О рекламной фотографии

Jul 22, 2013 03:06

Последние 16 лет я занимаюсь исключительно рекламной фотографией, других источников дохода у меня нет. Судя по комментариям, у народа весьма далекие от реальности представления о работе рекламных фотографов. Попробую дать краткую справку о профессии применительно к Москве.

1. Рекламный фотограф относится к полностью социально незащищенной категории граждан.
Если я заболею, больничный мне никто оплачивать не будет. Когда я состарюсь, нормальной пенсии мне не видать. Когда помру, коллеги не придут положить пучок гвоздик на мой хладный труп, а заказчики забудут после 1-2 звонков на заблокированный из-за неуплаты номер.

2. Рекламные фотографы имеют средний доход.
На настоящий момент я не знаком с коллегами зарабатывающими какие-то большие деньги (более 6000$ в месяц). Раньше зарабатывали неплохо, сейчас спад. Многие отказались от постоянной аренды студий т.к. затраты на них не окупаются. Хорошо видна такая тенденция: если фотограф имеет склонность к творческой фотографии (т.е. что-то регулярно снимает не на заказ), он менее коммерчески успешен, чем коллеги ориентированные только на деньги. Иногородние (живущие на съемных квартирах или выплачивающие ипотеку) часто зарабатывают больше, чем москвичи (что можно наблюдать и в других профессиях).

3. Эта профессия не подходит людям испытывающим необходимость в "уверенности в завтрашнем дне". Совершенно неизвестно, будет ли у тебя работа и деньги в ближайшее время. Заказы то есть, то их нет. Все совершенно непредсказуемо. Телефон может молчать неделями и месяцами. Во времена финансовых кризисов рекламные фотографы страдают в первую очередь. Во время кризиса 1998 года рынок рекламы упал полностью, я вообще забил на работу и уехал в Непал. Во время недавнего кризиса умерли все мои постоянные заказчики в области ювелирки. Кризисы имеют только одну светлую сторону - исчезают конкуренты (коих расплодилось прямо таки фантастическое количество) и их заказчики переползают к оставшимся на рынке фотографам.

4. Эта профессия для людей обладающих спокойным характером.
Вы можете две недели мотаться на переговоры по поводу съемки высокобюджетной рекламы для Кока-Колы, найдете место съемки, организуете кастинг моделей, договоритесь со стилистом и визажистом, а за день до съемок заказчик уйдет в подполье. Вы можете получить с заказчика предоплату, арендовать на полдня особняк XIX века, провести кастинг моделей, договориться с визажистом, заплатить стилисту за аренду одежды, а на съемке у вас сломается генератор, а когда привезут новый, сломается камера, а когда привезут новую камеру, модель споткнется о провод и сломает себе нос. После чего закончится время аренды особняка и сторож вырубит электричество.

5. Рекламный фотограф - это Творец прекрасного. Рекламная фотография - это творческая профессия.
Как бы ни так. Творчество рекламного фотографа жестко ограничено техническими требованиями заказчика, бюджетом и рамками представлений о том, что такое современная реклама. Хорошо, если за год случается одна интересная заказная съемка, обычно ни одной. В современном производстве рекламы фотографу уделяется не особо значительная роль. Если фотограф работает на рекламное агентство полного цикла, он ничем не отличается от нанятого таджика-гастарбайтера ("копаем от обеда до забора"). Совершенно нормальная история, когда уже где-то в Альпах, мы выгружаемся из машины, визажист подправляет макияж модели, а я начинаю интересоваться у администратора съемки, что за рекламу мы снимаем, сумок, обуви или платьев? Надо же понимать, на чем делать акцент, при съемке...
В случае с агентствами фотограф отвечает только за сам съемочный процесс. Вопросами отбора моделей, одежды, их макияжа и причесок, выбором мест съемки, отбором картинок, цветокоррекцией и т.п. занимаются совсем другие люди. И никого не волнует, если рекламируемые изделия ужасны, модель не умеет работать, идет дождь, опоздали к рассвету, заказчик выдал одежду, которая велика (с модели сваливаются штаны, а на спине прищепки), а обувь мала на два размера. Фотограф должен выжать из имеющегося все, что возможно.
В случае, когда фотограф выступает в роли основного подрядчика, оплата его труда несоизмеримо выше, но возрастает и ответственность, поскольку приходится заниматься организацией всего съемочного процесса. В этом случае иногда появляется возможность снять что-то творческое (если это будет соответствовать требованиям заказчика).
По отношению к западной, вся российская реклама вторична. Таковы особенности рынка.

