Скажу точно, они отличались по цвету. Аккуратно повязанный галстук родом из 70-х - поверх синей, застиранной уже почти до белизны рубашки. Главная опознавательная деталь его гардероба - хорошо заметная под пиджаком серенькая шерстяная жилетка в полоску.

Старичок, внешне похожий на Солженицына, своим появлением в аудитории заставил нас замолчать. В тишине нам, конечно, было удобнее наблюдать за тем, что же будет дальше. Он неспешно проследовал до преподавательского стола, пару минут сортировал какие-то пожелтевшие рукописи, раскладывал ветхие тетрадки и удобно пристраивал на столе кружку с каким-то напитком. Возможно, это был просто чай.

Тяжело сел, посмотрел на нас сквозь оптические стекла своих древних очков и сказал: "На этом курсе я буду вам читать теорию кинодраматургии". Мы замолчали ещё сильнее. Он выдержал паузу и с великой грустью добавил: "И в следующем году я буду вам читать этот предмет. Если не помру".

Накануне нас предупредили однокурсники из других мастерских: "Будьте к нему снисходительны". Почему "снисходительны" - объяснять не надо. Когда в киноинституте говорят о снисходительности, значит, надо ждать появление кинодеда.

Леонид Николаевич Нехорошев - часть понемногу уходящего легендарного преподавательского состава ВГИКа. Дыхание, скажем так, советской киноэпохи. Один из художественных рулевых "Мосфильма" в её золотые четыре десятилетия. Слушая профессора, я чуть было напрочь не переполнил конспектную тетрадку кинодраматургическими терминами, таблицами примеров из кино и цитатами из его воспоминаний.

Он то и дело чертил на доске различные ступени "компонентов кинодраматургии", в подробностях прикладывался к терминам "композиция", "киносюжет" и "образ целого". Говорил, что "идея - это форма истины. А истина - это Бог". Да, да. Мелом на доске он так и чертил: "Бог". С большой буквы, между прочим. Затем, когда речь зашла о "таинствах кино", Леонид Николаевич подробно остановился на аллегориях и символах. Символ, по его словам: "в отличии от аллегории - нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле". Про "символы" у него, естественно, были примеры из жизни: "Когда я присутствовал при сдаче фильма "Зеркало", страшно возбуждённый министр Госкино, весь такой красный от возмущения, чуть ли не кричал на Тарковского: "Что же вы сделали? Что же за ерунду вы сделали? Это же, вообще, никому не понятно! Понять это невозможно! Ну, вот, объясните, пожалуйста, там у вас женщина поднимается в воздух... Вы можете мне объяснить - что это значит...". Тарковский, по словам профессора Нехорошева, пожимал плечами и говорил: "Нет. Не могу. Не знаю".

"И, действительно, - уверял нас профессор, - он не врал, он не мог объяснить это. Если символ начать объяснять, это приведет к банальной плоской тривиальности. И на мой взгляд, именно по этой причине Тарковский уходил от объяснений. Всегда, когда к нему приставали, он говорил: "А у меня нет символов". На вопрос: "Что же вы хотите своим фильмом сказать?" - Тарковский отвечал: "Я хочу рассказать историю". Вот, и по поводу "Сталкера" его донимали: "Что означает бегущая собака?". Ну, вы помните, в одном из эпизодов там бегала черная собака? Так вот, Тарковский кричал в ответ: "Собака - означает собака. Больше ничего".

Завершал Леонид Николаевич Нехорошев лекцию словами: "Символ, есть то, что мы ощущаем, но то, что разгадать до конца не можем". "И не надо это разгадывать...", - категорически настаивал он, собирая со стола свои пожелтевшие рукописи.

Ну, если профессор просит, мы, конечно, не будем разгадывать.


[это видео другого мастер-класса Л.Н. Нехорошева]
Спасибоshutov-sparkle

[vgik]

Previous post Next post
Up