"Моя милиция меня бережёт...

Jan 27, 2014 03:10


...Сначала посадит - потом стережёт"
             (Устное народное творчество)
       Читая все последние дни горячие новости с Украины, периодически, хочешь-не хочешь, наталкиваешься на "Беркут". Отношение к ним очень разное, но, по крайней мере, в охватываемом мной сегменте интернета, по большей части положительное: от жалости до выказывания поддержки и призывов помочь им. Даже симпатизанты Майдана, как правило, воздерживаются от негативных оценок; и приводя факты, скажем так, не слишком гуманных и законных действий украинских омоновцев, никто не призывает к воздаянию. Эти действия воспринимаются как некая разновидность нормы, не слишком большая девиация. И действительно: мы все прекрасно знаем, на что способны менты. И, возможно, именно это причина моего к ним отношения.
       Я ничего не могу с собой поделать. Фотографии избитых и обожжённых беркутовцев не вызывают во мне никакого чувства жалости, как я не пытаюсь вызвать его в себе. Напротив, восторженные призывы из серии "Держитесь, мужики!" и восхваления типа "настоящие офицеры", "борцы с фашизмом" и тому подобное - вызывают недоумение. Я искренне не могу понять, как можно сопереживать этим людям, избравшим насилие - своей профессией.
       Задав себе вопрос, я пришёл к выводу, что я точно также не сочувствую так называемым "силам правопорядка" и в других, не постсоветских странах. Единственный раз, когда меня восхитили служители порядка - это когда призванные разогнать митинг полицейские Франкфурта сняли шлемы и перешли на сторону народа.
       Является ли причиной такого отношения недавний личный опыт? Представьте, нет; проанализировав себя, я пришёл к выводу, что и раньше так относился к служителям закона.

       Думаю, корень проблемы - в репрессивном и криминальном характере нашего государства. Неправомерность действий полиции не вызывает у наших сограждан удивления - только глухой скрип зубов, да ещё и подспудное желание найти причину этих действий, оправдать их. Дескать, они на службе, у них маленькая зарплата, у нас не работают законы, и так далее. Сами полицейские, находясь в той же культурной среде, охотно примеряют на себя все эти оправдания; они смотрят все те же ментовские сериалы, восхищаясь совершенно аморальными типами, такими, как Карпов из сериала про Глухаря. Срабатывает эффект резонанса: в фильмах, гонясь за реалистичностью, показывают полицейских не с самой хорошей стороны, они это видят и воспринимают очевидное отклонение от нормы как норму - раз уж по телевизору показали! А остатки совести заливают водкой.
       Уже не работает последний аргумент: если с тобой что-то случится, ты пойдёшь в полицию. Не пойдёшь. А если, по глупости своей, пойдёшь - то, скорее всего, пожалеешь. В лучшем случае тебя обматерят и выставят вон, в худшем - сам станешь обвиняемым.
       Полиция перестала выполнять свою функцию. Ходить по темным переулкам уже почти также страшно, как в девяностые. Детей из школы родители забирают чуть ли не до самого выпуска. СМИ пестрят сообщениями о полицейских, торгующих героином или "крышующих" эту торговлю. В полицию идут не для того, чтобы охранять порядок - а для того, чтобы, не особо напрягаясь, иметь стабильный заработок. Разумеется, сверх официальной зарплаты.
       Об этом знают все, включая министра Колокольцева - и ничего не происходит.
       Система профессионального образования МВД разрушена - как и вообще система образования в стране. Полицейских никто не учит ловить преступников. Незачем - преступником сегодня можно назначить любого, кто под руку попадёт.
       Единственную функцию, которая полиция в состоянии ещё выполнять - это репрессивную. Вместо Управления по борьбе с организованной преступностью создано Управление по борьбе с экстремизмом. Значит ли это, что государство окончательно победило организованную преступность? Или наоборот - организованная преступность победила государство? Или они помирились? В любом случае - дальнейшая борьба признана нецелесообразной; намного более серьёзной угрозой для себя государство видит пацанов с флагами и фаерами.
       Всеми силами государство силится показать, что уж этот рубеж оно не отдаст: оно не уступит никакому гражданскому обществу ни пяди земли, ни глотка свободы. Над выполнением этой задачи будут, не покладая рук, трудиться полмиллиона взрослых мужиков в погонах.
       Однако пример Украины - вот мы вернулись к ней, куда же без этого - показывает, что организованные массы являются реальной силой, которой вряд ли могут эффективно противостоять даже "космонавты" с дубинками.
       А почему?
       А потому, что одно дело разгонять безоружную и неорганизованную толпу, и совсем другое... Ну, вы в курсе.
       Не говоря уже о том, что кто-то должен отдать приказ.
       Нескольким десяткам полицейских я в беседе задавал вопрос: что они сделают, когда начнётся. Только один сказал мне, что будет защищать вверенный ему пост до последнего патрона. Он, к слову, больше не служит в полиции. Половина остальных пойдёт, по их словам, домой сразу, половина - предварительно зайдя в оружейную. И никаких, вопреки предсказаниям Беркема Аль-Атоми, предпосылок к объединению в банду. А почему - потому что они не доверяют друг другу. Категорически.
       Могут ли категорически недоверяющие друг другу вооружённые люди эффективно защитить государство?
   Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним полицейским старлеем, обычным пэпээсником. Я напомнил ему высказывание их бывшего московского начальника -  про то, что если на улицу выйдут пятьсот тысяч человек, полиция перейдёт на сторону народа. Вопреки тому, что пишут в интернете - что этих слов не было, и что это провокация, он подтвердил, что они были произнесены. А когда я поинтересовался его мнением - так ли это, он сказал мне, что - несомненно. Более того, по его мнению, достаточно и десять тысяч. А на мои слова, что выходило и больше - он сказал, что они не так выходили.

полиция

Previous post Next post
Up