Топиарные сады

Jan 20, 2015 14:03

Оригинал взят у kot_de_azur в Топиарные сады
Что же такое топиарии? Это декоративные композиции из подстриженных кустарников и больших деревьев, то есть когда растениям придают форму скульптур, архитектурных сооружений, и даже животных. Обычно используют растения с мелкой фактурой кроны, которые легко могут перенести стрижку (к примеру, тисс, биот, самшит, лавр благородный, туя, олива, а также бирючина и барбарис).



История этого искусства берёт свои истоки ещё с Римской империи. Когда-то очень давно первое дерево было аккуратно подстрижено Калвеном, одним из придворных Цезаря.



Рассвет топиари приходится на период итальянского ренессанса, когда они были неотъемлемой частью прекрасных садов, повторявших узоры домашних ковров и гобеленов того времени. Замысловато подстриженные фигуры деревьев и кустарников украшали прогулочные аллеи и лабиринты, которые были тогда чрезвычайно популярны. Прекрасные образцы этого искусства сохранились и в наше время. Увидеть топиари в его первозданном виде можно в Версале, в английских садах Хэмптон Корт и многих других.



Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует - пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.



Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. Орнаментальное садоводство в течение многих столетий широко использовалось при устройстве садов и парков. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками.



Орнаментальное садоводство по праву считается одним из древнейших видов садового искусства. Уже в древнем мире руками невольников создавались прекрасные сады, а раб, ухаживающий за орнаментальным садом - «топиа», именовался топиариус. Считается, что именно рабы из Греции или Египта были первыми, кто обучил римлян искусству орнаментального садоводства. После же падения Римской империи благодаря усилиям монахов искусство топиари было сохранено в стенах монастырей.



Как многие виды прикладного искусства, стрижка первоначально имела утилитарное значение, и плотно сформированные растения служили для ограждения и защиты территории от непрошеных гостей. Монастырские сады и небольшие частные владения тому доказательство.



В эпоху Возрождения состоятельные итальянские семьи, создавая сады на своих виллах, платили огромные деньги за скрупулезное изучение рукописей тех самых монахов, чьи писания были основаны на древних учениях. В частности, поэт Петрарка, среди прочих, подражал Вергилию в описании регулярных ландшафтов.



В середине ХVI века идеи Возрождения достигли Франции, в частности, говоря о ландшафтном искусстве, принципы создания живых стен и изгородей, позволяющие придать саду регулярный характер планировки. Кульминацией стала работа Андрэ Ленотра, создавшего грандиозный Версальский парк для короля Луи XIV. Стиль «версаль» моментально распространился по всей Европе, по его образу и подобию были созданы великолепные сады в Дании, Германии, Швеции и России.



Голландцы же интерпретировали стиль «версаль» по-своему, а британцы с энтузиазмом подхватили «голландский стиль». Наиболее характерный «голландский сад» в Англии - Левенс Холл в Камбрии.



Популярность регулярных садов была недолгой, и на смену пришла мания создавать пейзажные композиции. К счастью, топиари не исчезло совсем, а продолжило существование в небольших частных садах эксцентричных британцев.



Моде свойственно меняться, и интерес к топиарному искусству вспыхнул вновь, когда в Дербишире, замке Элвастор, был создан парк Мон Плезир. Так что искусство орнаментального садоводства продолжало процветать в Англии - и вот уже стараниями Лоуренса Джонстона в Хидкот Мэнор, Виты Секвил Уэст в Сиссингхерсте появляются на свет новые топиарные шедевры, создание которых можно датировать ХХ веком.



Что касается наших дней, то человек все больше стремится к общению с природой, поэтому все чаще уделяется внимание озеленению не только частных, но и городских территорий. Быстрый темп жизни задает ритм, под который приходится подстраиваться даже этому скрупулезному искусству, не терпящему спешки, поэтому на свет рождаются всевозможные его разновидности.



Вспомним, что классика топиарного искусства - это геометрические или фантазийные формы, созданные при помощи искусной стрижки из кустарников и деревьев с мелкой листвой. Приблизительно в начале XIX века, в Викторианскую эпоху, было изобретено «новое топиари». Принципиальной его особенностью является наличие металлического каркаса, внутри которого высаживается растение, которое в дальнейшем стрижется согласно контурам этой формы. А пока дерево дорастает до нужной высоты и заполняет все пространство, металлическая скульптура передает замысел автора. Стричь фигуры «по каркасу» может и непрофессионал/



Традиционалисты негативно относятся к таким новшествам, предпочитая стричь на глаз, ведь для хорошего профессионала с тренированной рукой даже сложная фигура не составит большой проблемы в работе.







Еще одно изобретение уже XX века - композиции «грин арт». Поистине искусство для нетерпеливых, когда в металлический каркас, заполненный торфосмесью, высаживают однолетние цветы или плющ. Всего пара месяцев, и зеленая скульптура готова. Срок службы такой композиции невелик, а в условиях России и вовсе короток - лишь летний период. Однако моментальный эффект - вот несомненный плюс таких скульптур. Неудивительно, ведь за рубежом такие скульптуры пользуются большой популярностью, украшая и городские скверы, и развлекательные парки типа диснеевских. Все три перечисленные разновидности зеленых скульптур в ландшафтных терминах именуются одинаково - «топиари», но, без сомнения, следует различать эти направления.









Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства. Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании.











"Золотой век топиарного искусства", бум на изгороди и сады в "голландском стиле" покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за "ненасилие над деревьями и кустарниками". Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.























Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

















Previous post Next post
Up