Преамбула ,
Готический квартал,
Лорет дель Мар,
Фигейрос ,
Что едят ,
Что пьют ,
Жерона ,
Выставка цветов в Жероне Я люблю современные постройки, люблю их лаконичность, резкие очертания, материалы из которых сейчас строят. Но почему-то такие пристрастия не мешают мне обожать Гауди. И все модернистские здания, которые мне довелось увидеть, я «измеряю» по нему. Лучше? Хуже? Иначе? Удалось ли дотянуться до гения?
Творчество Гауди далеко не бесспорно, он не всем нравится.
Согласна с теми, кто писал, что Гауди невозможно комментировать, что каждая его постройка несет информационное послание куда более глубокое, чем просто шедевр архитектуры. Мне он созвучен, я вижу в нем волшебника, сумевшего воплотить в реальности наши детские мечты и игры
Мы ведь часто строили замки из песка. Это было очень просто: размочить песок , и, пропуская его между пальцев, дать натечь жидкой массе на верхушку башни и там застыть. Именно такой создал Гауди знаменитую Sagrada Familia. Tу часть, что успел. Кстати, кое-кто из исследователей его творчества со мной согласен, другие же полагают, что прообразом знаменитого храма послужили сталагмиты пещеры на Майорке или скалы Монсеррат.
Избитая фраза о медленном продвижении строительства кажется мне не совсем верной. За те 13 лет, что прошли со времени моего первого свидания с Барселоной, завершенность левого крыла изрядно увеличилась.
Кое-что из нового даже очень похоже на Гауди.
В целом же, фасад Страстей Христовых, повторяя очертания макета, созданного гением, на произведения Гауди совсем не похож. Как разительно отличаются скульптуры - схемы от живых творений фасада Рождества. Выходит, что японец Сотоо проникся духом Нового завета лучше испанца Субиракса.
Конечно, всем нам, в той или иной степени, знакомы истории Рождества и Страстей Христовых, нам легко узнать не только волхвов и Иосифа, но и Лонгина с Вероникой. Но двух последних возможно IMHO определить исключительно по атрибутам: Лонгин с копьем, Вероника с плащаницей… Фасад страстей напомнил мне творения Вучетича на Мамевом кургане: соцреалист ваял из бетона. Много ли из него наваяешь?
Меня возмутила позолоченная особа, сидящая на перемычке между башнями. На макете у Гауди перемычка есть, но там никто не восседает. Да и кто это? Вроде, знакома с Новым Заветом, собственной рукой казалась Вифлеемской звезды, а собственными ногами топтала via Dolorosa. Но даже мыслей нет о том, с кем идентифицировать таинственную фигуру. Спектр предположений широк: от Бога-отца до Понтия Пилата. Может быть, кто-нибудь подскажет?
И в рассказе о Sagrada Familia я не удержусь от деталей. Ведь именно из них складывается целое. Удивительны фонари вдоль фасадов. В тот пасмурный и холодный день, что мы оказались у храма, решетки и терновник смотрелись особенно органично на фоне серого неба.
А как Гауди умеет работать с цветом и фактурой материала! Совсем неслучайны эти серые резные камни, служащие фоном белоснежной скульптуре.
Сомневаюсь, что увижу когда-нибудь завершенным фасад Славы. Ведь даже толком неясно как его возводить. Но на фоне хитросплетений стройки стоит маленький необычный домик, про который понятно все - его создал Гауди.