Ижевский общественный транспорт и сложные взаимоотношения

Jan 31, 2013 22:30

Заглянем немного в историю.

До начала XX века в Ижевске практически не было общественного транспорта, кроме пароходного сообщения через пруд.
Первым видом современного общественного транспорта в городе стал автобус, затем появился трамвай, еще позже - троллейбус.
Современный Ижевск имеет развитую систему общественного транспорта и транспортных коммуникаций.
По объему пассажирских перевозок первое место в Ижевске принадлежит электротранспорту. На нем перевозится 52 процента пассажиров, на трамваях - 23 процента, доля троллейбусных перевозок составляет 29 процентов. Водным транспортом пользуется 150тыс. пассажиров в год.
Автобусами перевозится 48 процентов пассажиров. Всеми видами городского пассажирского транспорта Ижевска перевозится свыше 250 миллионов пассажиров в год, ежедневно, в среднем, до 700тыс. пассажиров.
В распоряжении жителей Ижевска и гостей столицы также железнодорожный и воздушный транспорт, с прямым сообщением со многими регионами России.

Расставим приоритеты, подходящие любому городу, который хочет считаться удобным для жизни.
В первую очередь все условия для комфортной жизни должны иметь пешеходы. Пешеходами являются абсолютно все, кто-то всюду добирается пешком, кто-то добираясь от дома до остановки и наоборот, и конечно, многие любят прогуляться время от времени.
Во-вторую очередь город должен создавать условия для велосипедистов, поскольку прекрасно выполняя функцию доставки человека из пункта А в пункт Б, велосипед при этом укрепляет здоровье, создаёт положительный образ у жителей, оживляет окружающую среду.
В-третью очередь идёт общественный транспорт, при этом предпочтение должно отдаваться более экологически-чистому, электрическому транспорту. Общественный транспорт - это очень недорогой, и при соответствующем подходе, весьма комфортный способ перемещения людей по-городу. При этом он никак не может быть заменён личным транспортом.



И лишь в самом конце списка идёт личная машина. В то время, как три вышеперечисленных пункта влияют на удобство города практически исключительно в положительную сторону, каждая единица личного автотранспорта (это особенно заметно при приближении к максимальной пропускной способности транспортной системы) ухудшает город. Это газы, это огромное количество площади, занимаемых парковками, это ДТП, это худшее восприятие города.

К сожалению, у нас всё перемешалось, люди, кони.
Автомобили вытесняют пешеходов с тротуаров и газонов, не готовы делиться дорогой с велосипедистами, и заставляют ни в чём неповинный общественный транспорт стоять в своих пробках.

Каким должен быть общественный транспорт?
Во-первых, он должен быть доступным во всех смыслах: маршруты должны быть проложены так, чтобы любой житель мог легко добраться до остановки (рекомендуется расстояние не более 400м); проезд не должен быть дорогим, - транспорт должен дотироваться из бюджета, а выгоду получает город от деловой активности, от улучшения экологической обстановки, и других положительных факторов, приходящих с общественным транспортом; общественный транспорт должен быть доступен для людей с инвалидностью, - это инфраструктура в виде удобных остановочных павильонов, и сам транспорт, в идеале позволяющий колясочнику пользоваться им без посторонней помощи; кроме этого, он должен быть доступен для тех, кто оказался впервые в городе, - находясь на любой остановке города, турист должен без труда определить, каким маршрутом ему лучше всего воспользоваться.
Во-вторых, он должен быть быстрым. В идеале, полоса общественного транспорта должна быть отделена от общего потока, так, чтобы в любое время суток транспорт мог приходить чётко по-расписанию. Троллейбусы должны иметь современные стрелки, позволяющие миновать их без замедления. Трамваи и линии должны быть модернизированы с обычных на скоростные.
В-третьих, он должен быть удобным. У пассажира не должно возникать проблем с оплатой проезда в плане покупки проездных. Маршруты должны быть спроектированы так, чтобы можно было добраться из любой точки в города в любую другую с не более, чем одной пересадкой. Расписание должно быть таким, чтобы, с одной стороны, не толкаться в час пик, но и не ждать слишком долго в менее загруженные часы суток. Салон обязательно должен быть отапливаемым зимой, и кондиционирован в жаркие летние дни.

Итак, наша задача, - вернуть тротуары с газонами пешеходам, и сделать общественный транспорт более комфортным и привлекательным. Некоторым автомобилистам покажется, что у них отбирают что-то, что изначально принадлежит им, но это всё оттого, что никто и никогда не объяснял им, кому и какие приоритеты должны отдаваться в городе. Однако, совершенно очевидно, что один автобус, в котором едет 40 человек, должен иметь преимущество над машиной, в которой едет полтора человека. Фактически, - это два разных потока.
Наиболее радикальным изменением будет введение выделенных полос, иначе невозможно будет сделать ОТ быстрым, и в итоге - удобным. Причём, отделять нужно обязательно физически, иначе смысла никакого не будет, автомобилистов не может остановить полоска на асфальте. Выделенные полосы должны в первую очередь вводится на тех участках, на которых чаще всего случаются заторы и пробки. Например, К.Либкнехта от Горького до Удмуртской, Удмуртская (где, как раз сейчас дорожники и хотят ввести первым делом), 10 лет Октября, до перекрёстка в сторону центра Новоажимова и Карла Либкнехта.
Вторым изменением (которое должно вводится параллельно!) должно стать более человечное расписание, ведь никто не захочет пользоваться ОТ вместо личного автомобиля, если сперва его нужно ждать 15-20 минут на морозе в час-пик, а потом ехать как селёдка в бочке.

Посмотрим, как можно будет повлиять на решения дорожников и администрации. Будем держать вас в курсе дела.

Этот пост написан в рамках проекта "Ижевские Городские Проекты Бормина и Баранкиной".
Предыдущие посты: 
http://dachiko.blogspot.ru/2013/01/blog-post.html
http://m-llebarankina.livejournal.com/6240.html
http://dachiko.livejournal.com/1031.html
http://dachiko.livejournal.com/1481.html
Poll

Ижевские Городские Проекты, общественный транспорт

Previous post Next post
Up