На Привокзальной площади меня встретил В. И. Ленин. Конечно не сам лично, а его скульптура. К этой исторической личности у меня отношение негативное, хотя памятники Ленину подчас посмотреть люблю. Но в этот раз совсем не было настроения, в итоге оба Лениных - и
на Привокзальной площади и
возле бывшей первой женской гимназии и пансионата - так и остались не сфотографированными. Зато были запечатлены другие памятники и различные образцы городской скульптуры, которые периодически попадались на моем пути. Получившиеся фотографии омской скульптуры я собрал под катом и как всегда напоминаю, что это всего лишь результат спонтанных прогулок гостя города.
Начать рассказ хочется с памятника Ф. М. Достоевскому, находящемуся на территории бывшей Омской крепости. В Омске Достоевский был не по собственной воле, а в качестве ссыльного каторжника. В связи с "делом Петрашевского" писатель был арестован и приговорен к смертной казни. В последний момент казнь заменили ссылкой и каторгой. Четыре года Ф. М. Достоевский провел в Омске, о котором писал: "Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени". Несмотря на столь нелицеприятную характеристику о городе в Омске именем писателя назван Омский государственный университет, государственный литературный музей и улица в центре города. Кроме того установлены два памятника Ф. М. Достоевскому. Один из них,
созданный Капраловым, я упустил, а вот скульптуру работы С. Голованцева, установленную на ул. Спартаковской в 2001 году, сфотографировал:
Во время службы в Семипалатинске Ф. М. Достоевский подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Чокан (имя при рождении - Мухаммед-Ханафия) был чингизидом, правнуком Абылай-хана. Валиханов учился в Омском кадетском корпусе, а по его окончанию стал адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорта. Чокан Валиханов - казахский ученый, историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик. Его исследования печатались в трудах Русского географического общества, выходили в Берлине и Лондоне. В Омске именем Валиханова названа улица. Здесь, в бывшем особняке К. А. Гриневицкого, построенного в стиле модерн в 1914 году, располагается Консульство республики Казахстан. В 2004 году перед Консульством был установлен памятник Чокану Валиханову работы скульптора А. Баярлина. На постамент из красного мрамора нанесены надписи, одна из которых сообщает, что этот памятник - дар президента Казахстана Н. Назарбаева городу Омску. Лицо Чокана Валиханова обращено на юг, в сторону Казахстана.
Одна из наиболее неоднозначных личностей в истории России - адмирал А. В. Колчак. Для большинства он - белый офицер, жестоко боровшийся с Красной армией. Однако Колчак был еще ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала ХХ веков, участником ряда русских полярных экспедиций. Впрочем в Омске повышенный интерес к личности Колчака связан не с его научной деятельностью, а с тем, что, будучи Верховным правителем России, адмирал разместил столицу государства именно в этом городе. Колчак в Омске достаточно популярен, однако качественного памятника я так и не встретил. Только вот такая неоднозначная скульптура возле ресторана, названного в честь адмирала.
Перейдем к памятникам художникам. Известный русский художник Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске. Врубель прославился практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Дом, где жили Врубели в Омске, располагался на углу улиц Новой (Чкалова) и Артиллерийской (проспект Карла Маркса). Здание не сохранилось, зато именем художника назван Омский областной музей изобразительных искусств. Помимо здания музея на углу улиц Ленина и Броз Тито (бывший генерал-губернаторский дворец) существует еще Врубелевский корпус (бывший Городской торговый корпус), расположенный напротив Драматического театра. В 2006 году возле Врубелевского корпуса установлен памятник М. Врубелю, выполненный скульптором М. Ногиным.
Кондратий Белов - сибирский художник, эпический пейзажист, народный художник РСФСР. Музей К. Белова открылся в 1991 году. Это событие случилось после смерти художника, однако еще при жизни К. Белов выбрал место для музея - деревянный особняк Штумпфа на ул. Чокана Валиханова. Возможно это решение спасло здание, которое было реставрировано и приспособлено под новую функцию. Во дворе музея находится памятник К. Белову, выполненный скульптором Мурашовым.
В качестве образца монументального искусства, посвященного событию, хочется показать мемориал "Слава Героям", расположенный на бульваре Победы. Авторами монумента являются художник Ю. Ф. Зайченко, архитектор В. А. Шевченко, скульпторы С. А. Голованцев и Л. И. Семенов. Одна из частей мемориала представляет обелиск, вокруг которого установлены пять скульптур: солдат с винтовкой, солдат-победитель, рабочий, колхозница и девушка с голубем. Мемориал "Слава Героям" был открыт в 1985 году.
Перейдем к уличной скульптуре, которой в Омске достаточно много. На Привокзальной площади вас встретит железнодорожник, на фоне Омской области.
Памятник установлен в 2007 году и посвящен 170-летию железных дорог России и 110-летию Транссибирской магистрали. На мой взгляд, это не самый удачный образец омской скульптуры.
Возле кукольного театра "Арлекин" есть соответствующая названию скульптура, установленная в 2009 году. Автор - С. Козач.
Рядом - скульптура-трон, созданная художником театра кукол О. Веревкиной на основе рисунка зарубежного художника Нормана Катеринэ.
А вот эта скульптура мне показалась достаточно хорошей. Дело, как мне кажется, прежде всего в сюжете, от которого веет добротой - дети кормят пингвинов.
С одной стороны странный сюжет для самого центра Омска, а с другой стороны - почему бы и нет?
Возле магазина купчихи М. А. Шаниной восседает хозяйка. Стол, самовар, чай из блюдца...
