Сегодня по случаю дня рождения Основоположника надо бы что-нибудь о нем написать, да не буду. И без меня о нем много сказано.
Взять, например, сегодняшнюю колонку новостей на "Русской народной линии". Читаешь заголовки публикаций - и поражаешься, какое единообразие. Судите сами:
Инфернальная лениниана«А на Россию мне плевать...» (из ленинианы)Памятник палачу и террористуВсегда бы был такой однозначный подход!
С такой же безапелляционностью писали бы там о и Верном Ученике Ульянова-Ленина, грузинском коммунисте Иосифе Джугашвили. Ан нет!
Уже который по счету месяц (да месяц ли? год!) редакцией и некоторыми авторами усиленно продвигается тезис о том, что Сталин не тождественен Ленину. Мол, Сталин был не продолжателем дела Ленина, а могущественным государственником, при котором духовная жизнь возродилась, и быть православным христианином в СССР стало лучше, чем в Российской империи.
Самое печальное, что это заблуждение поддерживают и некоторые духовные лица.
Здесь и
здесь можно ознакомиться с некоторыми образчиками подобных суждений, исходящих не от мирян, но от пастырей.
Как будто бы и не было расстрельных рвов на
Бутовском полигоне, как будто не проводились безбожные пятилетки.
Далеко неполный перечень "добрых дел" товарища Сталина и других большевиков в отношении Церкви и ее пастырей представлен в моем журнале по тегу
"православие". При этом обращаю внимание, что большая их часть взята из архива публикаций РЛ.
Тем не менее, хор славословий в адрес тирана со стороны людей, называющих себя православными и русскими, нисколько не умолкает. Выступления же
тех пастырей, которые не потворствуют укреплению заблуждений, но свидетельствуют о подлинной сущности сталинского правления, в последнее время попросту игнорируются.
Однако, невзирая на все ухищрения очистить имя тирана, представить его этаким защитникм православия и печальником за русский народ, реальность, увы, свидетельствует об обратном.
В 1930-е гг. гонения на Церковь не прекращались, а напротив, приобретали все больший размах.
Особенно страшный удар по православию был нанесен в 1937-1938 гг. Именно в этот период список репрессированных служителей Церкви, более чем за все предыдущие годы, пополнился множеством новых имен. Это видно на графике внизу:
Важно отметить, что и с началом войны с нацистской Германией никакого существенного потепления в отношениях государства и Церкви не произошло. И в 1941, и в 1942 г. продолжались аресты и расстрелы священнослужителей. Примером тому служит трагическая кончина протоиерея Сергия (Мечева).7 июля 1941 года, в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, отец Сергий был арестован в Рыбинске, куда ему пришлось поехать по делам прописки и заночевать.
На допросе отец Сергий категорически отказался называть знакомых, мотивируя это нежеланием подвергать их неприятностям. За уклонение от требуемых показаний он был приговорен к пяти суткам заключения в карцере. В ходатайстве о продлении сроков следствия по делу протоиерея Сергия Мечева следователи указали, что он по религиозным убеждениями отказался дать показания о составе своей церковной группы и ее антисоветской деятельности.
Протоиерей Сергий Мечев был приговорен к расстрелу, расстрелян 6 января 1942 года и погребен в безвестной общей могиле.
http://d-v-sokolov.livejournal.com/69161.html#cutid1Поиск "врагов" среди служителей Церкви в военное время производился и в глубоком тылу. Здесь, например, можно узнать о расстрелах священнослужителей - заключенных ГУЛАГа в 1942 г.:
http://www.kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=411 - ссылка на первоисточник
http://d-v-sokolov.livejournal.com/95256.html - мой перепост
В сущности, о некотором действительном улучшении отношений режима и Церкви можно говорить только с 1943 г., когда по тактическим соображениям властями был свернут прежний курс в отношении религии, и некоторую часть арестованных и осужденных священников пришлось освободить. Кроме того, имело место заигрывание с церковной верхушкой: осенью 1943 года, когда Сталин принял трех митрополитов (Сергия, Алексия и Николая) и разрешил выбрать Патриарха, открылось несколько духовных школ и некоторые храмы. Если на оккупированных территориях было открыто более 7 тыс. православных храмов (из прежде закрытых), то на территориях, никогда под власть оккупантов не попадавших, - менее 1,5 тыс. храмов и один монастырь (Троице-Сергиева лавра).
http://rusk.ru/st.php?idar=1000499При этом аресты духовенства не прекращались и после "переломного" 1943 г. По данным исследователя репрессий против православных священнослужителей, автора жизнеописаний Новомучеников и исповедников Российских, игумена Дамаскина (Орловского), в 1943 году было арестовано более 1.000 православных священников, из них расстреляно 500 человек.
http://tapirr.com/ekklesia/history/1917gonen_damas.htmНаконец, необходимо отметить, что репрессии против духовенства продолжались и после войны.
Вот данные по Крыму:
В период оккупации здесь были открыты 82 церкви и молитвенных дома, а сразу же после освобождения 12 закрыты. В 1945 году на полуострове числилось всего 58 приходов, в которых 1 епископ, 59 священников, 6 диаконов. Примечательно, что основная масса священнослужителей - 53 человека - были людьми преклонного возраста.
http://1k.com.ua/318/details/9/1Тогда же происходят и новые аресты. В настоящий момент выявлено около десятка имен священнослужителей, которых арестовали в Крыму в 1946-1948 гг. Их краткие биографические данные опубликованы в общей массе имен репрессированных в 5 томах книги памяти жертв политических репрессий по Автономной Республике Крым "Реабилитированные историей".
http://www.reabit.org.ua/Таким образом, имевшее во время войны незначительное улучшение во взаимоотношениях государства и Церкви вызвано тактическим соображениями, и вовсе не является поводом для славословий в адрес тирана. Этот чисто прагматический ход, который во многом подобен поведению большевиков во время советско-польской войны, когда вновь вспомнили об "Отечестве" и стали амнистировать и ставить в строй захваченных в плен белогвардейцев. Как только необходимость в этой политике отпала - ее благополучно свернули. Также как и НЭП - стратегическое отступление, вызванное крестьянскими бунтами против "военного коммунизма".
Таким образом, разного рода теории сталинском "православии" являются очередным идеологическим мифом, направленным на дискредитацию истории. И самое главное - распространители подобного мифа своей деятельностью вольно или невольно пытаются нанести вред самой Церкви, а также глумятся над памятью Новомучеников - тех, кто в условиях непрекращающихся жестоких гонений не только не отрекся от собственной веры, но и принял за нее мученический венец.
В заключение хотелось бы обратить внимание на недавно опубликованную на обновленной РЛ притче С.Григорьева
Сказка о том, как антихрист со священниками договаривался. В ней все, перечисленное выше изложено в поэтическо-аллегорической форме.
И, судя по комментариям просталинской публики, эта метафора им явно пришлась не по вкусу.