Книга "1937. Большая чистка. НКВД против ЧК" (Личное мнение и комментарии А.Г.Теплякова)

Nov 12, 2009 10:29

Ранее, в одном из своих первых постов, я называл ряд новинок российского книжного рынка, посвященных истории советского репрессивного аппарата, лишенных апологетики, изобилующих богатым фактическим материалом, и представляющих потому особую ценность. Повторю: это касается книг И.Симбирцева "ВЧК в ленинской России" и "Спецслужбы первых лет СССР", а также исследования известного историка политических репрессий в Сибири, А.Г.Теплякова, "Опричники Сталина".
Теперь я с уверенностью могу дополнить список новейших исследований, правдиво освещающих деятельность советских карательных органов, еще одной книгой. Речь идет о совместном труде историков М.А. Тумшиса и А.А. Папчинского "1937. Большая чистка. НКВД против ЧК", выпущенном недавно издательством "Эксмо" в серии "Государственная безопасность".

Перед читателем этой книги один за другим возникают образы четверых чекистов-"дзержинцев": Леонида Заковского; Генриха Люшкова; Ефима Евдокимова; Артура Артузова. Все эти личности начинали свою карьеру в ЧК еще в кровавые годы "красного террора", всей своей деятельностью активно способствовали упрочению коммунистической власти, получали за это чины и награды. Особенно показательными в этом отношении являются биографии первых трех персонажей. Так, Заковский, Люшков и Евдокимов "проявили себя" не только (и даже не столько) в годы Гражданской войны, но и в последующие годы НЭПа, коллективизации и "Большого террора". Несколько особняком стоит биография Артура Артузова: в отличие от других "героев" книги, человека образованного, знающего несколько языков, и руководившего операциями внешней разведки. Разумеется, авторы книги не могли обойти стороной известную операцию"Трест", одним из руководителей которой являлся Артузов, однако, в отличие от других авторов, не стали сводить повествование к известной схеме "ОГПУ против белой эмиграции", но также показали линию противостояния с польскими и эстонскими спецслужбами, которые довольно успешно осуществляли в 20-е (и наверное, не только в 20-е)гг. сбор информации о положении в большевицкой России.
Тон книги - нейтральный и сдержанный, однако и при отсутствии обличительного пафоса авторами довольно рельефно расписана картина чекистского произвола: отсюда можно узнать и о пыточном следствии (о том, как пытали обычных граждан и своих же сотрудников), о провокациях, злоупотреблениях, и пороках в чекистской среде. Отдельные главы читаются как настоящий авантюрный роман. Именно так можно сказать о главе, повествующей о Генрихе Люшкове - высокопоставленном чекисте, бывшим верным проводником сталинской политики массового террора, который, однако, узнав о собственном готовящемся аресте, благополучно бежал за границу, и там активно сотрудничал с японской разведкой, снабжая ее секретами и сдав японцам всю известную ему советскую агентуру. Примечательно, что этот чекистский персонаж находясь в Японии, также любил себя называть борцом со "сталинской тиранией". Это еще раз доказывает: предательство и приспособленчество - суть общий стиль поведения советской номенклатуры. Генерал Власов, о котором любят в последнее время порассуждать его защитники и противники - в данном случае лишь один из наиболее раскрученных брендов.
Относительно замечаний к содержанию книги, отмечу единственное: в очерке о Е.Евдокимове (одном из главных исполнителей Крымской "зачистки" 1920-1921 гг.), авторы все же могли бы более детально осветить его деятельность в Крыму, тем более, что писали они эту книгу, опираясь на архивные документы, в т.ч. и материалы личных и архивно-следственных дел. Нельзя согласится с ними, что о происходившем тогда в Крыму известно довольно хорошо. Известно по-прежнему не столь много, а отдельные аспекты крымской трагедии вообще не получили своего освещения.
Это единственное мое замечание.
Следом за этим, по просьбе историка А.Г.Теплякова, публикую его замечания относительно содержания представленной книги:

Замечания А. Г. Теплякова к книге М. А. Тумшиса и А. А. Папчинского «1937. Большая чистка. НКВД против ВЧК»

"Книга очень ценная, основана на первоклассных и малодоступных архивных источниках, и представляет собой глубокую переработку сборника этих же авторов от 2001 г. «Щит, расколотый мечом. НКВД против ВЧК». К сожалению, она содержит и немало ошибочных, неточных, а также спорных сведений. На некоторые из них я бы позволил обратить внимание читателей:

