Субэтносы черкесов - бжедуги

Jul 04, 2016 22:26

Поговорим сегодня о бжедугах, одном из значительных субэтносов адыгов.
Видеоверсия выпуска по этой ссылке:

image Click to view






1. Местонахождение и общие данные:
Бжедуги, также известные, как бжедухи. Субэтнос черкесов проживающий с 17 века на территориях центральной части Краснодарского края. Примерная территория их распространения во время Кавказской войны ограничивалась южным берегом реки Кубань - с запада устьем реки Афипс, границей шапсугов\натухайцев, с востока поначалу долиной реки Пшиш, а позже устьем реки Белой, более известной у черкесом под именем Шъхьэгуащэ и здесь границами темиргоевцев и абадзехов. С юга условное пограничье этноса проходило в районе Горячего Ключа по землях шапсугов и абадзехов. С последними, кстати, бжедуги были в перманентной вражде постоянно, считая их дикими. Что, однако, не мешало абадзехам год за годом оттеснять бжедугов все дальше к Кубани, в свою очередь вытесняя и ассимилируя жанеевцев. Причина такой слабости во многом кроется в разделенности этноса и постоянной грызне княжеской верхушки друг с другом. На Кубани бжедухи заняли сначала правый берег, где ныне стоит Екатеринодар, но в конце XVIII века, когда появились новые пришельцы с севера, и Черноморское казачье войско раскинуло свою кордонную цепь вдоль русской границы - бжедухам пришлось удалиться на левый берег, и с тех пор, до самого окончания Кавказской войны, они оставались ближайшими пограничными соседями русских. Однако, проживали они там не всегда.


2. История происхождения субэтноса бжедугов:
По этому поводу существуют разные версии основанные в основном на преданиях и топонимике. По одной из версий бжедуги, как и шапсуги, абадзехи и натухайцы, являются выходцами их Абхазии из долины реки Бзыбь. Якобы в средние века, они мигрировали по тому же пути, что и абадзехи позже - через Кавказский хребет в районе плато Лаго-Наки, где впервые и разделились. По другой версии, они также выходцы из абхазоговорящих черкесов, но проживали в долине реки Туапсе, откуда со временем решили уйти под давлением возросшего населения и соседних племен. Это история ярко описана в черкесских источниках. При этом, "пророчества старцев, предрекали бжедугам гибель, если они пере­селятся на равнины, поэтому они старались не покидать горных ущелий".


Четыре брата - бжедугские князья Черчан (Керкан), Хмиш (Хамыш), Бегорсеко и Бастеко, разделили племя на четыре части, или удела. Первые два двинулись со своим народом на север в район, нынешнего Горячего Ключа. Земли эти назывались вымороченными, то есть не имеющие хозяина. Жившие здесь адамиевцы приняли бжедугских переселенцев, а вот темиргоевские князья Болотоковы, владеющие огромными стадами и большим войском, считали эту территорию своей. Князь Бесрук-Болотоко, не желая воевать заотдаленные земли, предложил бжедугам селиться на них, но только в том случае, если они присягнут ему на верность и станут его вассалами. Для гордых и своевольных горцев такое предложение было равносильно оскорблению. Керкан ответил Болотоко, что только мечем мужчина может доказать свое право на землю, и последнему ничего не оставалось делать как выступить навстречу неприятелю. В результате ожесточенной кровопролитной трехдневной битвы, в слияние рек Псекупс и Хуарзе бжедуги практически выигрывали, но бой не кончался.  Легенда повествует, что в разгар боя белый конь Пчеваль вынес двух смертельно раненых бжедугских воинов на скальную высоту, чем они и были спасены. После этого гребень над Псекупсом, получил свое название - скала Спасения. Кроме того, во многих историях упускается важный факт - битва не имела конца и ни одна сторона не выигрывала. Тогда стороны решили объявить перемирие с условием, что бжедуги станут владельцами жтих земель, если кто-нибудь из местных старшин решится стать оруженосцем князя бжедугов. Обойдя сотни аулов, такого старшину всё-таки нашли в районе современного поселка Чибий. Так бжедуги завоевали себе новую землю.
После победы, подданные Керкана, остались в долине Псекупса, а Хамыш со своими людьми ушел к верховьям реки Белой и занял местность, известную ныне под названием Хамышки.


