За рекомендательный постинг по ассортименту сети магазинов Ашан (Ошан, Auchan) я брался несколько раз. Садился, начинал писать и бросал. Потом возвращался, снова садился, снова начинал писать и снова бросал. Почему? Ответа два, поскольку и вопросов по сути два - почему начинал и почему бросал. Ответ на первый вопрос очень прост - Ашан очень известный магазин, куда значительное количество людей отправляется на выходных закупаться провизией на неделю, а то и более, вперед. Поэтому обзор винной полки очень важен и нужен. А со вторым вопросом все намного сложнее. Бросал я писать этот постинг по той самой прозаической причине, что это очень трудно, скучно и неинтересно делать обзор чего-то невероятно унылого, того, в чем не встречается ни одной яркой искорки.
Нет, я не хочу сказать, что в Ашане нельзя купить приличного вина вообще. Но в нем практически невозможно встретить такого вина, которое пусть даже не восхитило или просто обрадовало бы меня, как большого любителя вина, но хотя бы не заставляло постоянно проговаривать про себя фразу "ну ладно, зато не дорого".
Для того, чтобы понять почему так сложилось, я должен буду сначала рассказать вам о том, что такое "частная марка" (private label, прайвет лейбл, сетевая торговая марка). Под этим словосочетанием скрывается товар или группа товаров, которую производит некоторый (обычно достаточно крупный) производитель под заказ владельца товарного знака, обычно крупной розничной сети, которая в дальнейшем монопольно продает их в своих магазинах. Это совершенно обычная мировая практика, которая позволяет заметно увеличить прибыль от реализации некоторых позиций, за счет исключения из цепочки поставщиков таких организаций как импортеры, дистрибьюторы и прочие посредники.
В целом это не самая плохая практика - продажа таких товаров не только улучшает показатели розницы, но и экономит деньги покупателя, поскольку в подавляющем большинстве случаев, товары "частной марки" стоят дешевле одноклассников и иногда весьма заметно. Но! Как всегда не обходится без "но", без маленькой, но принципиальной оговорки. В случае с "частной маркой" это оговорка состоит в том, что как только в какой-то сети появляется определенный товар под частной маркой, так сразу резко и даже драматично снижается ассортимент товаров-конкурентов. Они просто становятся для магазинов "не интересны" - на "своем" товаре маржа выше.
Если вы посмотрите внимательно на заголовочную картинку к этому постингу, то вы обнаружите, что там изображена часть винной этикетки "с вензелем производителя", который "называется" Пьер Шано (Pierre Chanau). Называется, да? На самом деле - нет. Реальный производитель этого вина упомянут на контр-этикетке очень мелким шрифтом, таким, что без лупы враз и не найдешь. А кто же такой этот Пьер?
Немалая часть читателей, конечно же, прекрасно это знает, а часть уже догадалась, внимательно посмотрев на "фамилию" - Шано. Вина Шано в магазине Ошан, шано-ошан, Chanau-Auchan. Cлучайность? Нет, конечно. Это не секрет и никогда секретом не было, что никакого Пьера нет и в природе не было, а бренд "Пьер Шано" - это частная марка сети магазинов Ашан для производства вина. Со всеми вытекающими.
И вот тут мы подошли к самому ключевому моменту: вина под этой маркой в целом вполне приличные, к ним нет существенных претензий. Они чистые, аккуратные, с контролируемым происхождением, все как положено. Но, это почти без вариантов, вина имеющие самый-самый базовый уровень, повседневный, заурядный и исключения (а они бывают) исчезающе редки. Вин под этой маркой на полке Ашана много, очень много разных. И (вспомните общую теорию) альтрнативы им практически нет - если Ашан имеет собственное белое вино из долины Луары, то никакой другой Луары на полке нет и быть не может. Если есть Эльзас под маркой "Пьер Шано", то весь другой Эльзас - "давай, до свиданья!", даже если он стократ лучше.
Поэтому оказавшись перед винной полкой этой сети я, откровенно говоря, сильно мучался проблемой выбора - рекомендовать вина "частной марки" можно, но смысла почти не имеет, а альтернативы попросту нет или практически нет. Но все же, давайте посмотрим, что мне удалось собрать для сегодняшней рекомендации.