На с. 22 повторена старая ошибка из книги «Щит, расколотый мечом. НКВД против ВЧК» - М. М. Лашевич именуется секретарём Сибкрайкома ВКП(б), а на деле он был председателем Сибревкома. А секретарём Сибкрайкома в 1922-25 был С. В. Косиор, уехавший в Москву на более высокую должность секретаря ЦК ВКП(б). Так что весь тезис о замене троцкистского руководства Сибири, в связи с чем «произошла полная смена караула», повисает в воздухе, ибо первый секретарь крайкома был верным сталинцем, за что и добился повышения, а у Лашевича не было влиятельного троцкистского окружения. Что касается вынужденности отъезда сибирского полпреда ВЧК-ОГПУ И. П. Павлуновского, так он и так просидел в Сибири шесть лет, вряд ли ему хотелось там ещё оставаться.

На с. 22 сказано, что Л. М. Заковский работал в Одессе более двух лет. Но скорее около трёх - с марта 1923 по ноябрь 1925 г.

С. 23 Леонид Заковский прибыл в Новониколаевск не в феврале, а не позднее 8 января 1926 г. (до апреля 1926 г. Новосибирск был Новониколаевском). И Павлуновский убыл в конце января 1926 г.
На с. 23 фраза из заместителя полпреда ОГПУ по Сибкраю Б. А. Бака «кошек рвать», я думаю, не на 100% относится к алкогольной котофобии чекиста В. В. Верхозина. У писателя Ивана Шмелёва в популярной дореволюционной повести «Человек из ресторана» есть выражение «лисиц драть» в смысле блевать. «Кошки», похоже, из той же оперы.

На с. 24 среди покаранных лицах из окружения Заковского идёт речь и о начальнике Тобольского окротдела И. Ф. Заикине, который не относился к ведомству Заковского, ибо Тобольский окружной отдел ОГПУ входил в полпредство ОГПУ по Уралу.
Там же. Биография известного чекиста Г. А. Лупекина дана со сноской на архив, хотя ещё в 1999 г. опубликована в широко известном справочнике Н. В. Петрова и К. В. Скоркина «Кто руководил НКВД».

Там же, третья строка снизу: Анс Карлович Залпетер именуется Ане.

С. 25 Авторы очень резко отзываются об И. П. Павлуновском, целиком беря на веру его уничижительную характеристику, сделанную верным бериевским протеже В. Н. Меркуловым. Но повторение нелицеприятного мнения о Павлуновском как слабом профессионале в чекистской области выглядит необоснованно. Если Меркулов писал о Иване Петровиче не как о питомце Дзержинского, а как о «некоем» малокомпетентном чекисте, это вовсе не значит, что тот действительно был случайным человеком в «органах» и не знал специфики своего ремесла. Владимир Ильич и Феликс Эдмундович его ценили. Скорее всего, на точке зрения Меркулова отразились его трения с Павлуновским.
А между тем другой видный бериевец, Владимир Деканозов, о Павлуновском отзывался совершенно иначе. 9 сентября 1953 г. он показал: «(Берия) стал добиваться занять пост председателя ГПУ Закавказья. С этой целью он заводил интриги против тех лиц, которые работали в должности председателя ГПУ Закавказья. Не без его участия были сняты или отозваны Кацнельсон, Кауль, Реденс и Павлуновский… Я помню, что Павлуновский изобличал Берию в интриганстве против него, причём Павлуновский объявил об этом Берия прямо на совещании начальников отделов, на котором присутствовал и я. За интриганскую деятельность против председателя ГПУ Закавказья решением ЦК ВКП(б) на Берия было наложено партийное взыскание.
Несмотря на то, что Павлуновский был хорошим работником, он всё же был отозван, и Берия был назначен председателем ГПУ Закавказской федерации. Он добился своего. Удалось это Берия потому, что он умел втираться в доверие руководящим работникам. В частности, он сумел расположить к себе секретаря Закавказского крайкома партии Орджоникидзе, именем которого Берия назвал своего сына. Орджоникидзе в свою очередь поддерживал его. В последующие годы, когда Орджоникидзе находился в Москве, Берия всегда обращался к нему и находил поддержку». В судебном заседании В. Г. Деканозов повторил, что Берия интригами добился увольнения Павлуновского и занял его место. Сухомлинов А.В. Кто вы, Лаврентий Берия? - М., 2003, с. 184 - 185, 300.

