В чём-то история самолёта похожа на историю с радио, где более века спорят за кем приоритет, за Маркони или Поповым. Только с самолётом всё запутанней.
Все заинтересованные в приоритете "своих" старательно отворачиваются от других.
В школе нас всех учили, что первым самолётом в мире, способным оторваться от земли, был самолёт Можайского. Конструкция в самом деле была построена в 1882 году, имела всё, что требуется самолёту (фюзеляж, крылья, двигатели, органы управления, колёсное шасси), но, объективности ради, не взлетела. По-любому это был самолёт, который не летал. Незаметную точку в этом вопросе поставили ещё лет 40 назад, когда в советском ЦАГИ восстановили все параметры самолёта Можайского и провели его испытания в аэродинамической трубе. Вывод гласил, что самолёт имел втрое меньшую мощность, чем требовалось для горизонтального полёта. Хотя оно конечно - если под горочку, да с разбегу... оторваться на пару метров от земли он мог.
Через 20 лет после "самолёта Можайского", уже учитывая богатый опыт полётов на планерах, самолётом занялись известные теперь всему миру братья Райт. 17 декабря 1903-го - дата 1-го полёта их аппарата. И это было с американским размахом распиарено в годы 1-й Мировой, вошло во все справочники и учебники.
И всё бы хорошо, только весной 1904-го, в присутствии прессы и официальных свидетелей, этот самолёт взлететь не смог. Смог гораздо позже и лишь с помощью катапульты, что уже считалось вспомогательным наземным средством. Из многих копий этого самолёта взлететь смогли лишь некоторые, которые уже строились со знанием современной аэродинамики. А когда специально "под братьев" была объявлена денежная премия за полёт лишь на тяге двигателя на расстояние 25 метров, братья её получать не стали. А ведь получившие эту премию бесспорно приобретали приоритет первооткрывателей и мировое признание.
Но эту премию в 1906-м получил бразилец Альберто Сантос-Дюмон.
Его дед и бабка по отцу были французами (отсюда "Дюмон" в фамилии), по матери - бразильцы. Отец сперва был инженером-строителем железных дорог, мать - "дочь командора", получившая в приданное кофейную плантацию (благодаря её развитию и большим урожаям Энрико Дюмон получил прозвище "король кофе"). В семье было 8 детей, Альберто - шестой.
С 7 лет Альберто пробовал управлять паровым трактором и паровозом (!), с 12 уже подменял машиниста на 60-км перегоне. И очень любил классического мальчишеского Жюль Верна...
Он был отличным велосипедистом, прославился как один из сильнейших гонщиков на автомобилях (ездил с 17 лет) и мотоциклах, замечательно плавал и неоднократно участвовал в соревнованиях яхтсменов.
Учился химии, физике и механике вдумчиво: с 15 лет он мечтал летать. Сначала, понятное дело, на воздушных шарах. Деньги отца, собственный ум и Жюль Верн - как сумма всего этого, свой первый воздушный шар в 25 лет. Первая гениальная догадка: всё сделано из японского шёлка, поэтому носится в одной сумке. Объём шара всего 103 метра и спецы сомневались, что человек сможет взлететь на этом. Он смог и потряс этим Париж.
Потом строил иные шары, а затем и дирижабли, на первом из которых полетел в 1898-м, в те же 25 лет. 20 сентября он всласть полетал над парижскими крышами. Через год он облетает Эйфелеву башню и строит первый в истории ангар и первую в мире авиамастерскую.
Не всё было гладко: в июле 1901-го, борясь за приз в 100 тысяч франков, его дирижабль терпит катастрофу, столкнувшись с крышей всемирно знаменитой гостиницы "Трокадеро" и взрывается начинка дирижабля - водород. Сантос-Дюмон выжил, провисев на киле остатков дирижабля и был снят пожарными. В следующий раз он не вписался во временной лимит - пролетел требуемую дистанцию над Парижем за 30 минут 29 секунд, опоздав на эти 29! Ему всё же вручили приз в 100 тысяч франков (половину он пожертвовал беднякам Парижа, а вторую разделил между своими работниками и механиками).
