Газетные давности

Mar 31, 2012 21:09

Поработал сегодня немного в библиотеке. Все с целью дополнить текст книги - т.к. хотя основа написана, там еще дополнять и дополнять. Ну и попутно затребовал себе подшивку нашей главной городской газеты - "Слава Севастополя" за октябрь-декабрь 1992 г.
Таки интересно осмыслить относительно недавнее прошлое, сравнить с тем, что стало сегодня. Хотя бы само наполнение газеты - в 90-е оно было значительно интереснее. В духе времени: криминальная хроника (на целые полосы), перемешанная с рекламой открывающихся банков и финансовых пирамид. Причем, писали обо всем этом более раскованно, чем сейчас. Не стеснялись публиковать на первой странице фото жертв криминальных разборок (некоторые весьма жуткие), да и креатива было поболее. Одни карикатуры с рисунками - выгодно отличали газету от того, что стало теперь.
Ну а с другой стороны, несмотря на бурные реалии 90-х, город остался советским, что также видно из материалов. Порою картина довольно сюрреалистична: вверху страницы - интервью с руководителем финансовой пирамиды о замечательных перспективах свободного рынка, внизу - статья за подписью главного местного коммуниста А.Пархоменко о том, как плохо жить без СССР и слушать клевету на славное прошлое.
В конце 80-х - начале 90-х страсти в прессе бурлили, поток разоблачений и публикаций документов шел полным ходом. Но применительно к "Славе Севастополя" все было очень смягченно.
Например, узнал о том, что в начале 90-х кипела нешуточная дискуссия относительно переименования улиц. Форумов тогда не было, поэтому вся полемика велась в прессе.
Как видно из публикаций, нешуточную бурю негодования вызвала опубликованная в июле статья "Чугунная ложь" - о том, что расстрел моряков в 1905 г., как его преподносил писатель Куприн - клевета, причем,  уже тогда это признали клеветой в судебном порядке. А вот то, что творилось осенью 1920 г. после ухода армии Врангеля - вот это подлинная трагедия, о которой в советское время молчали.
Автор статьи, известный краевед Е.Веникеев, процитировал характерные места из книжки Мельгунова про красный террор. Даже без особых подробностей.
И какой в ответ всплеск!...И письма в редакцию от возмущенной "общественности", и статьи от таких же краеведов, которые никак не могли пересмотреть привычные установки - о том, что "белые делали тоже самое и еще более массово"(тм), "не надо ворошить прошлое" (тм) и прочее в таком духе.
Зато в потоке подобных откликов нашел в т.ч. и интересные выдержки из писем старожилов (были на тот момент единицы - долгожители), которые вспомнили и про расстрелы, и про утопления, и про то, что из-за этого не все несмотря на голод решались есть рыбу.
Не знаю, чем завершилась дискуссия о переименовании улиц - сам тогда газет не читал. Но, судя по тому, что "воз и ныне там" - то ответ очевиден.
Это не первое мое знакомство с подшивками нашего главного печатного рупора за 1990-е годы. В минувшем году, разыскивая одну конкретную статью по интересующей меня теме, просматривал номера за 1997-й год. И был поражен - что не поменялось ничего! Хотя к тому времени и публикаций стало поболее, и несмотря на трудности в экономике, такой ностальгии по совдепии не было...но сама риторика и реакция остались теми же, что и в 1992 г.
Вкратце: накануне 7 ноября местные комми и сочувствующие решили потроллить своих оппонентов статейкой о том, какой это замечательный день, незаслуженно оболганный, положивший начало "великой державе" и проч.
И через пару дней пришел отклик - председатель Морского собрания В.Стефановский разродился пространной статьей на тему, что есть коммунизм и какова его звериная сущность. В ней привел также известные факты красного террора, в т.ч. и в Крыму. А далее случилось прекрасное!
Следующие выпуски чуть ли не подряд шли гневные письма от "ветеранов", "союзов советских офицеров" и прочих свидетелей "светлого образа". Одни клеймили автора в очернении истории, глумлении над славным прошлым, другие сваливали террор на "перегибы на местах", происки "троцкистов" (которых вовремя разоблачил великий Сталин). Выждав какое-то время, автор, насколько помню, разродился еще одним очерком, в результате полемика длилась до конца года - и, видимо, еще дольше.
Интересно будет проследить момент, когда из такой площадки для споров газета превратилась в унылый рупор официоза, забитый на 90% сводками о деятельности горсовета и рекламой напополам с некрологами.
Завершая делиться впечатлениями, не могу не поведать о том, что в процессе ознакомления невольно возникла мысль. Уж если такие причесанные факты о "добрых делах" Ленина и его последышей вызывали тогда среди читателей такие жуткие страсти, то даже не берусь представить, какой бы шок могли вызвать...ну хотя бы теперешние мои материалы.

наблюдения, Севастополь, новое осмысление, десоветизация, большевики

Previous post Next post
Up