18 сентября 2014 года на форуме "Новосибирск в фотозагадках" появилось сообщение, что дом Г. И. Жерновкова, находящийся на территории бывшего молокозавода, снесен. В тот же день тревога перекинулась в пространство Facebook, где начала трансформироваться в виде слухов. Так, некоторые говорили о том, что дом сожгли. Негодование ширилось, а на следующий день на связь вышел инвестор, сообщивший, что дом разбирают, складируют и думают, как дальше поступить. Впрочем вся история началась намного раньше. Предлагаю вкратце ознакомиться с ней под катом, а также привожу некоторые свои мысли, опасения и пожелания.
Григорий Иванович Жерновков был областником, гласным Новониколаевской думы, помощником присяжного поверенного Томского окружного суда, журналистом и редактором газет. Уже после революции он работал в Сибревкоме и был одним из основателей Новониколаевского музея. Полукаменный дом Жерновкова находился на Асинкритовской улице. До недавнего времени это здание, второй этаж которого был украшен деревянной резьбой, стояло по адресу ул. Чаплыгина, 34.
Здание удивительным образом не только не получило статус памятника архитектуры или истории, но даже не было объявлено объектом ценной историко-градостроительной среды, хотя вместе с бывшей гимназией П. А. Смирновой и домом И. Г. Иконниковой формировало фрагмент дореволюционной застройки Асинкритовской улицы. Одна из версий, почему здание так и не стало памятником - его обветшалость. Впрочем за давностью лет теперь уже сложно сказать, так ли это или были более весомые причины.
Летом 2014 года в СМИ появились сообщения о закрытии молокозавода и продаже земельного участка. Совершенно обоснованно возникла тревога как за судьбу двух памятников архитектуры, находящихся на территории закрываемого предприятия, так и за дом Г. И. Жерновкова, который памятником официально и не являлся. "Тайга.инфо" назвала претендентом на территорию молокозавода структуры, связанные с Андреем Бекаревым, председателем совета директоров группы компаний "Саентифик Фьючер Менеджмент". Сам Бекарев уклонился от комментариев, предложив вернуться к вопросу в сентябре. Тем не менее в сентябре в СМИ так и не появилась информация, кто же стал владельцем участка (даже если где-то и появилась, то осталась незамеченной).
В августе общественностью было написано письмо на имя губернатора Новосибирской области и мэра Новосибирска. Письмо, подписанное многими известными и уважаемыми людьми города, было отправлено, а также выложено в социальной сети Facebook.
17 сентября 2014 года прошел круглый стол по вопросам сохранения и развития историко-архитектурных зон в изменяющейся городской среде. Мероприятие было организовано Институтом регионального маркетинга и креативных индустрий совместно с Музеем города. На круглом столе присутствовали в том числе начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев и начальник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Марина Грес.
18 сентября на форуме "Новосибирск в фотозагадках" участник jason_forris написал: "Дом Жерновкова благополучно снесли. Остались куски первого этажа. Восстанавливать не будут. Причем снесли только его, остальные постройки не тронули - не из-за готовящейся петиции ли?"
Краевед Константин Голодяев написал в Facebook: "Что ж, коллеги. Поздравляю. Пока мы сурьёзно дули щёки и языками трепали, застройщик таки снёс дом Жерновкова. Прощай, предпоследний осколок ненужного деревянного зодчества. Нашими писульками в очередной раз подтёрлись. Что следующее? Переквалифицироваться в управдомы, что ли?"
Реакция архитектора И. В. Поповского в той же соц. сети: "Очень жаль. Я уже выдал студентам задание на реконструкцию квартала, где запретил его снос. 20 % студентов все равно снесли. Увы. Были те конкретные люди которые отрывали эти наличники, были и те, которые торопили дать указание - снести. Хорошо бы узнать их фамилии и написать открыто: вот эти люди рушат нашу историю. Патриотически, наверное".
Весь вечер шло обсуждение, что делать и как быть, а также высказывались возмущение и сожаление. На следующий день я отправился на ул. Чаплыгина и сфотографировал оставшийся каменный этаж, чтобы вечером написать гневный пост.
