По 1 каналу транслируют новую экранизацию произведения Юлиана Семенова "Противостояние".
Первая экранизация увидела свет в 1985 г., и она остается знаковой картиной. Во-первых, актерский состав. Во-вторых, операторские приемы (сцены из военного прошлого антагониста Кротова сняты в монохроме, и органично вмонтированы в немецкую трофейную кинохронику). В-третьих, расследование милицией преступлений Кротова, совершенных в 1970-е гг., обнажает также пороки позднего советского социума. Где буквально стоит отвернуться, и граждане начинают мутить теневые схемы. Плюс откровенно не гламурная картинка повседневности. Не чернушная на 100%, но и не идеалистическая - безусловно. Собственно, т.к. это снято в 1985 г., там не требовалось воссоздавать быт позднего СССР. Картина даже если брать сцены, где действие происходит на юге, и много солнца - довольно мрачноватая. Включая не самого лучшего качества (мягко сказать) инфраструктуру городов.
При этом здесь поработали цензурные ножницы. Изначально в фильме предполагалось больше кинохроники, и больше раскрытия темы именно РОА и власовского движения. Но в финальном варианте акцента именно на принадлежности Кротова к РОА нет. Скорее идет акцент на том, что он диверсант, который при этом без колебаний выполняет любую грязную работу, которую поручат немцы. Которых Кротов при первой же возможности кинул, предпочтя затеряться в обстановке войны, нежели вести оборонительные бои против наступающей советской армии в марте 1945 г. и убив в кадре двоих немцев. Потом убив еще и советского морского пехотинца, и взяв себе его имя и документы, по которым потом жил десятки лет.
Сцены из военного прошлого в "Противостоянии" 1985 г. были атмосферными, давали зрителю некоторые эксклюзивные моменты из хроники. В ряде случаев изменение оригинального текста романа и адаптирование его под сюжет - было более выигрышным. Например, в романе сцена беседы Кротова с нацистами, которые решили использовать его навыки для совершения провокации (под видом советского десанта вырезать отказавшуюся эвакуироваться немецкую деревню, а потом ликвидировать исполнителей) - была описана как разговор с несколькими вербовщиками (один в штатском, и двое в форме), то в экранизации 1985 г.
получился диалог с гестаповским следователем 1 на 1. И эти несколько минут экранного времени весьма бьют атмосферностью и некоторым демонизмом. А ведь всего лишь: черно-белый ряд, человек с залысинами и надвинутыми на нос очками, в черном деловом костюме с нацистским партийным значком, сидящий за столом с включенной настольной лампой.
Планка у экранизации 1985 г. была взята крайне высокая. Актеры уровня Басилашвили, покойного Болтнева. Плюс в одном из эпизодов даже засветился ударник группы "Кино", а в дальнейшем и организатор первых рейвов - Г.Гурьянов.
Поэтому восприятие экранизации 2024 г. будет всегда критичным, и отсылать к картине 1985 г. Это неизбежно. Это если брать западные аналогии: все равно что сравнивать фильм "Ворон" 1994 г. с его ремейком 2024 г. Но если мысленно абстрагироваться от сравнений, то отсмотренное пока - не могу назвать негативным. Это просто другое кино. Здесь я вижу пока больший акцент на детективе по схеме: преступление-расследование. Близко, кстати, к тому, что у Семенова было по тексту. Экранизация же 1985 г. примечательна тем, что в ней собственно детектив - это лишь один из пластов, некий хребет, на который нанизаны иные смыслы и темы. Там прием расследования - это скорее повод исследовать и вскрыть целый ряд тем из повседневности + военного прошлого.
В экранизации 2024 г. ответственно подошли к воссозданию сеттинга. На роль антагониста выбрали А.Гуськова - актера известного, имеющего в своем послужном списке массу громких проектов. Но в целом впечатление - см. выше. Здесь скорее речь об акценте на детектив. Иные приемы изображения реальности даны. Господствует яркая цветовая гамма. В кадре скорее некое переживание (воссоздание) 1970-х (в то время как в экранизации 1985 г. было не воссоздание, а изображение, и актерам играть это не нужно было).
Пока весьма незначительны военные эпизоды. Сняты они тоже в цвете. В стилистике современных фильмов на эту тему. То есть игры с изображением, попыток придать игровым сценам документальный характер - не замечено. Весьма интересно, как там будут сцены с немцами и военным прошлым Кротова (вроде той сцены с допросом). Отмечу пока, что военные эпизоды картин ощущения тревоги, инфернальности, мрака - не оставляют. Восприятие примерно как если того же "Диверсанта" смотреть.
Музыку отмечу. Звучат в основном хиты 70-х: что советские, что зарубежные. И ощущение как бы на слух - что от оригинальных записей они отличаются большей "жирностью", фанковостью. Видимо, сделали цифровой ремастеринг.
В целом - судить, конечно, пока проект весь не отсмотрен - сложно. Но предварительно так.
Я вижу другое:
- общий кризис в мире с оригинальными (даже если они будут и похожи на что-то уже вышедшее) сюжетами. На Западе штампуют ремейки когда-то выстреливших фильмов, либо выдают очередные экранизации комиксов. Притом, что в большинстве своем все получается хуже, чем было изначально. Здесь - крен в ремейки советских картин. Плюс попытки как-то осмысливать тему ВОВ (получается - так себе, если честно, и без обид: в советский период в военных лентах все-таки не только военное отображалось, и нередко там это было лишь фоном для раскрытия каких-то человеческих моментов), а также апеллировать к образам советской эпохи: от сталинского ампира до "застойного" времени.
Положительный момент всего этого:
- то, что судя по результатам мониторинга - оживился интерес к экранизации 1985 г. Во всяком случае, за последние дни появилось много текстов на эту тему (как снимали фильм, что там было интересного в ходе съемок и т.п.)