Шаманство как политтехнология. Часть 2.

Nov 01, 2011 23:27

Несколько сложнее вопрос методов. В широком смысле, шаманство является, по сути, одним из методов, применяемых политтехнологами. Конечно, в таком определении есть некоторые шероховатости, но остановимся пока на нём.

Что является целью шамана и политтехнолога? Ради чего проводятся те или иные действия? В самом широком смысле (если игнорировать корыстный интерес оператора) цель - задобрить духов. В случае с политтехнорлогией задабривание осуществляется путем обращения к некоему идеологическом фетишу с уверениями, что тот или иной политик или партия воплощают данную модель в своей деятельности настолько, насколько им позволяют обстоятельства. Соответственно, чем больше людей проникнется духом, к которому происходит обращение, тем сильнее будет политик (партия), воплощающие данный дух,  и тем успешнее будет их деятельность. В идеальной ситуации политическая сила стремится к всенародному одобрению своих действий для получения абсолютного мандата на власть. Это стремление во многом иррационально. Во-первых, политик, имеющий всенародную поддержку, лишается возможности апеллировать к "несознательной" части электората, избравшей в парламент людей, мешающих воплощению великой истины. Во-вторых, такая поддержка не необходима; современные условия игры позволяют формировать повестку дня и определять политический курс любого из уровней государства куда меньшими силами: две трети депутатов , как известно, может принимать любые законы, а больше половины голосов, поданных за кандидата в президенты - обойтись без второго тура. Но, повторюсь, стремление это иррационально и исходит из самой сути системы: чиновник на каждом уровне стремится показать максимально возможный результат на подведомственной ему территории, поскольку это результат является индикатором доверия к власти вообще, а значит, и определяет качество работы чиновника.

Важнейшее значение имеет содержание описываемых видов деятельности. Исходя из определённой выше цели, можно сказать, что содержание политтехнологии, как и шаманства, заключается в организации и поддержании устойчивого канала связи между оператором (субъектом) и духами (объектами). Позвольте, скажет читатель: ведь выше говорилось, что объектом воздействия выступает никакой не дух, а самый обычный, непосредственный человек! И будет прав. Поскольку мы видим в описываемой ситуации обычное мошенничество, и это легко доказать. Шаман всегда незаметно для наблюдателя, но от того не менее внимательно, следит  за зрителями. Также и политтехнологи следят за потребителями свей стряпни - через всевозможные социологические исследования и опросы.

Отчего же именно шаманство взято на вооружение нынешними политтехнологами? Думается, причина здесь в восприятии власти народом. На протяжении веков людям вдалбливалась мысль о сакральной природе власти. Всякая власть - от Бога, а по сему, бунтуя против неё - ты бунтуешь против Бога. Не многие осмеливались пойти на это! Еще меньше было тех, кто сделал простой вывод: "если всякая, то значит - и моя (наша), если мне (нам) удастся победить".

Сегодня понятия "сакральности", "божественности" и пр. подверглись изрядным аберрациям. Вера приравнена к моде, философия - к увлечению. Человек абсолютно точно знает, что смена времен года никак не зависит ни от его молений или прочих действий, ни от веления богов. Но десакрализация окружающей реальности в случае с властью дала удивительный эффект: человек воспринимает власть как явление природы! Ну да, Путин... Ну да, развалил страну... Ну да, воруют... Так люди издревле воспринимали засуху или неурожай - надо же жить дальше. Лесной пожар, например, или ураган, в сознании людей не в пример более очевидны, чем новый закон об образовании или еще о чем-то, поскольку последствия вино сразу. Но оттого еще большей становится обреченность людей перед государством, воспринимаемой подобно беспрерывному стихийному бедствию.

Только поняв, что государство существует вообще и что оно такое, как есть, в частности, по его, человека, воле, или, как минимум, с его согласия - человек станет свободным. И тогда политтехнологам придется брать на вооружение что-нибудь посовременее. Пока же человек вполне управляем и с помощью таких трайбалистских технологий, как шаманство.

шаманство, политическое, выборы, цена свободы, политтехнология

Previous post Next post
Up