Однако днем начальник отдела маркетинга ГБУ НСО «Агентство регионального маркетинга» Анна Динельт опубликовала в Facebook следующее сообщение: "СРОЧНО! По дому Жерновкова! На Институт регионального маркетинга по итогам круглого стола о сохранении архитектурного наследия 17.09 вышел инвестор с невероятным сообщением. Дом Жерновкова не уничтожен, его разбирают и складируют. Просят помощи архитекторов и историков, чтобы понять как его сохранить и использовать для города. Сегодня идем смотреть на объект".
Меня попросили отфотографировать сложившуюся ситуацию, что я и сделал. Так же на месте присутствовала съемочная группа новосибирских "Вестей".
Интересы инвестора представляла ООО "Техстрой", на встрече также присутствовал инвестор малоэтажного поселка "Белые росы", строящегося на границе Новосибирска и Краснообска (ООО "Интерстрой"). Инвестор "Белых рос" предложил перенести здание на территорию парка, который он создает при поселке. Представитель застройщика территории молокозавода заверил, что работы ведутся с ведома Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
Было решено провести еще один круглый стол в Музее города, который будет посвящен сложившейся ситуации и судьбе дома Жерновкова. Круглый стол должен пройти во вторник. По результатам посещения территории молокозавода краевед Константин Голодяев написал следующее:
"Я рад, что тревога оказалась ложной. <...> Пока всё не так плачевно (здание не снесли), нам дали конфетку (его разбирают). Деревянный этаж уже разобран, и остатки брёвен сложены в несколько поленниц (кодировка на них почему-то мелом). Там же резьба и наличники.
1. Можно по разному относиться к этому разбору, но факты налицо:
- зданию здесь не быть
- застройщик готов открыто идти на диалог. Он нанял организацию, готовую аккуратно разобрать, но вот куда это вывозить пока не знает. Дом не нужен. Есть опасность повторения истории с домом Сурикова. Разобрали, вывезли на склад, а там через некоторое время сожгли.
- все-таки нашёлся желающий за свой счёт (немаленький) вывезти и собрать этот дом обратно в парковой зоне в районе ВАСХНИЛа.
- других вариантов на сегодняшний день нет и не предвидится.
2. Вчерашний ночной всплеск показал, что мы можем оперативно поднять вопрос, хотя бы до того уровня, чтобы оперативно (в тот же день) получить на него заинтересованный ответ. Спасибо всем проявившим неравнодушие в данном деле.
3. Теперь важно, чтобы с одной стороны разбор первого этажа прошёл с минимальными потерями, а сборка на новом месте закончилась домом, приближенным к оригиналу. Новый хозяин готов обеспечить прозрачность проекта и уже пригласил общественность на место сборки.
4. В очередной раз напрягает позиция власти. Мало того, что она не может пристроить дом, она, как водится, ушла в сторону. Зная, что тема этого дома горячая, что две недели назад была передана обширная петиция по этому поводу, зная, что дом будет разбираться (застройщик согласовал это заранее) - никто не предупредил общественников, вызвав тем самым волну протеста. Опять на те же грабли.
5. Во вторник снова собираемся в музее. Надеемся увидеть старых и новых хозяев дома".
Собственно, что мы увидели. Часть бревен укрыта профлистом:
Они пронумерованы, хотя как пишет Константин Голодяев на форуме "Новосибирск в фотозагадках": "Разобрано" безобразно, обозначения на бревнах мелом. До первого снега".
Скорее всего при восстановлении дома многие бревна придется заменить. Впрочем, точно сказать это могут только эксперты.
Снятые наличники:
Тут же резьба, снятая с фриза здания:
Доски, закрывающие выпуски бревен:
Старые рамы:
Остатки первого этажа. Судя по табличке, когда-то здесь был столярный цех.
