За 3 года, прошедших со времени ввода в эксплуатацию Государственного концертного зала им. А. М. Каца, кипевшие в момент проектирования и строительства страсти уже улеглись, а горожане по большей части привыкли к новому зданию, возникшему на месте бывшего Дома политпросвещения. Хотя архитектура построенного концертного зала переодически продолжает подвергаться критике, стоит признать, что получившийся в итоге объект оказался на порядок лучше того, что изначально предполагалось построить. Строительству зала будет посвящено два поста. В первой части вспомним, что стояло на месте современного здания, снос Дома политпросвещения, баталии вокруг проекта и само строительство объекта. Во второй части будут показаны интерьеры, какими они предстали передо мной в 2013 году, когда в рамках "Золотой капители" удалось побывать на экскурсии в только что построенном здании.
Своим основным объемом современный концертный зал расположен на территории бывшего 12 квартала Центральной части Ново-Николаевска. Там, где сейчас находится главный вход в здание, проходила улица Спасская, переименнованая в 1920 году в улицу Спартака. Сохранилась фотография дореволюционной застройки этого места, на которой видны деревянные и каменные дома высотой в 1 и 2 этажа.
Источник: Личный архив И. В. Поповского
В 1930-е гг. на ул. Спартака возникли два здания, задавших новый масштаб квартальной застройки. В 1932 году в 12 квартале вдоль Красного проспекта возводится здание Крайисполкома, выполненное в модном на тот момент стиле конструктивизма. Авторами проекта являлись архитекторы Б. А. Гордеев, С. П. Тургенев, А. Д. Крячков и инженер-конструктор Н. В. Никитин, в будущем прославившийся участием в таких проектах, как строительство главного корпуса МГУ и Останкинской телебашни. В настоящее время здание Крайисполкома (Красный проспект, 18) является памятником архитектуры регионального значения, в нем располагается правительство Новосибирской области. В 1937 году в соседнем 10 квартале строится масштабный 100-квартирный дом, предназначенный для работников Крайисполкома. Здание, выполненное по проекту А. Д. Крячкова и В. С. Масленникова, получает весьма оригинальное архитектурное оформление фасадов, в котором прослеживается постконструктивистский неоклассический поиск архитектурной стилистики. В 1937 году на Международной выставке искусств и техники в Париже жилой дом был отмечен дипломом I степени, золотой медалью и премией Гран-при. В настоящее время здание является памятником архитектуры федерального значения. Решение генплана 100-квартирного дома предопределило снос сохранившейся к тому времени застройки дореволюционного Ново-Николаевска. Речь идет о каланче Добровольного пожарного общества, и соседних домах, чьи крыши на фотографии выглядывают из-за строительного забора.
Слева - здание Крайисполкома, справа - строительство Стоквартирного дома
Дореволюционная застройка на месте современного концертного зала им. А. М. Каца сохранялась до 1960-х гг.
Источник: форум
"Новосибирск в фотозагадках" Источник: форум
"Новосибирск в фотозагадках", фотоальбом "Новосибирск". - Москва, 1965.
В 1967 году на месте снесенных старинных домов по проекту Б. А. Захарова строится Дом политпросвещения. 2-этажное здание было решено в стиле советского модернизма второй половины ХХ века - строгий ритм вертикальных членений фасада, большие стеклянные плоскости витражей. Монотонную поверхность главного фасада разбавляло решение входной группы, акцентированное опиравшимся на четыре столба козырьком-навесом.
Источник: Личный архив И. В. Поповского
В начале 1990-х годов помещения Дома политпросвещения были приспособлены под нужды Новосибирской филармонии. В здании был открыт Большой зал. Впрочем зал не удовлетворял потребности филармонии, и в конце концов был поднят вопрос о его реконструкции. В итоге в 2001 году было принято решение о демонтаже бывшего Дома политпросвещения и строительстве нового концертного зала.
Источник: форум
"Новосибирск в фотозагадках" По результатам проведенного адресного конкурса на проект концертного зала в 2007 году с фирмой "Н-ск Градстрой-2002" был заключен контракт на разработку проектной документации.В 2008 году был осуществлен снос старого Дома политпросвещения.
