Сталинские бордели

Oct 11, 2010 21:09



Еще один замечательный образчик того, какая «высочайшая» нравственность существовала в СССР, в особенности при Сталине. Известно, что для выкачивания из населения средств для нужд индустриализации тогдашнее партийно-советское руководство организовало в стране сеть магазинов для торговли с иностранцами (Торгсинов), где можно было разжиться всяческими предметами роскоши, а также продуктами. Иностранцев, надо честно признать, качество предлагаемых Торгсином товаров плохо устраивало, что они неоднократно высказывали в устных и письменных жалобах в адрес представителей власти. Совсем иначе вели себя советские граждане. Для них Торгсин являлся не просто окном в мир, но настоящим спасением. Все потому, что пиком активности этих спецмагазинов стало начало 1930-х гг., разгар второго по счету голодомора. Чтобы спастись хотя бы на время от голодной смерти, люди несли в магазины фамильные драгоценности, семейные реликвии и обручальные кольца. Обменяв их на мешок лежалой муки, получали шанс выжить.
Понятное дело, что удавалось это не всем. Крестьянам, например, вырваться из деревни благодаря «заботе» товарища Сталина, превратившей их в бесправных рабов, было не в пример тяжелее. В отличие от горожан.
И вот, в то самое время, покуда в деревнях люди пухли от голода, а кое-где фиксировали случаи людоедства, трюмы иностранных кораблей в приморских портах ломились от зерна, которое коммунистические правители выкачали из деревни и сбывали за рубеж по низкой цене, дабы приобрести вожделенные технические новинки. А чтобы дорогие гости не скучали, строители новой жизни скрашивали их досуг известными способами. В портах также были Торгсины, но, в отличие от аналогичных магазинов в глубинке, портовые представляли собой что-то вроде ночных клубов с барами, дискотекой и…номерами.
Дабы не быть голословным, проиллюстрирую вышеизложенное выдержками из книги Елены Осокиной «Золото для индустриализации: «ТОРГСИН» (М., РОССПЭН, 2009). Предвосхищая скептические высказывания советских интернет-талмудистов, замечу, что книга эта написана исключительно на архивном материале, и работа над ней автором велась не один год.
Итак, приступим:
«Торгсины плодили портовую мафию, где в доле были шипчандлеры, директора магазинов и ресторанов, сутенеры и проститутки, да порой и сами капитаны иностранных судов. Мирок советского порта был далек от идеалов новой жизни, которую иностранные мо­ряки, социалисты и коммунисты, ожидали увидеть на родине побе­дившего пролетариата. Их разгневанные и недоумевающие письма в Совбюро Интернационала моряков и портовых рабочих (ИМПР) свидетельствовали, что портовые торгсины были низкоразрядными борделями. В своих письмах иностранные моряки показали больше политической зрелости и идейной выдержанности, чем местные ра­ботники Торгсина, да и его центральное руководство, которое отка­зывалось от радикального решения проблемы проституции, боясь потерять валюту. Некто тов. Коли, коммунист, руководивший итальянской работой в интерклубах Туапсе, Новороссийска, Поти и Батума, в январе 1933 г. писал: «Крупнейшим препятствием в нашей работе является проституция. Явление это одинаково во всех пор­тах... Официальным домом проституток является Торгсин. В это помещение проститутки ходят как к себе домой, здесь ждут клиен­тов. Моряк не платит наличными, а продуктами. За один килограмм сахару, стоящего несколько копеек золотом, моряк проводит целую ночь с женщиной, которая уверяет его при этом, что в России уми­рают с голоду, едят черный хлеб, и то в недостаточном количестве... Видя, как проститутки действуют свободно, моряк начинает ве­рить, что такое положение вещей существует с полного согласия власти. С 6 часов вечера до часу ночи как внутри ресторана Торгси­на, так и снаружи нельзя буквально пройти, не пробивая себе дорогу сквозь толпу проституток, сутенеров и спекулянтов. Обо всем этом докладывалось властям письменно и устно, но несмотря на обещания принять меры, положение еще больше ухудшается. На днях несколь­ко моряков пригласили меня зайти в Торгсин, чтобы убедиться. Там были пьяные проститутки, которые танцевали в зале и на столах, как в настоящем публичном доме в буржуазных странах... Несколько судовых офицеров-фашистов, спокойно выпивавших там, уходя зая­вили, что здесь полагалось бы больше серьезности. Фашистская судо­вая администрация использует эти факты для всякой клеветы. Так, например, старший помощник капитана Тамбуриони - фашист на все 100 % - иронически сказал мне, что без сомнения нами сделаны известные достижения, но что Россию лучше всего характеризует зрелище проституток и сутенеров».