Что я думаю по поводу сложившейся ситуации:
1. Поздно пить "Боржоми", когда почки отказали. Другими словами, деревянный этаж уже разобран и в случае обратной сборки по сути получится новодел. Здание не является даже объектом ценной историко-градостроительной среды, а значит с точки зрения закона с ним можно поступать как угодно. Насколько позволит совесть. В сложившейся ситуации, особенно когда инвестор так или иначе готов к диалогу, надо этот диалог вести и найти оптимальное решение для сохранения здания, части здания или в худшей ситуации отдельных его элементов.
2. Важно понять позицию Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области и Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области. Существует ли возможность восстановить здание на историческом месте, например, в рамках проекта регенерации историко-градостроительной среды? А такой проект в любом случае необходимо делать. Кроме того, в Новосибирской области есть прецедент, когда было восстановлено руинированное здание толчельни Сузунского медеплавильного завода. Правда, перед этим было образовано достопримечательное место, в границы которого попала и толчельня.
3. Идеальным развитием сложившейся ситуации было бы восстановление здания на прежнем месте, возможно с реконструкцией, позволяющей более эффективно использовать земельный участок (уплотнение в виде пристройки с восточного и западного фасадов через брандмауэр, как это было принято до революции). Восстановленный дом Жерновкова и реставрированное здание бывшей гимназии в совокупности могут придать уникальность этому месту и вместить в себя интересные функции. В Новосибирске есть несколько достаточно любопытных примеров на эту тему. Во-первых, дома Сурикова и Молчанова (бывшая типография) на Красном проспекте - исторические здания, внезапно ставшие местом сосредоточения интересных концепций и гламурных заведений. Здания являются памятниками архитектуры. Во-вторых, восстановление памятников деревянного зодчества на крыше подземной парковки после строительства 24-этажного жилого дома. В-третьих, здание товарищества "Сибирский мукомол" на ул. Фабричной. Этот дом не является памятником архитектуры и истории, был реконструирован и превращен в лофт-пространство "Мельница". При этом было подчеркнуто то, что в основе находится дореволюционное строение с богатой историей. Таким образом, интерес к истории в Новосибирске есть и при грамотном проекте от восстановления дома Жерновкова можно даже получить положительный эффект, как минимум в плане имиджа.
4. Если все-таки инвестор твердо решил убрать здание с территории, а органы охраны культурного наследия не могут этому восприпятствовать, следует максимально внимательно отнестись к вопросу переноса здания, хотя в этом случае есть большое количество технических сложностей и подводных камней. Наиболее удачным перенос можно считать, если здание останется в пределах исторического центра или недалеко от него и будет иметь хорошую транспортную доступность. Однако в этом случае затягивание с выделением земельного участка может просто погубить остатки здания, как это случалось не раз. Таким образом, перенос в парк при "Белых росах", особенно в условиях, когда в этом заинтересовано ООО "Интерстрой", - не самый плохой вариант. Однако смущает, что это по сути окраина города, менее интересная для горожан. При этом в отличие от Зоопарка место удалено от транспортного каркаса.
5. В случае переноса надо понимать, как поступить с первым этажом, сложенным из кирпича. В идеале необходимо аккуратно разобрать его и собрать на новом месте, сохранив пропорции и используя исторический кирпич, который отличается от современного размерами и составом. В этом случае будет достигнута наибольшая достоверность и будет выше ценность здания, в отличие от копии-муляжа из современных материалов.
6. Скорее всего сруб будет частично или полностью из новых бревен. При этом возможно применить старые наличники уже не удастся и придется делать их копии. В этом случае старые наличники и отдельные фрагменты резьбы стоит передать в музейные фонды таких учреждений, как Музей истории архитектуры им. С. Н. Баландина, Музей города, музей Железнодорожного района и др. Так же стоит поступить, если не удастся прийти к соглашению об условиях восстановления на старом месте или переноса на новое место дома Жерновкова.
7. С домом Жерновкова еще ничего не ясно. Его судьба неопределена, но есть шанс сохранить его хоть в каком-то виде, и этим шансом необходимо воспользоваться. Важно также, чтобы этот процесс был максимально открытым. Это будет способствовать ведению диалога и развитию партнерских отношений в столь непростой ситуации, в которой по сути оказались мы все.
8. Надеюсь, многое станет понятным во вторник.