6. Рекламная фотография - это очень интересно.
В основном рекламный фотограф снимает то, что хорошо умеет. Если он что-то хорошо умеет, то это дело для него уже некая тягомотина. Интересно снимать то, что не умеешь. Всегда приятно поучиться за чужой счет. Но тут есть риск запороть съемку и потерять заказчика. Я не берусь за незнакомые мне направления, поэтому воспринимаю свою работу, как несколько монотонную и не особо увлекательную.

7. Успех в этой профессии во многом зависит от способностей человека к общению, круга знакомств и пиара. Портфолио особой роли не играет т.к. значительная часть заказчиков (как и фотографов) не отличает хороших фотографий от плохих и не подозревает об этом. Тут такая же история, как с моделями. Хороших моделей на всю Москву пара десятков, а регулярную работу имеют больше тысячи.
У меня в студии складировано около 50 кг буклетов, календарей и прочей рекламной продукции, в создании которой я принимал участие. Но поскольку мне лень ходить с этими буклетами по потенциальным заказчикам и делать личный сайт, у меня мало заказов. Чему я отчасти рад, т.к. это позволяет мне жить на даче, писать в Википедию и выращивать орхидеи. У некоторых моих коллег заказов много, а нормального портфолио нет. Но они постоянно тусуются и пиарят себя в соцсетях и через личные сайты. Каждому свое...

8. Почему рекламные фотографы кому-то нужны?
Фотограф нынче каждый пятый, технику можно арендовать, но наша профессия никуда не делась и судя по всему сохранится и в будущем. Редкая фирма не пыталась снять качественную рекламу "своими силами", результат в большинстве случаев плачевный. Т.е. он может понравиться руководству, все знакомые будут говорить: о! как круто! Но эта реклама никак не отразится на успехе бизнеса. Почему? Потому, что на каком-то из этапов создания этой рекламы произошел провал. То ли стилист был доморощенный, то ли модель неудачная, то ли дизайнер - мудак, а может фотограф - кретивщик-новатор.
В случаях же, когда за заказ берется опытный рекламный фотограф, он привлекает проверенную и сработанную команду профессионалов (модели, стилисты, визажисты, фудстилисты, дизайнеры). Создать которую без опыта и специфического круга знакомств крайне затруднительно. Не в его интересах работать с дилетантами, поскольку нужно выдать качественный продукт и сделать клиента постоянным заказчиком. Но и это не панацея, т.к. часто все губят идиотские требования руководства заказчика.

9. Рекламная фотография - это сфера услуг.
Хотя профессия рекламного фотографа основательно легендирована, вместе с ними в этой сфере бизнеса работают водопроводчики, проститутки, маляры, парикмахеры, говновозы, разнорабочие таджики-гастарбайтеры и представители других славных профессий. Нравится тебе или нет, но если ты занимаешься рекламной фотографией, ты ничем их не лучше (и не хуже), каким бы крутым фотографом ты себя не мнил. Тебе говорят что нужно сделать (техзадание или эскизы) и ты делаешь. А отношение к тебе зависит от того, хорошо ты делаешь свою работу или плохо.
Невзирая на высокую стоимость производства рекламной фотографии и восторги публики, вся она очень быстро устаревает и оказывается в мусорных баках.

10. Чаще всего, хорошие рекламные фотографы - это только хорошие рекламные фотографы. В других направлениях фотографии (репортаж, пейзаж, жанр, анималистика и т.п.) они обычно не интересны. Что хорошо демонстрируют социальные сети. Почему, не знаю. Я редкое исключение. ))
Почти все рекламные фотографы довольно педантичны, трудолюбивы, уравновешены и имеют широкий кругозор. Видимо другие в этой профессии не задерживаются или туда не идут.