Во всех черноморских портах политическая работа интерклубов была парализована торгсиновскими оргиями. Товарищ Коли был не одинок в своих жалобах. По словам интернационалистов, «пропа­ганда по соцстроительству натыкалась на вопрос моряков, почему допускается гной проституции». В письме в президиум Коминтерна греческие моряки описали устройство торгсиновского борделя (в архиве сохранился лишь его корявый перевод):
«Товарищи! Мы греческие моряки посетили многие порты СССР и с гордостью видим сдвиги отечества трудящихся всего мира и про­движение переходного периода к социализму. Но существуют еще многие остатки царского режима, и прежде всего проституция, на­счет которой в торгсине Херсона, где мы теперь находимся, и хотим донести до вашего сведения... Сначала входишь в магазин, который продает разные товары, а потом - дверь в коридор. В коридоре есть другие двери, где особые комнаты, одни первого класса, роскошные для чинов, а остальные второстепенного класса для команд.
После покупок завторгсином говорит:мы имеем и девочек, малень­кие и красивые, которых можно найти в комнатах, о которых мы выше говорили. Это случилось и с нами (подчеркнуто в документе. -Е. О.) Мы слушали с удивлением слова заведующего и вошли в комна­ту для команд и действительно мы очутились в кругу хуже чем в худших домах терпимости, которые существуют в капиталисти­ческих странах. Несколько проституток находились в объятиях мо­ряков, распевая хриплым от пьянства голосом и похабничали. На столах стояли бутылки пива и т.п.
Возмущенные этим мы вышли и спросили заведующего «кто эти женщины», а он спокойно ответил «проститутки»... а когда мы спро­сили, как это допускаются такие безобразия, он сказал, что здесь это ему разрешают. А эта торговля человеческим телом делается так: проститутка покупает в торгсине сахар после уплаты моряками нужной суммы, а этот сахар она продает на рынке по цене 15-20 рубл. кило».
Даже те немногие документы, что удалось найти, позволяют раз­глядеть иерархию проституток - привилегированные красавицы на «чистой» и обеспеченной работе в баре и уличные девки, приходив­шие к торгсину в надежде поймать клиента, который пригласит про­вести вечер. Наряду с девушками - «иди сюда», для которых прости­туция была профессиональным занятием и основным источником дохода, документы позволяют говорить о существовании «пролетар­ской проститутки по совместительству»: днем - работа на заводе, вечером - к бару, чтобы заработать несколько копеек золотом. Вид­но среди проституток и политическое размежевание: одни «стуча­ли» в ГПУ, другие избивали политических активистов портовых ин­терклубов. Для многих в те годы проституция была средством выживания, как и тесно связанная с ней спекуляция, - все прости­тутки перепродавали валюту и дефицитные товары.
Одесский порт вызывал особо сильное негодование интернацио­налистов. Там в местном торгсине заправлял некто Гольдштейн, по одним сведениям, владелец гостиницы «Лондон», по другим, что, впрочем, не противоречит первому, содержатель дома терпимости в Одессе до революции. Его имя постоянно мелькает в материалах Торгсина, как символ распущенности и вседозволенности. Гольдштейн был мастером своего дела. Листовки-зазывалки - «У нас сегодня вечер-кабаре. Спиртные напитки» - появлялись не только на судах, их разбрасывали даже в интерклубе, благо до него от торгсиновского бара было всего 50 м. В заведении Гольдштейна всё и все работали на то, чтобы обобрать клиента. Бар был открыт всю ночь. Играли фокстроты. По приказу Гольдштейна кельнерши (официантки) - на работу принимали только красивых девушек -присаживались за столики иностранных моряков. Отказываясь от пива и других дешевых напитков, они заставляли моряков покупать ликеры, шампанское, коньяк, а также подарки: тут же в буфете Гольдштейн устроил витрину, где были выставлены для продажи «женские принадлежности» - пудра, духи, шелковые чулки и панта­лоны. Подвыпивших моряков обсчитывали. Отсутствие у клиентов денег не было помехой: торгсин отпускал морякам напитки и това­ры в кредит, а счет потом предъявлял к оплате капитану судна. Гольдштейн учитывал и запросы капитанов: чтобы не портить им настроение, в залы, где сидела «белая кость», не пускали кочегаров и прочую матросню. Когда дело дошло до проверки его хозяйства, Гольдштейн спокойно признал все факты «антисоветских методов работы», включая и «зазывание моряков в отдельные кабинеты», и «физическую связь». В портовых торгсинах мечты революции о создании нового мира разбивались о власть чистогана.