Черченеевцы же, заняли окрестные будущему Горячему Ключу горы и долины, особенно густо населена была местность между Котхом и Пшафом. Над легендарной скалой Керкан воздвиг крепость Псыфаб (горячая вода), и на несколько веков она стала местопребыванием княжеской фамилии. Задолго до середины 19 века крепость уже была разрушена. В 1864 году русские переселенцы обнаружили на ее месте лишь развалины и древнее святилище, на которое, по свидетельству Дьячкова-Тарасова, даже в начале XX века приходили для поклонения адыгские старцы.
Со временем бжедуги были вытеснены к северу к реке Кубань, разделив всю территорию обитания пополам между черченеевцами и хамышеевцами. Более малочисленные их ветви ушли в разные стороны и со временем слились с другими субэтносами. В частности, махошевцы ушли к бесленеевцам, где отдельным небольшим субэтносом существуют по настоящее время по рекам Лабе и Фарсу, а вепсны ушли к натухайцам в районе Анапы, где в итоге растворились в местном населении.


Крепость Псыфабэ. На переднем фоне скала "Петушок"

3. Особенности внутреннего устройства жизни:
Бжедуги были субэтносом равнинным, аристократическим. Фактически они были одними из первых черкесов, которые столкнулись с казаками Кубанской линии, с официальной Россией и первые 30 лет их общение являлось примером мирного сосуществования народов.

Политическое устройство в полном смысле, было феодальное. Население делится на пять строго разграниченных сословий. Титул княжеский приобретается только рождением, и не равный брак считается бесчестием. Звание князя было столь священно в понятиях горцев, что каждый из них нравственно обязывался защищать своего владельца, жертвуя не только своим имуществом, но и самою жизнью. Князья издревле почитались покровителями народа, и древняя пословица говорит: «за кровь князя - сам Бог каратель и мститель». Но нигде преданность народа своим князьям не была так сильна, как у бжедугов. Когда князь выезжал, его сопровождали уорки, уздени и подвластные им чагары по одному от каждого дома; при добыче ему выделялась лучшая часть, хотя бы он и не участвовал в набеге; даже долги его не переходили к наследникам и оканчивались с его смертью. Пользуясь такими преимуществами, князь обязан был чинить суд и расправу по шариату или по совести, как признавал это нужным; но в то же время есть указания и на существование народных сеймов, созываемых князьями в особо важных случаях. Постановления сейма не были обязательны, но князья обыкновенно с ними считались. Были и еще суды, так называемые «хезжи», род русских третейских судов, которые первоначально ввел князь Арслан Джанхотов в своих аулах, откуда они распространились уже почти по всем черкесским племенам. Эти суды ведали, впрочем, только одними гражданскими делами и не касались уголовных, по которым окончательный приговор оставался за князем. Все решения, за неимением у черкесов письменности, выносились устные и сохранялись в народных преданиях, да в устах мудрых старцев. Первый письменный документ, свидетельствующий о неограниченной власти князей, мы встречаем в донесении войскового судьи Черноморского казачьего войска Головатого, который в 1795 году писал графу Зубову, что один из черкесских князей Ахмет Колобатов представил своего подданного на Ольгинский кордонный пост, требуя, чтобы русские власти предали его смертной казни; несчастный обвинялся в том, что, несмотря на мирные отношения к русским его народа, он воровал скот на русской земле и пойман был с поличным. Когда же кордонный начальник отказался исполнить это за неимением права, то Колобатов приказал снять с преступника одежду и бросить его со связанными руками и ногами с большого обрыва в Кубань, что немедленно и было исполнено княжеским конвоем, в присутствия кордонного начальника.


С другой стороны князья нередко жертвовали своими интересами и даже самолюбием, когда того требовал интерес народа. Так, когда за Кубанью свирепствовал сильный голод, память о котором сохранилась до настоящего времени, бжедухский князь Алхас, несмотря на крайнее нерасположение к султану Магомет-Гирею, лично отправился к нему в аул и сказал: «Султан! мой народ умирает от голоду, а ты, как мирный, можешь попросить у русской администрации доставить нам хлеба. Сделай это для народа, приютившего твоих предков».
Действительно, благодаря усиленным ходатайствам Магомет-Гирея, доставка хлеба за Кубань была разрешена, и народ спасен от гибели. Тогда Алхас послал сказать султану, что он считает излишним благодарить его, ибо он, Магомет-Гирей, сделал то, что должен был бы сделать каждый черкес.


4. Описание аристократии и влияние народных волнений:
У бжедугов была очень сильная аристократия. Так, например, Хапач Лакшук один из самых известных героев племени бжедухов в память которому установлена стелла-кенотаф в парке Горячего Ключа. Он был известен даже в Крыму, так как по требованию крымского хана ходил в поход на Польшу и Украину. Погиб он в Дамаске во время совпровождения в Хадж князя Айтеча.