11. Весьма важными для меня аспектами этой работы является возможность видеть изнутри очень разные направления бизнеса, внутреннюю кухню разнообразных производств и широкая возможность общения с людьми из различных социальных групп и сфер жизни. Также приятна (хотя и поднадоела) возможность частых поездок в разнообразные страны за счет заказчика (но это редкость, большинство рекламных фотографов ограничены работой в Москве).
Эта профессия позволяет иметь довольно много свободного времени. В принципе можно быть рекламным фотографом и вообще не работать, если кто-то готов вас финансировать. Одно время спонсируемые богатыми мужиками дамочки и дети обеспеченных родителей от безделья потянулись в рекламную фотографию. На рынке появились фотографы с отлично оборудованными студиями площадью более 1000 квадратных метров готовые снимать бесплатно. Как они поживают сейчас не знаю. Перестал отслеживать ситуацию.

12. Одним из недостатков профессии является сложность в планировании работы и отдыха. Поскольку сроки съемок зависят от многих людей и обстоятельств, они постоянно откладываются и переносятся. Стоить куда-нибудь подальше уехать, как сразу всем и срочно нужен. Возвращаешься в Москву и телефон намертво замолкает.
Одним из достоинств профессии является тот момент, что работа хорошо оплачивается. Рекламный фотограф типа меня (про других не знаю) получает от 5000 до 60000 руб за 3-12 часовой съемочный день (но тут не учитываются затраты времени на встречи, переговоры, подготовку съемки, отбор отснятого материала). Сумма, как правило зависит от степени ответственности работы. Постобработка картинок иногда входит в оплату съемочного времени, иногда оплачивается отдельно. Обычно на жизнь хватает 3-5 съемок в месяц.

13. Фотограф или рекламное агентство?
Многие заказчики не понимают к кому обращаться, к фотографу или к рекламному агентству полного цикла. Все зависит от задачи.
Фотограф\особенности: относительно дешево, относительно качественно, относительно быстро, стабильно хорошее качество, но в нужное время может быть занят на других заказах, не тянет больших заказов требующих постобработки тысяч картинок, способен довести заказ только до типографии, не занимается размещением рекламы в прессе, оформлением мест продаж, рекламой в интернете и выставочными стендами.
Агенство\особенности: относительно низкая заинтересованность в конечном качестве продукта, качество не стабильно (поскольку везде текучка персонала), относительно дорого (поскольку оплачивается надстройка в виде аренды офиса, менеджеров и т.п.), может взять на себя все без исключения этапы с создания рекламы до её размещения. Хорошие фотографы не работают в штате рекламных агентств (нет смысла), а только в качестве приглашенных на разовые съемки.

14. Как работает рекламный фотограф на западе? В Европе и/или Штатах?
Понятия не имею. И никогда не интересовался, поскольку планирую почить под родными осинками. ) В Европе я работаю часто, но для российских компаний. Всего один эпизод работы для швейцарцев в Швейцарии у меня был, лет 8 назад. Снимал обширный каталог часов. Видимо в тот момент очень туго у них было с финансами и они не тянули местных расценок, а к выставке надо было что-то делать.
Из знакомых, кто пытался уехать, ни у кого не получилось задержаться. Говорят, что рынок крайне консервативен. Если в Швейцарии привыкли, что рекламу часов снимает N., то так и будут с ним работать, пока он коньки не отбросит. Новый фотограф, даже супер-мастер и с более низкими ценами для N. не конкурент, поскольку не играет в гольф, не учился в одном классе с хозяином самого крупного в городе рекламного агентства, не спал в юности с хозяйкой самого крупного часового производства. Это у нас тут хаос, а за бугром все давным давно устаканилось.

Можете задавать вопросы. Если будут интересные, дополню текстик.

о фотографии, реклама

Previous post Next post
Up