Канонический переворот

Feb 06, 2011 10:31

 Архиерейский собор РПЦ 2011 фактически упразднил автономию Православной Церкви в Японии, дарованную в 1970 году.


Архиерейский собор РПЦ 2011 внес целый ряд серьёзных изменений в  действующий Устав РПЦ. Многие из этих изменений уже вошли в жизнь явочным порядком в предыдущие годы. Их совокупность существенно изменяет  канонический строй Российской церкви, затрагивая такие основные области как приходской устав. Среди изменений - создание новых глав, в том числе главы VII.1 об автономных церквах, касающейся в основном Православной Церкви в Японии. Эта глава фактически ликвидирует внутреннюю самостоятельность, предоставленную Томосом автономии 1970.  Привожу ниже текст новой главы, подчёркивая все статьи, которые не соответствуют положениям Томоса, противореча его замыслу и самому смыслу понятия автономии. Думаю, не трудно понять, что от изначально дарованной самостоятельности остаётся лишь право назначать свободно своих епископов.  В Японской церкви в настоящее время это право скорее теоретическое, чем реальное, поскольку весь ее епископат состоит из всего двух архиереев.

В частности, соборный документ предвидит, что отселе автономная церковь должна будет руководствоваться непрестанно меняющимся Уставом Российской церкви.

Принятое Архиерейским Собором 2011 решение противоречит как букве, так и духу, изначального Томоса.  Последний предоставлял Японской церкви полную независимость в делах административных и пастырских, сохраняя подчинение Российскому Синоду  в одних вопросах, касающихся вероучения. В этом он оставался верен заветам создателя Православной Церкви в Японии, архиепископа Токийского святителя Николая.

Подобное пренебрежение историческими правами Японской церкви и заветами святителя Николая несёт далеко не только местное значение.  Оно заставляет, например, задуматься о судьбе сильно зависимой от Московского Патриархата Американской автокефалии.  Одностороннее изменениеТомоса автономии, дарованного Православной Церкви в Японии в 1970 году, говорит между прочим о том, что руководство  Российской церкви не считает себя связанным подписанными ранее документами. На очереди Томос автокефалии, и без того нарушенный созданием автономной РПЦЗ на территории ПЦА, а также, может быть, и другие согласованные  документы.
«VIII.I. Автономные Церкви.
1. Автономные Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора.
2. Решение об образовании или упразднении Автономной Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Архиерейским Собором.
Томос не упоминает о праве упразднения автономной церкви.
3. Органами церковной власти и управления Автономной Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Автономной Церкви в сане митрополита или архиепископа.
4. Предстоятель Автономной Церкви избирается ее Собором.
В Томосе Собор автономной церкви именуется "поместным". К 1970  слово "поместный" еще не приняло в официальной терминологии Российской церкви сегодняшнего значения "относящийся к автокефальной церкви".
5. Предстоятель вступает в должность после утверждения Патриархом Московским и всея Руси.
В Томосе просто "утверждается".
6. Предстоятель является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет Автономную Церковь на основе канонов, настоящего Устава и Устава Автономной Церкви.
В Томосе нигде не упоминается Устав РПЦ, что и является главным признаком автономии. Редакция этой статьи отличается корявостью. Не ясно, что именно составляет ее предмет. Упоминание канонических основ управления автономной церковью относится к статье 3.
7. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Автономной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.
В Томосе: "За всеми богослужениями в местах, полагающихся по Церковному Типикону, Предстоятель Святой Православной Автономной Японской Церкви - Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии, поминает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или его Местоблюстителя." В Православной Церкви в Японии (как и в Православной Церкви в Америке) был восстановлен древний православный порядок поминовения епископа в епархии, митрополита епархиальными архиереями и патриарха Московского (в ПЦА всех глав автокефальных церквей) митрополитом.
8. Архиереи Автономной Церкви избираются ее Синодом.
9. Архиереи Автономной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.
В Томосе это положение отсутствует. Архиереи отдельной автономной церкви являются членами Поместного собора и  Синода епископов этой церкви.
10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Автономной Церкви.
В Томосе это положение отсутствует. Автономная церковь самостоятельна в своем управлении. От кириархальной Церкви она зависит только в плане вероучения.
11. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Автономной Церкви.
12. Собор Автономной Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом. Проект Устава Автономной Церкви подлежит письменному согласованию с Патриархом Московским и всея Руси.
В Томосе это положение отсутствует. Автономная Церковь автономно принимает и изменяет свой Устав в рамках, установленных  Томосом автономии.
13. Собор и Синод Автономной Церкви действуют в границах, определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Автономной Церкви.
В Томосе это положение отсутствует. Автономная церковь действует на основании  Томоса и автономно принятого Устава.
14. Автономная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.
15. Автономными являются:
• Китайская Православная Церковь;
• Японская Православная Церковь».

Православная церковь в Японии, каноническое право

Previous post Next post
Up