Не менее известен и почитаем в адыгском народе выдающийся потомок Хамыша - князь Айтеч, отдавший долг памяти своему другу и соратнику Хапачу Лакшуку. Князь Айты (Айтеч) первый из кавказских горцев, посетил Мекку, после чего он получил титул «Хаджи», а дети его стали имено­ваться Хаджи-Мук (сын Хаджи). В результате появилась фамилия Гаджимуковых.
После Айтеча одним из самых вы­дающихся бжедугских князей считается Алхас Хаджимуков, достигший 130-летнего возраста. Будучи уже в очень преклонном возрасте, он отказался от власти в пользу своего племянника Батыр-Гирея, а сам отдался под покровительство России. Позже его примеру последовал и весь бжедугский народ. К середине XIX в. правителем был князь Тархан Хаджимуков, которому судьба судила быть последним бжедугским князем. Он присягнул на подданство России и отдал в качестве заложника своего сына Темтеча, который изъявил желание принять святое Крещение, и назван был Николаем.
Батыр-Гирей в свое время значительно расширил владения за счет шапсугов и абадзехов, которые, объединившись, пошли на него войной. Формальным поводом к ней послужили изгнанные шапсугами родовые князья, укрывшиеся у бжедугов во время демократической революции против аристократии и шапсугов, абадзехов и натухайцев. Реальной же причиной, скорее всего, была борьба за сферы влияния, более выгодные земли и разница взглядов на социальное устройство.
Шапсуги созвали многочисленное ополчение, которое двинулось к аулам хамышеевцев с намерением истребить покровителей изгнанных ими князей Шеретлуковых, которые укрывались у бжедугов. Последние же презирали шапсугов и всегда побеждали их в открытом поле, но, видя многочисленность войска противника, призвали на свою сторону помощь русских.


В результате, в месте к западу от современного аула Оазис произошла кровавая Бзиюкская битва о которой я рассказывал во втором выпуске Исторической разведки.
Напомню, что потери шапсугов и абадзехов были огромны - исторические источники свидетельствуют, что 800 тел убитых осталось на поле, в том бою пал натухайский вождь Калабат. Целыми толпами пригоняли пленных к сборному месту, добычу - оружие - свозили туда же для дележа и, говорят, его навалили целые горы. Для многих поколений Бзийское сражение оставило свой неизгладимый след. Победители тоже не обошлись без потерь, в бою погиб отважный бжедугский князь Батыр-Гирей.
Старинная песня бжедугов донесла до нас имена героев, отличившихся в битве, среди них Алхас Лакшоков, потомок того самого Хапача Лакшука, чье имя увековечил бжедухский князь Айтеч-Хаджи на столбе памяти установленном в Горячем Ключе.

Относительно фамилий князей Хаджимуковых, для выяснения их прав, не раз поднимался вопрос со стороны русского правительства, и первый из них относится к 1830 году, когда войсками на линии командовал генерал Емануель. Тогда один из потомков крымских султанов, некто Хан-Гирей, флигель-адъютант Императора Николая Павловича, человек весьма честолюбивый, пользуясь близостью ко двору, подал государю прошение, составленное от имени, будто бы, всего бжедухского народа, следующего содержания: бжедухского народа, следующего содержания: «Так как деды султанов всегда ведали делами дедов наших, то и мы дерзаем просить, дабы Хан-Гирей Высочайше поставлен был нашим начальником и управлял бы нами по нашим обычаям».
Государь приказал препроводить это прошение на заключение генерала Емануеля, к которому отправлен был и сам Хан-Гирей. Емануель, лично знавший князя Алхаса, как владетельного князя бжедухского племени, был крайне удивлен этим прошениям. Он вызвал князя Алхаса вместе с другими почетными лицами и представителями простого народа в Екатеринодар и лично снял со всех показание, выяснившее, что прошение было подложное, что Хан-Гирей введен был в заблуждение, и что, наконец, султаны никогда не принимали никакого участия в делах правления, а считались только почетными гостями народа.


Султан Хан-Гирей (род. 1808 г.)

5. В годы Кавказской войны:
В отличие от своих соседей, бжедуги с самого начала находились в плотном контакте с Россией. В какой-то момент, это привело к расколу элиты, часть которой выступала за мир с Россией и переходила на другую сторону Кубани, а часть (более молодая) сопротивлялась. Однако, после гибели молодого бжедугского князя Явбук-бея от рук жанеевского князя, жаждавшего руки его невесты, в обществе полностью возобладала идея союза с Россией вопреки агитации Турции, которая доходила до земель бжедугов в намного меньшей мере.
Так было до 50-х годов, когда в самый разгар Кавказской войны произошли трагические изменения. В черкесских землях набрал силу авторитет Магомед-Амина, о котором я говорил в отдельном выпуске. В 1859 году очередь дошла и до бжедухов. Правителем области в то время был князь Тархан Хаджимуков, которому судьба судила вместе с тем быть и последним бжедухским князем. Вспыхнула революция, причем многие князья и дворяне поплатились жизнью, а другие бежали и отдались под защиту русских.