Бренд Toso хорошо знаком многим, это вино очень крупного (более 10 миллионов бутылок) производителя белых и красных вин. Подавляющую часть этого объема составляют простые, демократичные и повседневные вина, основным достоинством которых являются сортовая узнаваемость, чистота и невысокая цена. Аргентинский шардоне - это один из самых ароматных вариантов этого известного, хотя и не всегда яркого сорта, за что, в сочетании с ценой и попал в обзор. Регулярная цена - 386 рублей.
Ну что же - Рислинг. Эльзас, как вы видите и Пьер Шано. Молодой, цветочный образец, не слишком плотный, не слишком кислотный, очень "средний" как и положено всей частной марке, он, тем не менее, в целом неплох, хотя у конкурентов в виде сети "Магнит" за эти деньги есть варианты поинтереснее. Но о "Магните" в другой раз, а пока - вполне можно и этот Рислинг, охладить, налить побольше и ужинать. Регулярная цена - 534 рубля.
Белый Кот-дю-Рон значительно менее известен и популярен среди потребителей чем его красный собрат. Тем не менее купаж Русанна, Клерета, Пикпуля и Вионье от крупного виноторгового дома Бушар Эне & Фис вполне заслуживает знакомства - это достаточно тельное, полное, весомое белое вино, которому пара лет выдержки весьма к лицу. Регулярная цена - 736 рублей.
Бесо! Бесо!! Бесо!!! Нет, не подумайте, что вдруг и нас великое вино, да еще и за такие смешные деньги. Вино-то в целом не сложное, повседневное, но при такой цене у него практически нет конкурентов в разделе "цена-качество". Пару лет назад, когда оно только появилось на нашем рынке, только ленивый винный блогер не попробовал его и не написал "ух-ты, смотри-ка, и за 200 рублей бывает вино!". Два года прошли, где тот курс, а вино-то вот оно и цена по-прежнему на уровне "ниже некуда". Может быть сегодня 2011 год уже слегка староват, вино на такой возраст явно не было рассчитано, но свои 84-85 баллов вино до сих пор имеет. А то, что на этикетке бычок с ярко выраженными признаками - так оно даже и весело :) Регулярная цена - 390 рублей.
Армянские вина - не самые частые гости на российской винной полке, хотя в последние год-два и стала намечаться определенная тенденция к изменению этого положения. Я уже отмечал в своем Фейсбуке вино "Такар" от компании "Армения Вайн", которое оставило очень хорошее впечатление от недавнего знакомства. Линейка "Армения" чуть менее яркая, но в целом очень неплоха для того, чтобы начать знакомство с современным состоянием дел в виноделии страны. Вино, к сожалению, полусладкое, сухой вариант мне нравится гораздо больше, но если вы любитель именно этой категории и не желаете с ней прощаться принципиально - то это вам. Регулярная цена - 446 рублей.
И снова - Пьер Шано. В Ашане мимо него не пройдешь - нет никаких шансов. Но Каор - это все-таки Каор, родной дом Мальбека, который нашел себе вторую родину в Аргентине, где вырос, возмужал, добыл мировую славу, чтобы вернуться сюда и восстановить развалившееся фамильное гнездо. В отличие от аргентинских Мальбеков этот образец заметно более суховат, рустичен и брутален, но для первого знакомства с регионом вполне может быть рекомендован. Регулярная цена - 457 рублей.
Это вино я знаю и боковым зрением посматриваю за ним никак не меньше 5-6 лет, практически с момента его первого появления на российском рынке. Простое, легкое красное вино, не слишком терпкое, достаточно ягодное, оно в какой-то момент чуть просаживалось в качестве, но достаточно быстро выправилось до изначального. В 2011 году (желающие найдут в этом дневнике дегустационную заметку) оно стоило 8 евро в нашей рознице. Сейчас - около 5. Что для него является очень правильной ценой (особенно если забыть про курс :)). Регулярная цена - 423 рубля.
Еще один Вранац, более высокой линейки - Про Корде. Не буду пересказывать маркетинговые байки про "французский парадокс", полезность для сердца и прочее, на которых основывается название "для сердца", ограничусь только замечанием, что вино в самом деле весьма приличное, уже очень и очень выдержанное (2011 год) и за свои деньги вполне разумно выглядит. Регулярная цена - 696 рублей.
Бодега Тамари - это винодельня, принадлежащая одному из крупнейших поставщиков аргентинского вина (почти 10% объема) на рынок США. Стабильность уровня, весьма приличное качество при невысокой цене, красные фрукты, вишня, слива, аккуратные танины, ноты выдержки и все это при вполне разумном ценнике. Регулярная цена - 681 рубль.