Кстати, фамилия Берия всегда склоняется - Берии, Берией. Именительный падеж применительно к нерусским фамилиям в большинстве документов того времени - это следствие неграмотности чекистов, которые избегали склонять фамилии. Не стоит им уподобляться.

На с. 26 Чекист-пограничник Николай Абрамович Фидельман имеет неверные инициалы Н. И.

С. 28 «Чудовищных размеров» трещина в соцзаконности достигла не к 1934 г. (в 1934-36 не было троек и внесудебных казней), а уже в 1930-33 гг., когда пошли массовые расстрелы по приговорам чекистских троек в регионах.

С. 29 Квази-организация «Семья примерного общества» ликвидирована чекистами в феврале 1930 г., а не 1931 г. (у С. А. Папкова, на коего дана ссылка, именно 1930 г. - см. Папков С. А. Сталинский террор в Сибири 1928-1941. - Новосибирск, 1997. С. 39).

С. 49 Информация о расстреле 4.400 «бывших» в Ленинграде в 1935 г. - это дезинформация питерского историка от МВД В. Иванова, который много об этом писал. Я сильно подозревал, что это чушь, измучился ловить у него ссылку на этакую сенсацию, и наконец недавно нашёл след - в одной из статей Иванов всё же уточнил, что расстрелянные - это главы ссыльных семейств, осуждённые к ВМН в местах ссылки в 1937-38 гг.

На с. 46 чекист Поличкевич значится убывшим в УНКВД Крымской АССР, а на с. 56 - значится репрессированным в Ленинграде при Заковском.

С. 63 Вверху упоминается среди покинувших Ленинград Я. М. Краузе. Но он был арестован в 1939 г. за фальсификации - с 8.6.1937 по 1939 работал зам. нач. УРКМ и нач. ОБХС УНКВД по Ленинградской обл., активно фабриковал пресловутое «дело глухонемых» фашистских шпионов. Арестован 15.3.1939 за нарушения законности и ВТ войск НКВД Ленинградского округа 18-30.11.1940 по ст. 193-17б был осуждён к ВМН. См. Ленинградский мартиролог 1937 - 1938. Том 4. 1937 год. - СПб., 1999, с. 679-681.

С. 79 Наступательную операцию у о. Хасан начали всё-таки советские пограничники, захватившие одну из высот. Японская акция стала ответом, хотя и расширенным.

С. 82 В первой строке сверху - Одесчина. Почему с «ч», а не «щ»?

С. 87 А можно ли доказать, что должность ПП ОГПУ по Московской области выше, чем нач-ка Секретно-политического отдела ОГПУ СССР? Как представляется, Я. С. Агранова передвинули в 1931 г. по горизонтали, а не по вертикали.

С. 101 Давняя причастность заместителя НКВД СССР В. М. Курского к убийству селькора вряд ли бы заставила Сталина по иному посмотреть на эту фигуру. Он прекрасно знал, чем чекисты занимаются и любил их чёрненькими. Его охрану вообще составляли исполнители приговоров. А ведь у К. В. Скоркина есть убедительная версия о том, что Курский застрелился после предложения Сталина занять место Ежова. Бывший секретарь Курского Г. А. Саламов, с которым Скоркин встречался и разговаривал, всё-таки уникальный источник.

С. 102 Снятие наркомвнудела Украины В. А. Балицкого может быть связано и с его хорошим знакомством с только что арестованным командармом И. Э. Якиром, а не только с отставкой П. П. Постышева.

С. 117 Со ссылкой на книгу Мильбаха указано, что Г. С. Люшков арестовал на Дальнем Востоке (без военных) 15,4 тыс. чел. А как же цифра в 70 тыс., приведённая на московском оперсовещании в НКВД от янв. 1938 г.?

С. 152-153 Эпизод с количеством расстрелянных в Крыму Е. Г. Евдокимовым давно известен, а у авторов дан со сноской на архив. Но А. Литвин напечатал наградной лист Евдокимова в ж-ле «Отечественная история» более полутора десятилетий назад (1993 г.). Потом были два издания его книги о красном и белом терроре. В последнем (2004) эти сведения см. на с. 105. При этом Литвин пишет «изъяты», а не расстреляны, а генералов у него 50, а не 150. Про 12 тыс. расстрелянных особистами в Крыму впервые упомянул А. Зданович - см. Неизвестная Россия. ХХ век. Книга третья. - М., 1993. С. 115. Тир. 40 тыс. экз.