В феврале 2009 года проект концертного зала получил положительное заключение государственной экспертизы, а в марте был представлен на заседании Совета по градостроительной и коммунальной политике при губернаторе Новосибирской области. Проектом предполагалось увеличение зрительских мест в зале до 1037, создание пешеходной зоны перед главным фасадом и размещение двухуровневой подземной автостоянки на 150 машино-мест.
Источник:
НГС Однако представленный проект на совете подвергся критике. Были высказаны притензии к акустике зала, а также жестко раскритиковано архитектурное решение фасада. Подводя итог В. А. Толоконский, бывший на тот момент губернатором Новосибирской области сказал: "Это здание должно соответствовать облику близлежащих зданий, а все эксперты говорят - такого здания быть не может в центре города. Я уж не говорю, что если бы мне задали вопрос, что здесь может быть, я бы что угодно назвал, но не концертный зал. Это может быть речной вокзал, гостиница маленькая, какой-то аквапарк, развлекательный центр - что угодно, только не государственный концертный зал". Вся трудность ситуации заключалась в том, что проект уже прошел экспертизу, а значит, основные решения поменять было нельзя. Вернее для этого пришлось бы делать совершенно новый проект и еще раз проходить экспертизу. Это означало бы, что деньги, уже израсходованные на подготовку проекта, были потрачены впустую. В итоге было принято решение доработать существующий проект, приняв его за основу. Необходимо было подготовить акустический проект и новые решения фасадов здания.
Источник:
НГС На исправления проекта был отведен срок в полтора месяца. В архитектурном плане перед проектировщиком была поставлена сложная задача: необходимо было вписать здание в окружение, сформированное двумя объектами культурного наследия, которые противостоят друг другу своей архитектурой. Поэтому, пытаясь подражать одному из представленных стилей, архитектор невольно вступил бы в конфронтацию с другим. Одним из возможных выходов из ситуации могло бы стать решение фасадов здания в духе современной архитектуры, при этом по масштабу, характеру членений и ряду других параметров сохранялась необходимость поддержать сложившееся окружение, вступая с ним в диалог.
Решение Совета при губернаторе, опубликованное в СМИ, взбудоражило архитектурную общественность, в результате чего на портале А3D.ru прошел ипровизированный конкурс на фасады концертного зала. Желающие поучаствовать присылали свои решения, которые демонстрировались для интернет-голосования. Также имелась возможность обсуждения вариантов в виде комментирования проектов. Результаты конкурса скорее обескуражили, нежели обрадовали. Некоторые проекты оказались полнейшей халтурой, другие не учитывали того факта, что основные объемно-планировочные решения уже не изменить. Наконец, не был понятен сам статус конкурса, так как проектировщик имел полное право не учитывать его результаты при подготовке нового архитектурного решения. Тем не менее, накал страстей рос, по слухам даже были зарегистрированы случаи накруток голосов, что в очередной раз ставит под сомнение адекватность интернет-голосований. Я не вижу смысла приводить все проекты в данном посте, поэтому ограничусь эскизами, попавшими в итоге в ТОП-5, а также отмечу несколько проектов, заинтересовавших меня по той или иной причине. Со всеми проектами, присланными на конкурс, можно ознакомиться на сайте
A3D.ru или на
Яндекс.Фотках.