Вот что писал тогда Тархан Хаджимуков генералу Филипсону, командовавшему войсками правого фланга линии: «Еще в 1854 году неизвестно откуда-то появившийся возмутитель под именем Магомета-Амина разными предлогами привлек к себе бывших наших подданных и склонил их, в силу неизвестных нам законов, к бунту и истреблению всех княжеских и дворянских фамилий, дабы управляться самим выборными старшинами, подобно диким шапсугам и абадзехам. Обольщенная им чернь, по своему легкомыслию приняла его сторону и, бросив нас, удалилась частью к абадзехам, а частью в далекие горы, где пребывает и до сих пор. И сколько мы не старались возвратить их на путь долга, большинство голосов и увещания возмутителя пресекли все наши намерения». Русское правительство приняло все меры, чтобы примирить народ с князьями, но эти попытки не увенчались успехом. Правда, народ согласился принять к себе князей и оказывать им почета при полном содержании, но с условием, чтобы князья отказались от власти и всех своих пререгативов. На эту сделку гордые князья пойти не согласились и присягнули на подданство России, причем, князь Тархан Хаджимуков отдал в качестве заложника своего сына, тринадцатилетнего Темтеча, который изъявил желание принять святое крещение и назван был Николаем. Бжедухи перешли на сторону наших врагов России.


Магомед Амин

Однако, после падения власти Амина в 1859 году началась ответная реакция России против черкесов и первыми на пути попались бжедуги.
Вот что пишет историк Ф.Щербина на этот счет: "Военные власти решили примерным образом наказать бжедухов. Намечен был главный центр бжедуховских аулов - Энем. Для разгрома Энемского аула был назначен отряд из 2971 человека пехоты, 763 конницы, 8 орудий и 12 ракетных станков. Командиром был назначен полковник Борзик. Расположенный на болотах Энем был окружен тройной оградой из частокола. Русские сначала из орудий разрушили частокол. Этим воспользовались бжедухи и часть из них успела скрыться за реку Суп. Оставшиеся в ауле жители, исключительно мужчины, заперлись в саклях и защищались пока не сгорели в пламени... Русские в бою потеряли 3 убитых офицеров и 10 солдат."
В том же году, генерал Павел Денисьевич Бабыч прошелся огнем и мечом по землям бжедугов, спалив более 200 аулов.


Бабыч Павел Денисьевич (1806 - 1883 гг.)- русский генерал.
Русские в 1863 году заняли территорию между реками Пшиш и Белая, к серелине апреля 1864 года - всю территорию до Навагинского и реки Лаба. А.Г. Кавтарадзе отмечает, что против 200-тысячного адыгейского населения было выдвинуто 60-тысячное войско под руководством генерала Н.И. Евдокимова.
5. Последствия Кавказской войны:


Народ, большей частью, трагически ушел в Турцию, и туда же переселилась некоторая часть фамилии Хаджимуковых. Люди претерпевали те же беды, что и другие субэтносы, о которых я говорил в предыдущих выпусках. Мухаджиры уходили из бжедугских земель вместе с шапсугами по пути в сторону Джубги и Туапсе, где погибая от болезней и холода, садились в суда и отправлялись в Турцию. В отличие от многих убыхов и примерских шапсугов, они не успели заранее зафрахтовать лодки. Из потомков последнего бжедухского князя Тархана оставался в начале 20 века только один Хассан-паша, директор военных училищ в Турции. Два другие брата его, Николай, служивший офицером в 1-м Екатеринодарском полку Кубанского казачьего войска умер в 1907, а Бачирей - в 1908 годах.
Оставшася часть бжедугов осталась проживать в прежних своих местах. По переписи 1883 г., после переселения бжедухов в Турцию, на Кавказе осталось их чуть более 11000 человек, переселилось же за последние 12 лет после войны до 4000 человек.

Сегодня, потомки бжедухов составляют численно преобладающую часть адыгов, проживающих на территории Адыгеи к югу от Краснодарского водохранилища и составляют ядро адыгского народа в республике Адыгея, хотя их язык и не являются ключевым литературным и общепринятым диалектом современных адыгов.

черкесы, Кавказская война, история Кубани, история, бжедуги, бжедухи, Краснодарский край

Previous post Next post
Up