Собственно, этот пост является предисловием к циклу статей (или, если получится - вводной лекцией к небольшому спецкурсу), в котором я планирую показать на примере одной весьма любопытной книжки, что такое миф и какое место он занимает в современной жизни.
На вопрос, что такое миф - как явление - подавляющее большинства даёт совершенно неверный ответ. Вот, к примеру, что нам говорит Википедия:
Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, опроисхождении всего сущего, о богах и героях. Лосев определял миф как необходимую категорию сознания и бытия. Барт - как семиологическую систему, а Кессиди - как чувственный образ и представление. Таким образом, миф трактуется как некая присущая человеку система мироописания.
Есть, однако, сомнения в правомочности такой трактовки мифа. Человек, как мы знаем, существо творческое - и он не просто способен менять мир по своему усмотрению, но и делает это ежечасно; и делает он это благодаря усиленной работе своего мозга, непрерывно получающего и обрабатывающего поступающую извне информацию, на основе которой принимается решение о дальнейших действиях. Влияние разных людей на реальность различно: и в этом нет никакой метафизики. Это объективное, и, в конечном итоге, социально обусловленное явление: интеллектуальная подготовка, способность к абстрактному мышлению не представляемы вне наличия серьезного образования, которое, в свою очередь является условием и следствием положения в социальной иерархии. А последнее, в свою очередь, во многом обуславливает значимость принимаемых индивидуумом решений. Но если мы представим, что большое количество людей сознательно действует в соответствии с единым представлением о реальности, причём не только в её текущем состоянии - но и в развитии, и в понимании целей и осознании образа будущего - реальность меняется в эту сторону. Так существуют и развиваются массовые партии и церкви: получив власть над умами, творцы и проводники идеологий способны развернуть неповоротливую машину истории в самых неожиданных и нелогичных направлениях, и совершить изменения, которые казались абсолютно невозможными даже живущим при них, но более старшим современникам в их молодые годы.
Человек, осознавая, творит мир: бог существует только постольку, поскольку в него верят; боги, в которых никто не верит, умирают. Они находятся в глубоком безмолвии, готовые проснуться в любой момент - как только кто-то вознесёт им молитву. И если таких людей не находится - они умирают навсегда. Квантовая механика доказала, что позиция наблюдателя не просто может быть независимой от опыта, но в непосредственно влияет на его результаты. А позиция всех или критического большинства наблюдателей - меняет реальность в целом, влияя не только на то, как мир отражается в сознании человека - но и на то, чем он является на самом деле.
Миф, таким образом - не сказание о мире, но сам мир. Миф принципиально антиисторичен - поэтому не может быть подтвержден историческими источниками. Мир мифа не имеет прогрессивного времени; оно либо закольцовано, и человек может находится в любой точке бесконечного хоровода, либо его нет вовсе. Эллинский миф рисует перед нами пленение Зевсом Кроноса - своего отца - после Титаномахии. Убить его невозможно - поскольку он есть само Время. И Зевс заточает его в место, которого нет: в Тартар, где его стерегут сторукие дети самого Хаоса Гекатонхейры. Время изолировано от реальности: и древние эллины продолжали так жить неопределённо постоянно, общаясь с богами, потомками и родственниками разных степеней которых они все являлись и которые жили во-он на той горе, Олимп называется.
Современная нам реальность также не лишена мифа; принципиально игнорируемый христианством, он существует, как существовал всегда: в юнговских архетипах и демозовских коллективных фантазиях. Сейчас миф в значительно большей степени формирует реальность, чем объясняет её: отражение смотрит на отражаемого. Люди, принимающие решения - от хозяев жизни до голосующего на выборах обывателя - принимают их в соответствии с существующем в их сознании калейдоскопе мифов, и утверждают их торжество этими решениями - поскольку получаемый результат неизбежно укладывается в законы жанра и развивает миф. Когда мы говорим о каком-то событии или явлении что оно "глубоко символично" - мы не догадываемся, что это означает. Эти символы творят историю. Приведу один из, пожалуй, наиболее ярких примеров. Белая Королева приезжает на поле эпической битвы с чудовищем - и в тот же день ей на блюде приносят отрубленную голову монстра, убитого юным героем. Знакомый сюжет?
Мы живём в пространстве мифа: и некоторые из современных мифов я попытаюсь открыть вам в этих статьях.
Братство Кольца Две башни Возвращение государя