Впрочем позирует купчиха не мне, а своему фотографу.
Одна из самых известных скульптур Омска - Люба, посвященная жене генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорта. Документальных источников, как выглядела Любовь Федоровна, нет, поэтому скульптор С. Норышев изобразил некую барышню, присевшую на скамейку с томиком Пушкина. Любовь Федоровна умерла молодой, но очень полюбилась жителям Омска, причем настолько, что существует версия, что ей приписано много хороших дел, которые на самом деле сделала следующая жена Гасфорта - Надежда Николаевна.
Вот бравый омский городовой подкручивает свои пышные усы. Скульптура, выполненная С. Норышевым, установлена в 2011 году на углу улиц Ленина и Щербанева.
Наверное, омичи будут ругаться на меня, но я так и не сфотографировал
сантехника Степаныча, выглядывающего из люка на углу улиц Ленина и Карла Либкнехта. Я проходил это место дважды, при этом в первый раз чуть не споткнулся об эту скульптуру. В какой-то степени виновата оказалась
архитектура улицы Карла Либкнехта, от вида которой я моментально забывал про Степаныча. Идея таких памятников пришла из Братиславы, и теперь в Омске, Екатеринбурге, Москве и Красноярске есть свои сантехники, вылезающие из люков на улицу.
Рассказывая про омскую скульптуру, невозможно обойти вниманием творения Александра Капралова, которые можно встретить на городских улицах. Александр Капралов родился в пос. Ольгино (ныне р.п. Москаленки), окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. С 1993 года - член Союза художников Российской Федерации, с 2001 года - доцент кафедры рисунка факультета искусств ОмГПУ. В 1995 года скульптор обратился к такому интересному материалу, как сварной металл. Недавно в сообществе
home_siberia опубликовали
интервью с А. Капраловым, к которому я отсылаю тех, кто хотел бы подробнее узнать и понять этого скульптора. Я же предлагаю посмотреть те работы, которые мне встретились во время прогулок по Омску.
"Книгу - источник знаний" я, увы, проморгал, зато обратил внимание на две алкоскульптуры у входа в ресторан Bevitore (ит. - пьяница).
Обе скульптуры выполнены А. Капраловым и установлены в 2012 году. Для одной из них прототипом стал актер Рутгер Хауэр, сыгравший в фильме "Легенда о святом пропойце".
А на ступенях ресторана восседает сам Ван Гог со своим подсолнухом и бутылочкой абсента. Скульптура выполнена из черного металла и покрашена специальной краской.
Александр Капралов создал свой уникальный почерк, который хорошо запоминается. Скульптор работает со сварным металлом, богатым выразительными возможностями, в числе которых: рваные графические линии, ажурный объем, различные фактурные эффекты обработанного металла. Работы Капралова философичны и ироничны, при этом даже самые большие из них обращены к частному восприятию. Внимание к деталям и сложность композиции некоторых работ запоминаются с первого раза. Например, Динамическое равновесие или Весы бытия, установленные в 1999 году возле Врубелевского корпуса Музея изобразительных искусств.
В скульптуре использованы основные символы: крест, лестница, трон. Тема трона - одна из излюбленных тем скульптора. К слову сказать, в Новосибирске на ул. Депутатской можно также обнаружить трон работы Капралова. С этой скульптурой связана небольшая курьезная и почти детективная история, о которой я уже
рассказывал в свое время.
Вернемся к Весам бытия. Вертикальную ось креста-весов образует лестница, на вершине которой трон - символ власти. Чаши весов находятся в равновесии, на каждой из них весит по клетке, в которых находятся маленькие клеточки. На горизонтальной перекладине (чашах весов) - нагромождение различных фигур.
Люди, какие-то колеса, клеточки, лесенки...
В правой клетке в маленьких клеточках заключены фигурки людей и животных. Левая клетка пуста.
Еще одна известная работа А. Капралова - Коммунальный карась. Я эту скульптуру всегда называл Чудо-юдо, рыба-кит, вспоминая сказку про конька-горбунка.
По словам Александра Капралова: "...коммунальный карась - это аллюзия на те времена, когда люди жили в коммуналке и ждали чего-то светлого, и философское понятие о том, что человек живет между небом и землей".
Скульптура установлена в 2006 году на углу улиц Герцена и Чапаева.
На теле огромной рыбы громоздятся дома, скворечники, голубятни, лестницы, фонари.
На пороге одного из домов сидит человечек в цилиндре и смотрит на огромный мир.
Завершить рассказ про омскую скульптуру я хочу великолепным Дон Кихотом, на Росинанте мчащимся во весь опор по проспекту Карла Маркса.
Скульптура, выполненная А. Капраловым, установлена перед зданием ТЮЗа в 2000 году.
Мне кажется, что образ Дон Кихота, этого борца с ветрянными мельницами, определенно удался скульптору.
А. Капралов в интервью сказал, что скульптуру он поставил сам, ни с кем ни о чем не договариваясь: "Пока не потребуют его убрать, не уберу". Мне кажется, что не потребуют, ибо уж очень хорошо она прижилась на шумной магистрали города.
Планировалось, что Дон Кихота будет сопровождать его верный оруженосец Санчо Панса, но пока что его нет. Остается любоваться замечательным Росинантом...
...и его не менее замечательным хозяином.
Такой предстала передо мной скульптура Омска. Я не выискивал ее целенаправленно на городских улицах, но она непременно попадалась на моем пути в течение пяти дней. Что-то естественно было упущено, но и то, что я увидел, оставило хорошее впечатление.