С 1903-го он уже практически ежедневно, как будто на прогулку по улицам или в гости, летал на своём дирижабле над столицей Франции, брал с собой маленьких детей и попутно обучил соотечественницу-бразильянку летать над городом и управлять дирижаблем. Парижане его обожали, модники копировали его одежды, от непривычно-цветных рубашек до панамы.
Следующей его идеей был вертолёт. Не пошло.
И лишь в 1905-м обратил внимание на планеры и попытки полётов на самолёте. Его первый аэроплан "14 бис" испытывался на дирижабле же: взлетал с помощью дирижабля, а потом обеспечивал горизонтальное движение.
После испытаний, в присутствии официальной комиссии, 23 октября 1906-го Сантос-Дюмон пролетел на своём аэроплане 60 метров на высоте 3-5 метров. Очень вероятно,что это и был первый в мире полёт самолёта с самостоятельным взлётом и посадкой. 12 ноября он устанавливает новый рекорд - 220 метров менее чем за 22 секунды...
Своих изобретений он никогда не патентовал, а чертёж своего последнего самолёта опубликовал для свободного строительства и использования всеми желающими.
Мозг изобретателя шёл в самых неожиданных направлениях. Обычные часы, которые носят на руке - тоже практически его изобретение: до него на руке часы иногда носили только женщины-кокетки. Во время полётов лётчику нужны свободные руки и пользоваться карманными часами было очень неудобно. И Сантос-Дюмон заказал себе у своего друга Луи Картье повседневные часы для ношения на руке. С этих часов, Santos, начался подлинный часовой бум, резко поднявший Картье и поэтому они с 1979-го выставлены в Парижском музее искусств.
Словом, сто лет назад это был один из известнейших людей в мире.
К 37 годам он УСТАЛ. Ну, воздушные шары, ну, дирижабли, ну, самолёты... Надоело. К тому же он начал страдать рассеянным склерозом и набирать вес, что пагубно в лётной профессии. И в 1910-м он увольняет всех механиков, закрывает мастерскую, задёшево продаёт свои самолёты (40 штук по цене среднего автомобиля!) и увлекается астрономией.
В 1914-м он уехал из Европы от войны и нездоровья домой в Бразилию. Поводом стало то, что соседи сдуру заподозрили его в шпионаже, а полиция подвергла аресту. Авиатор сильно обиделся и сгоряча даже уничтожил весь свой архив, сжёг все свои бумаги и чертежи.
Путешествовал по обеим Америкам, предлагал революционную идею - наладить авиасообщение между странами и городами. Потом спроектировал и построил на родине, в Бразилии, свой дом, полный придуманных им же технических устройств (даже горячий душ, работающий на тростниковом спирте).
В 1926-м обращался в Лигу Наций, предшественницу ООН, с наивным призывом запретить использование летательных аппаратов в военных целях. Он всю жизнь оставался романтиком...
В 1928-м ему устраивают празднество в честь 55-летия. Специальный гидросамолёт, названный его именем, должен встретить в море корабль с Сантос-Дюмоном и высадить пассажиров, членов научного общества, с поздравлениями. Однако при посадке, на глазах юбиляра, самолёт терпит катастрофу и все на его борту гибнут. Сантоса-Дюмона это так потрясло, что он решил уехать из Бразилии обратно во Францию. Но вскоре его, уже тяжело больного и в депрессии, привозят обратно.
23-го июля 1932-го, в ходе боевых действий против повстанцев в Бразилии, широко используется авиация. На обратном пути самолёты пролетают над домом Сантос-Дюмона. Это его доконало - он покончил жизнь самоубийством. Ему было всего 59.
Бразильцы, многие латиноамериканцы и кое-кто в Европе до сих пор упорствуют: это он, а не братья Райт, первый авиатор и "отец авиации". Это истина для всех бразильских энциклопедий и справочников. А как же иначе? Не просто же так в его честь названы города, аэропорты, университеты, медали и даже личный самолёт президента Бразилии!..