Критическая ситуация с памятниками старины в Пскове сложилась к 1960 году. После окончания войны Псков был включен в список 15-ти городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Было принято постановление Совета Министров РСФСР 1946 г. «О мероприятиях по охране памятников архитектуры г. Пскова и Псковской области», а годом ранее утвержден Генеральный план Пскова, в котором была заложена идея воссоздания исторического центра Пскова. Под историческим центром разработчики Генплана понимали территорию Кремля и Окольного города. Согласно проекту, вдоль древних стен формировалось бульварное кольцо, а в центральной части города доминировали восстановленные памятники древнего русского зодчества на фоне невысокой одно-двух этажной застройки, которая оттеняла бы значение старых зданий. Наконец, Генплан предлагал вынос из центра промышленных предприятий (разумеется, так и не было осуществлено).
Идея была шикарной, но реализовать её было трудно, практически невозможно. Ответственность за исполнение Генплана несли местные власти: псковский обком и главный архитектор. До середины 1950-х гг. главный архитектор мог влиять на процесс принятия решений по застройке города, но в случае конфликтной ситуации, областные власти имели достаточно полномочий заставить архитектора изменить свои творческие замыслы. Конфликт вокруг строительства кинотеатра "Октябрь" (вторая половина 1950-х гг.) очень хорошо это продемонстрировал.
Хорошо, что благодаря настойчивости Ю.П. Спегальского в Генплан были включены пункты о строительном зонировании и зонах особого режима застройки, но в 1950-х гг. власти не проявили практический интерес к этой замечательной идее.
Но всё развивалось поэтапно. К 1950 г. стало ясно, что власти не перенесут из центра промышленные предприятия (ТЭЦ, "Металлист", Шпагатная фабрика) затем повысили высоту домов, возводимых в центре, наконец, уже в во второй половние 1950-х гг. перепланировали центр города, сформировав современный вид пл. Ленина (первоначально это должна была быть пл. Александра Невского).
К началу 1960-х гг. городские власти развернули широкомасшатабное крупнопанельное строительство. "Сборность - вот главное!", "Строить быстро и дешёво" - такие заголовки выносились на полосы "Псковской правды". Началось не просто агрессивное наступление на исторический центр, но и переосмысление доминант исторического центра.
В программной статье "Любимый город" начальник производственно-технического отдела "Псковстрой" М.Л. Каган-Розенцвейг (1924-2004) сообщил псковичам о том, как власти видят центр города.
«Центр - современного Пскова не базар (т.е. торговая площадь) и не Собор. Только на правах памятников архитектуры вошли и войдут они в наше настоящее и будущее. Центр города - это величественное здание педагогического института, кварталы жилых домов, живописные скверы. И, конечно, на площади должен быть памятник вечно живому и зовущему вперед, в будущее, Ильичу. Он и поставлен здесь в граните и бронзе, поставлен на века». (Псковская правда. 1962. 30 марта).
Ну, вот с высоты сегодняшнего дня, мы и можем оценить всю "гениальность" этого замысла.
Наконец, когда застройка исторического центра стала набирать обороты, археологи высказались против стремительной застройки, делавшей невозможной охранные раскопки, и уничтожавшей уникальный культурный слой средневекового города.
В 1965 г. на страницах газеты "Молодой ленинец" археолог, руководитель Псковской археологический экспедиции Эрмитажа Василий Дмитриевич Белецкий (1919-1997) опубликовал статью "Заступитесь за памятники!". Это была первая градозащитная публикация в псковской печати. К этому времени Белецкий уже 10 лет приезжал в Псков проводить раскопки, поэтому он своими глазами видел, как прорабы и строители уничтожают уникальное историческое наследие.
Привожу заключительный фрагмент из статьи Белецкого:
"При отсутствии письменных источников только накопленный археологический материал может в достаточной мере полно осветить вопросы происхождения и времени возникновения Пскова, определить его место в истории развития древнерусских городов. Именно поэтому в последние два десятилетия в Пскове ведутся археологические исследования.
Доставленные раскопками материалы представляют большой научный интерес. Но и они еще не раскрывают нам многих сторон истории средневекового Пскова. Топография, типы деревянных и каменных строений, ремесла и ремесленные специальности, вопросы политической и духовной жизни горожан и многое другое остается либо слабо, либо совершенно не изученным. Мы еще не знаем, например, вырос ли Псков из одного поселения, остатки которого были прослежены на кремлевском мысу, или в основу его легли несколько поселений. Совершенно не изученными остаются пока и вопросы этнической истории населения города.
В последние годы Псков бурно разрастается. Но вместе с бурным ростом городского строительства идет интенсивное разрушение находящихся в земле остатков памятников древней культуры. При этом неизбежные при строительстве разрушения культурного слоя и находящихся в нём памятников ведутся вопреки постановлениям Совета министров СССР и РСФСР, как правило без какого бы то ни было археологического наблюдения. Например, в 1958 году в связи со строительством кинотеатра «Октябрь», а в последующие годы при прокладке в этом районе траншей для канализации безвозвратно разрушен один из ценнейших для истории участков, на котором находились в древности «княжий» и «пушечный двор». Аналогичные разрушения остатков древнего города связаны со строительством нового здания пединститута и Дома культуры профсоюзов, комплекса зданий у Романовой горки и на Завеличье - у Пароменской церкви, на Профсоюзной и Советской улицах, при строительстве столовой и библиотеки.
Так дальше продолжаться не может. Древний Псков, вписавший не одну страницу в героическое прошлое русского народа, не должен исчезнуть, оставшись не изученным.
«Седая древность, - писал Энгельс - при всех обстоятельствах остается необычайно интересной эпохой для всех будущих поколений, ибо она является основой всего дальнейшего прогресса».
P.S. Благодаря усилиям Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) в декабре 1973 г. памятники археологии Пскова получили статус «охраняются государством»