С. 181 Мирон Иосифович Миронов-Король ошибочно именуется Мироном Наумовичем.
И также С.Н. Миронов не писал о своей операции по Ухтомскому ни в какой автобиографии, а рассказал на партсобрании. При этом никаких восставших белоказачьих частей, рвавшихся к Ростову, на деле не было.

С. 191 «Крым ещё не стал местом правительственных дач…» - Ещё как стал! Недаром в июле 1923 г. зампред ГПУ И. С. Уншлихт озабоченно писал крымскому полпреду С. Ф. Реденсу: «По дошедшим из Крыма сведениям, дорога Севастополь - Ялта неблагоприятна в смысле бандитизма - ограблений. Южный берег Крыма почти поголовно занят партработниками и членами ЦК РКП. Прошу принять все меры обеспечения их и сокращения бандитизма». Плеханов А. М. ВЧК-ОГПУ: Отечественные органы государственной безопасности в период новой экономической политики. 1921-1928. - М., 2006. С. 362-363.

С. 190-191 Принципы Е. Г. Евдокимова и Л. П. Берии при подборе кадров указаны, думаю, очень даже верно. Но Заковский с Реденсом явно тоже подбирали и криминальных, и лично преданных.

С. 199-200 Прошедшие по Шахтинскому делу 1928 г. были реабилитированы не в конце 80-х, а в 2000 г.

С. 221 внизу: применительно к Балицкому, Реденсу и Евдокимову летом 1931 г. упоминаются в качестве новых адресов Москва, Минск и Ташкент. Но Реденс как раз тогда убыл из Минска в Киев. И кого же Реденс перетащил с собой в Минск из Тифлиса, оторвав от Берии?

С. 230-231 Фамилия убитого чекистами визиря дана как Дышнинский и как Дышинский. А как на самом деле?

Интересна, но, боюсь, неверна мысль, что чекисты-северокавказцы были лучше подготовлены к террору, чем остальные чекисты из более спокойных регионов (с. 249-50). Но всё же есть очень много примеров отъявленной свирепости и прочих гебистов, ведь уральский Д. М. Дмитриев или тот же украинский Г. С. Люшков рубили головы ничуть не менее шибко. А совершенно отпетый Заковский и его кошмарная питерская команда, а М. И. Литвин? А А. П. Радзивиловский и Б. Д. Берман? А такие сибиряки, как Серафим Попов, Герман Лупекин, Иван Жабрев, Иван Бочаров, Александр Успенский, Павел Чистов, Дм. Гречухин - они же все передовики высшей марки! А питерско-сибирский И. Монаков, творивший запредельные дела в Туркмении, а читинский Г. Хорхорин? Перечислять всех видных палачей не с Северного Кавказа - рука устанет.

С. 260 Кто же это подбросил Ягоде идею гигантских строек ГУЛАГа, так что тот якобы забросил оперработу? Забросил ли? Из требований Сталина и Ежова всемерно арестовывать зиновьевцев и высочайшего недовольства «медленной» работой НКВД вовсе не следовало, что Ягода - плохой нарком и мало разоблачает заговоров. В каждом регионе таких заговоров были десятки. Ягода «прокололся» на нескольких конкретных вещах, а великую чистку Сталину совсем было несподручно проводить со старым начальником тайной полиции. Логика террора требовала полномасштабной чистки и в «органах». Разве вождь мог доверить такое тонкое дело ягодинскому клану? Сталин отлично знал, каковы размеры властных полномочий дорогого Генриха в его конторе. И ещё товарищ Сталин обожал ротацию кадров, так что Ягода по любым меркам выглядит чертовски засидевшимся начальником.

С. 308 Искажена фамилия И. Ю. Кясперта.

Пресловутый агент ВЧК-ОГПУ Э.О. Опперпут или Опперпут-Стауниц фигурирует сначала как Оперпутт, а на с. 335-36 - как Опперпут-Стауниц и Оперпутт-Стауниц.

С. 326-27 Фигурирует и Энвенгрен, и рядом - Энвельгрен, а затем - и Эльвенгерн. На с. 344 - Эльвенгрен. Как и с Опперпутом, многовато вариантов!

С. 369 Искажена фамилия Г. И. Благонравова.

В сноске №160 не расшифровано полностью название архива ЦГАООУ - нет слова «Украины».

В сноске 788 надо «Рабы свободы. В литературных архивах КГБ».

В сноске 809 - неверно «…Майи Улановского» вместо «Улановских».

В сноске 830 следует - Сопельняк.

сталинизм, книги, история, чк-огпу-нквд, новое осмысление, авторы, большевики

Previous post Next post
Up