В последнее время я посвящаю много времени изучению различных материалов по созданию удобного пространства в городе, и некоторые из них оказывают настолько сильное впечатление, что хочется тут же рассказать об этом другим людям.
Пару дней назад посмотрел видеолекцию Кристиана Вилладсена, специалиста из Gehl Architects (Дания), “Проектирование улиц для холодного климата”. Она с русскими субтитрами, и длится 50 минут, очень рекомендую посмотреть, как скучные кусочки города становятся живыми и дружелюбными.
Сейчас я собираюсь пересказать и переложить на наш город принципы, упоминаемые в лекции; постараюсь сделать это интересно для тех, кто смотрел лекцию, и для тех, у кого найдётся время только на мой пост.
Gehl Architects была основана в 2000 году архитектором и дизайнером городской среды (urban design), Яном Гейлом (Jan Gehl), из Дании. Ян - один из революционеров в плане проектирования городской среды, он один из тех, кто дал приоритет пешеходам и велосипедистам на улицах города, и мы можем видеть правильность такого подхода во многих европейских городах, и особенно в Копенгагене.
Первая важная вещь, рассматриваемая в лекции, касается “первого этажа” города, т.е. всего того, что находится в промежутке между уровнем земли до примерно роста человека. Основную часть времени человек обращает внимание только на то, что находится на этом уровне, гораздо реже рассматривая то, что выше, такова природа человека, как хищника. Что мы видим в Ижевске на “первом этаже”? Как правило, картины безрадостны.
От таких улиц хочется спрятаться в машину, и как можно реже из неё вылазить.
Конечно, у нас есть несколько улиц в городе, по которым приятно прогуляться, но очень мало тех, кто повседневно может наслаждаться прогулкой по ним.
Ещё одна важная вещь, - это приглашение улицы поучаствовать в тех или иных активностях. Например, у нас это каток на центральной площади, эти непонятные домики, которые по задумке призваны задержаться человека, перекусить; ледяные фигуры и городки, по которым многим интересно поползать, или фотографироваться с ними; в общем и целом приглашая людей взаимодействовать, проводить время на свежем воздухе, общаться, заводить новые знакомства, и таким образом создавать классную атмосферу живого города. Посмотрите в выходной день на центральную площадь, там же праздник каждый зимний выходной, и даже сильные морозы не останавливают желающих провести там время!
[На фото должен быть зимний городок на центральной площади, и это лучшее фото, которое у меня есть на эту тему]
Никто там не говорит, что давайте уберём скамейки, потому что на них скапливаются асоциальные элементы. Люди там чувствуют себя в безопастности, потому что они окружены другими позитивно настроенными людьми, и всё потому, что улица пригласила людей на ней остаться, предложила, чем заняться.
Вот что предлагают улицы Копенгагена:
(фото из сети)
Из блога Максима Каца:
На этом фото, кстати, сам лектор, Кристиан Вилладсен, снял Максим
В любом районе города в шаговой доступности должны быть такие центры притяжения, как зимой на центральной площади.
К сожалению, почти все остальные улицы служат лишь тому, чтобы люди по ним прошли из точки А в точку Б, и создают много стимулов сделать это как можно быстрее, или вообще ехать в машине. Именно на этих серых, малолюдных, непривлекательных улицах происходит основная масса преступлений.
Совершенно аналогичный подход используется для привлечения людей пользоваться велосипедом. Когда-то Копенгаген, сегодня считающийся чуть ли не велосипедной столицей, был обычным северным городом, и если послушать, что тогда говорили там, то можно было услышать то, что говорят сегодня в России: у нас холодно, север, зима, снег, особый менталитет. Но постепенно создавая велодорожки, велопарковки, удобный велопрокат, и повысив приоритет велосипеда на дороге до такой степени, что даже светофоры загораются на 6 секунд раньше для велосипедистов (и общественного транспорта), чем для автомобилей, всё больше людей стало выбирать велосипед как быстрый и удобный транспорт.
Тут 41 человек на велосипеде, и 22.4 человека на личном автомобиле, если считать, что в среднем в авто едет 1.4 человека, фото с the-village.ru
При чистке улицы сперва чистится велодорожка, и только после этого - основная проезжая часть. В общественный транспорт можно заходить с велосипедом, и для этого созданы все условия и в самом подвижном составе. На всех основных направлениях, ведущих в центр города, были созданы “зелёные волны”, где велосипедисту, едущему со скоростью 20 км/ч будет всё время зелёный свет на перекрёстках, каждое утро в сторону центра, а во-второй половине дня - из него.
Благодаря тому, что город и улицы так настойчиво приглашали пользоваться велосипедом, в настоящий момент в тёплый сезон 37% жителей копенгагенского конгломерата (город и окрестности) для повседневных перемещений используют велосипед. Это огромная цифра, больше чем пользователей ОТ (33%) и автомобилей (23%). Ещё 7% любят ходить пешком. Если же учитывать только сам город, то цифра и вовсе фантастическая - более 50% горожан предпочитают велосипед. И может быть тут кто-то думает, что зимой ездят только энтузиасты, то нет, в холодный сезон количество велосипедистов сокращается только на 30%.
Вот, даже схема нашлась с похожими данными:
В итоге, основная мысль такова: какой бы на улице не был сезон, какой бы менталитет не был у народа, а законы везде действуют примерно одинаково. Создал условия для хорошего уличного времяпровождения, появились и люди. Создал велоинфраструктуру, - люди стали ездить на велосипедах, заодно и с пробками разобрались.