<…>
В декабре 1932 г. работник интерклуба моряков товарищ Россет-ти, разделяя возмущение Джонса, сообщал: «В других портах Чер­ного моря проститутки и полупроститутки (?- Е. О.) многочислен­ны, но здесь, в Одессе, их тысячи и среди них имеется тайная организация с разделением труда и поля действия. Проститутки имеют даже разрешение на вход в порт, на суда, а несколько десят­ков привилегированных составляют красу и гордость бара, пред­ставляющего собой настоящий публичный дом... В конце концов про­ститутки нам говорят: вы работаете для клуба (интерклуб моряков. - Е.О.), а мы для бара и для Торгсина; клуб - политическое учреждение, Торгсин и бар - советские учреждения, разрешенные дома терпимости».
«Разрешенные»? - Кем? Анализ архивных материалов позволяет сказать, что одно из главных валютных ведомств страны - Нарком­фин - в интересах получения валюты ратовало за развлечения в портах. Осенью 1931 г. член главной коллегии Наркомфина Рейхель сетовал на то, что в некоторые портовые кафе не допускали женщин и пили исключительно в мужском обществе. «Слишком строгие нра­вы местной власти, - считал он, - нужны развлечения, музыка, ке­гельбан». Заведующие портовых контор Торгсина, которым надо было выполнять валютный план, также защищали свободу нравов: заведующий Батумской конторой Грюнберг послал в Правление Торгсина протест против ареста милицией, по настоянию интерклу­ба, трех проституток в баре торгсина. Проститутки были приглаше­ны иностранными капитанами и, по мнению Грюнберга, «вели себя вполне корректно», не давали повода для ареста. Он угрожающе предупреждал Правление: «Такой поступок местных властей я счи­таю неправильным, ибо при повторении подобных явлений в будущем иностранцы могут отказаться от посещения бара, что будет отра­жаться на нашей торговле». Валютный экстремизм портовых торгсинов, при котором все средства были хороши для получения валюты, процветал при содействии или бездействии милиции и мес­тных представительств ОГПУ7. Упоминавшийся ранее товарищ Россетти из Одессы писал в 1932 г.: «Однажды я арестовал двух проституток, избивавших нашу активистку на центральной улице, обвиняя ее перед моряками в том, что она работает в клубе в качес­тве консульского шпиона. В милиции мне заявили, что проститутки занимаются своим ремеслом, чтобы заработать несколько копеек и что я ошибаюсь, если думаю, что милиция может вести борьбу с проституцией».
Осокина Е.А. Указ. соч. - с.165-169
Выходные данные книги:

Золото для индустриализации: «ТОРГСИН» / Е. А. Осокина - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2009. - 592 с. - (Исто­рия сталинизма). ISBN 978-5-8243-1110-5

Скачать книгу в электронном варианте здесь:
http://knigipoistcccp.livejournal.com/13055.html
____
Другие посты по теме:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/26166.html - "Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата"

http://d-v-sokolov.livejournal.com/114867.html - Штрихи к портрету Ежова ч.3: интимные предпочтения
http://d-v-sokolov.livejournal.com/115526.html - Чекистские нравы
http://d-v-sokolov.livejournal.com/135446.html - Сталин и "ню". Штрихи к портрету
http://d-v-sokolov.livejournal.com/157773.html - Штрихи к портрету Ежова. ч.5: Семейная жизнь
http://d-v-sokolov.livejournal.com/172044.html - Штрихи к портрету Ежова. ч.6: бытовая распущенность
http://d-v-sokolov.livejournal.com/136857.html - Забавы шпаны в советское время
http://d-v-sokolov.livejournal.com/179370.html - «Организация, называвшаяся ”Блядоходом“»
http://d-v-sokolov.livejournal.com/182764.html - Большевицкое порно

сталинизм, голод, советские нравы, мерзость, большевики

Previous post Next post
Up