Золото во времена финансовых репрессий (часть 2)

Feb 23, 2013 15:47


Уроки истории

История имеет свойство повторяться. Кризисы вечными не бывают. Ценовые флуктуации 2012 г. очень похожи на ситуацию конца 1980-х, несмотря на различия в экономических кондициях. Выразим динамику золота в ценах января 2013 г. и получим самый “красивый” график этого обзора. В январе 1980 г. золото стоило чуть дороже $1960 за тройскую унцию. Это почти совпало с максимумом сентября 2011 г.



Что это значит для текущего длительного периода бычьего рынка в золоте? Придет день, когда рынок быков в золоте закончится (уже закончился?), но с учетом сегодняшних реалий экономические перспективы остаются неоднозначными, процентные ставки - волатильными.Главное, что монетарные регуляторы сняли так называемый tail risk. Косвенные признаки и исторические аналогии говорят нам о том, что этот день, так или иначе, наступит в будущем. Это подтверждается отсутствием интереса к инвестициям в золото с конца 2011 г.

Золото vs. TIPS и  VIX

Каким образом можно оценивать уровень реальных процентных ставок, не дожидаясь официальных запаздывающих данных CPI? С помощью инструментов TIPS (Treasury Inflation-Protected Securities), т.е. трежериз с поправкой на инфляцию. Динамика золота является практически зеркальным отражением доходностей по TIPS.



Еще один драйвер для золота - это страх. Когда люди находятся в состоянии паники, какие-то доисторические извилины в недрах мозга подают сигнал: “Покупай золото!”. Желтый металл воспринимают в качестве квази-валюты в течение многих столетий.
Идеальный индикатор рыночного страха - VIX. Сравним его с Gold/Oil Index (идея Business Insider). Индикатор золото/нефть отражает отношение между состоянием непроизводительного металла с красивым желтым отливом и состоянием полезного сырьевого актива, цена на который повышается в условиях экономического роста.



Центральные банки - нетто-покупатели золота с 2009 г.

В 2009 г. впервые за многие годы центральные банки стали нетто-покупателями золота. Основной спрос на желтый металл сегодня обеспечивают развивающиеся рынки, что частично является следствием роста резервов в центробанках этих стран. С учетом того, что львиную долю их официальных резервов составляют активы, номинированные в долларах США и евро, диверсификация через золото выглядит вполне нормальным явлением. К примеру, только 2% валютных резервов Китая сосредоточено в золоте. Сравним это с 76% и 73% у США и Германии, соответственно. Или с 33% у ЕЦБ, 72% - Италии и 71% - Франции (у России - 9%).
Масштабные программы количественного смягчения, в частности со стороны ФРС и ЕЦБ, приводят к ослаблению позиций доллара США и евро по отношению к другим валютам. В этих условиях хеджирование резервов золотом со стороны центробанков развивающихся стран является адекватным действием.





Важно понимать, что за циклом повышенного спроса на золото со стороны центробанков в перспективе последует цикл продаж. Когда аппетит будет банкиров будет удовлетворен, сокращение покупок станет негативным драйвером для золота. Процентные ставки начнут расти в условиях восстановления мировой экономики, тогда спрос из золота уйдет в акции, бонды и недвижимость. Что, собственно, в США и наблюдается.

Но какая доля в общемировом спросе на золото сегодня приходится на центральные банки? Небольшая.

продолжение в третьей части

золото

Previous post Next post
Up