Первое место в онлайн-голосовании занял проект В. В. Ермишкина "Белый рояль". Собственно В. В. Ермишкин являлся и автором того решения, которое было раскритиковано экспертами и губернатором. Новый эскиз фасада получился далеким от совершенства, однако даже он оказался лучше первоначального решения. Проект бил прямой цитатой в лоб - здание-рояль.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Еще одно здание-утка, вернее здание-рояль, было представлено фирмой "СибРегионПроект" (А. Шульгин, Д. Иванушкин). По итогам голосования проект занял второе место.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru А. Носенко, занявший третье место, предложил свое концептуальное видение объемного решения, а не вариант оформления фасада проектируемого здания.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Четветрое место в результате онлайн-голосования досталось В. П. Авксентюку.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Наиболее эффектное решение, на мой взгляд, предложил В. Н. Филиппов. Собственно, это фактически единственный из участвовавших в голосовании проектов, который мне хотелось бы видеть реализованным. Этого не случилось, хотя вероятнее всего этот проект повлиял на процесс корректировки фасадов. Здесь уже присутствуют козырек, заметно выдающийся вперед, витражи, символизирующие занавес сцены, создан определенный ритм за счет столбов, к главному входу, примыкающему к основному объему здания, ведет широкая парадная лестница. Эти элементы, пусть и в другом исполнении, имеются и у построенного концертного зала.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Художник А. Чернов представил несколько вариантов, которые являлись определенным художественным высказыванием, но явно не предполагали реализацию. Варианты не выполняли требования к объемно-пространственному решению и крайне агрессивно относились к окружающей среде. Вариант под девизом "Барабаны" занял по итогам голосования 8 место.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Архитектор Б. А. Захаров принял участие в том первом адресном конкурсе, в котором победил В. В. Ермишкин (Н-ск Градстрой-2002). Если учесть тот факт, что Захаров являлся автором Дома политпросвещения, то к своему объекту он подошел максимально уважительно, предложив его реконструкцию, увеличивающую, но не кардинально, общую площадь здания. Архитектором было подготовлено два варианта оформления фасадов, в обоих вариантах объемно-пространственное решение заключалось в развитии композиции здания в створе ул. Спартака. В первом варианте Б. А. Захаров размещал шар, во втором - объем очень отдаленно напоминающий вход в Зимний сад Всемирного финансового центра на Манхэттене. Оба варианта получились старомодными, однако в целом были мне симпатичны. Выставленные автором на интернет-голосования они заняли 9 и 17 места соответственно.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Предложение омского архитектора Е. Фрейдин отличалось оригинальностью и авангардностью подачи, однако в итоге заняло последнее 21 место.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Композиционно решение фасада, предложенное Т. Ю. Иваненко, оказалось схожим с вариантом В. Н. Филиппова. Это отчасти связано с тем, что было учтен уже прошедший экспертизу проект. Фасад Т. Ю. Иваненко в интернет-голосовании занял 20 место.
Источник: электронный журнал по архитектуре и дизайну
A3D.ru Так или иначе, обсуждение проекта концертного зала, перешедшее в публичную плоскость, возымело действие. Фасады оказались скорректированы. Рендер с изображением будущего концертного зала был помещен на паспорт объекта, расположенного на строительном заборе. Впрочем в итоге построенное здание отличается от этого финального рендера, причем в лучшую сторону. Например, более удачно, в отличие от проекта, решен витраж и входная группа.
Реализация прокта Государственного концертного зала им. А. М. Каца была непростой - стройка затянулась по времени и потребовала большего финансирования, чем предполагалось изначально. Строительство началось в 2010 году.
9 января 2011 года
Монтаж каркаса
19 февраля 2011 года
Продолжается монтаж каркаса, выставляют фермы над центральным фойе.
27 февраля 2011 года
На смонтированный пролет фойе положили плиты перекрытия.
16 марта 2011 года
Снова без плит перекрытия над фойе.
10 августа 2011 года
13 сентября 2011 года
15 февраля 2012
Здание планировалось сдать в эксплуатацию еще в конце 2011 года, однако в феврале 2012 года работы было еще непочатый край.
Честно говоря, увидев на заднем фасаде монтаж обычной бежевой керамогранитной плитки, я испытал разочарование и сначала бросил следить за стройкой, потом некогда это было делать. В итоге процесс монтажа главного фасада я так и не запечатлел.
25 декабря 2012 года был окончен первый этап строительства и проведены акустические испытания. 14 мая 2013 года концертный зал был сдан в эксплуатацию.
26 июня 2013
В рамках фестиваля "Золотая капитель" в июне 2013 года была проведена экскурсия по только что построенному зданию Государственного концертного зала им. А. М. Каца.
Участники и гости фестиваля имели возможность одними из первых посмотреть интерьеры здания, которые на тот момент были практически готовы.
Во время экскурсии я подробно отфотографировал интерьеры здания, однако так и не смог в течение трех лет выложить эти снимки у себя в блоге. В следующей части, посвященной строительству концертного зала, я наконец-то сделаю это, тем более что вряд ли интерьеры кардинально поменялись с того времени.
Продолжение следует...