Ох, не хотел ввязываться в эту мутотень с бузящими уже почти месяц дальнобойщиками. Даже когда пару дней тому двигаясь вечером по МКАД наткнулся на их легендарную «Улитку» всё равно лишь улыбнулся, глядя на столь детские забавы, и продолжил движение. Тем более, что мудростью наших ГАИ-шников колонна «бунтарей» выползла на дорогу глубоким вечером, когда основная масса машин уже мирно спала в гаражах.
Не хотел ввязываться, даже не смотря на совершенно явно выпирающую из всей этой кутерьмы абсолютно неприкрытую манипуляцию. Даже когда хештег #дальнобойщики начали отчаянно форсить завзятые носители белых лент и посетители всяких «Жан-Жаков». Даже когда яростно радующиеся всему, что во вред нашей стране, укро-СМИ принялись сообщать о перемещениях колонн грузовиков в сторону Москвы с такой радостью, будто это вовсе не фуры-длинномеры, а танки Гудериана, не меньше.
Но сегодня пришла инфа, которая одновременно возмутила до глубины души и окончательно пропалила гнилостно криминальную сущность всего этого «Протеста»™. Новостные ленты принесли весть о том, что координаторы «несправедливо обиженных» тружеников руля и прицепа предлагают государству способ разойтись миром: государство отменяет злокозненную систему «Платон», а вместо неё повышает акциз на топливо. Дороги то, как ни крути, ремонтировать надо.
Столь глупую и, одновременно с тем, хамскую подставу для #dalnoboyshik никак нельзя оставлять без внимания.
В общем, напрягу свои скромные познания в бухгалтерском деле и попытаюсь на картинках показать некоторые интересные моменты.
Допустим у нас есть некая абстрактная фура. Не сказать, чтобы сферическая и вовсе даже не в вакууме, но тем не менее достаточно упрощенная. Чисто для модели. Примем, что наша фура может за один рейс перевозить 10 ящиков.
Так же примем, что водитель нашей фуры - простой парень, ему нравиться колесить по дорогам нашей необъятной родины. При этом управлять большой рычащей машиной наш водитель любит. А вот заморачиваться со всякой перепродажей из серии «купил дешево - продал дорого» не желает в принципе. Мы же предполагаем, что рассматриваем честного человека, а не какого-то торгаша-барыгу?
При этом наш водитель настолько простой парень, что вообще не желает купаться в наполненных различными фекалиями волнах рыночной экономики. А просто работает в большой компании с сотней машин и неслабым штатом администраторов, очаровательных секретарш в трескучих колготках и зловредных бухгалтерш со смешными прическами.
Итак, наш водитель за один рейс перевозит в кузове своей фуры 10 ящиков и получает за каждый из них в конце маршрута абстрактные 100 рублей. Реальные цены пока оставим в стороне, чтобы понять принцип.
При этом если кто-то считает, что получившаяся тысяча - это чистый заработок водилы, тот глубоко заблуждается. Из этой суммы надо вычесть определенные траты. Каждую такую трату покроет плата за перевозку какого-то количества ящиков. И мы будем выделять каждую из них своим цветом на приведенной ниже простенькой схеме.
- Расходы на автомобиль. Это будет, во-первых, оплата топлива на дорогу. Так же сюда включаются затраты на ремонт машины. Ведь помимо небольших и недорогих поломок, которые случились в рейсе, надо регулярно менять резину, тормоза, прокладки и вообще до фига всего. Это происходит не каждый рейс, да. Но мудрый и опытный водитель, который примерно знает, как быстро будет изнашиваться его авто, всегда будет откладывать определенную сумму. Чтобы в тот момент, когда, таки, понадобится новое колесо, не продавать штаны.
Допустим в нашей модели, что на это будет уходить плата за 2 ящика (коричневый цвет)
- Зарплата. Как мы помним, наш дальнобойщик работает в большой фирме по перевозкам. И как честный исполнительный сотрудник должен получать в ней хорошую чистую зарплату. С которой, что важно, руководство фирмы обязано уплатить все положенные налоги. Для определения зарплаты нашего водителя воспользуемся методом, известным любому, кто нанимал людей для ремонта: оплата труда примерно равна стоимости материалов.
Т.е. в нашем случае на зарплату уйдут деньги, полученные ещё за 2 ящика (красный цвет)
- Налог на зарплату. Очень важная вещь. Из этих сборов государство формирует оплату больничных и много чего другого полезного (например, пенсионные накопления человека). Не будем углубляться в то, каков сегодня этот налог в РФ. Тем более, что часть этих налогов вычитается из зарплаты, а другая часть накладывается сверху. Что правращает их исчисление в подлинную эквилибристику.
Поэтому для простоты примем его равным половине ЗП. Т.е. 1 ящик оранжевого цвета
Итак, на нашей схеме весь нижний ряд ящиков ушёл в чистые расходы на перевозку.
Да, соглашусь дирекция нашей гипотетической фирмы - редкостные жлобы. Закладывают в смету целых 50% прибыли. И при этом работяге платят жалкие 20%. Но, давайте предположим, что у неё на содержании детский сад, городской драматический театр и небольшая лаборатория по исследованию проблем достижения бессмертия. Да и расширяться планы есть. Чтобы обеспечить интересной работой ещё какое-то количество дальнобойщиков. А значит надо покупать новые фуры. А штуки они, ой не дешёвые. И всё это можно брать по законам РФ только из прибыли. Поэтому и такой балланс.
Но продолжим.
- Чистая прибыль и Налог на прибыль. Как уже было замечено выше, верхняя половина ящиков будет приносить фирме прибыль. Но из неё обязательно отдать государству в виде налогов определенную часть. Если этого не делать, то не будет у государства денег ни на медицину с образованием (которые, как не крутятся всякие наследники Гайдара, до сих пор в значительной степени бесплатны), ни на науку, ни на оборону. Без последнего не будет у государства ни быстрых самолетов, ни опытных пилотов, ни юрких «Калибров», которыми так удобно лупасить из Каспийского моря. А значит не сможет страна показывать всему миру, как надо ПРАВИЛЬНО воевать со всякими подонками из ДАИШ.
Если кто не в курсе, ДАИШ - это более точная аббревиатура для тех, кого раньше знали, как ИГИЛ. Потому что он Дар аль-Ислам (территория Ислама) Ирака и Шама. Шам - это Сирия.
В общем, нравится это кому-то или нет, но налоги честная фирма платить обязана. Поэтому и в нашей прибыли выделим этот кусок. Тем более, что в РФ у этого налога очень удобное значение: 20%.
Таким образом 1 ящик будет потрачен на оплату Налога на прибыль (синий цвет), а 4 ящика составят Чистую прибыль (голубой цвет)
Эта схема была применима то того, как злобные жадные карлики в Кремле (как их описывают лидеры «протеста дальнобойщиков») не измыслили создать систему «Платон». Совсем кратко о ней.
- В каждую фуру будет намертво прикреплен некий приборчик. Приборчик этот с помощью системы ГЛОНАС будет определять местоположение фуры в любой момент времени.
- Если приборчик зафиксирует, что фура проехала какое-то расстояние по трассе федерального значения, то он тут же доложит от этом серверу системы «Платон». Причем, понятно дело расскажет по какой именно трассе машина двигалась и сколько прошла.
- Сервер, исходя из полученных от приборчика данных, посчитает сколько надо фирме-перевозчику заплатить за рейс налога. Оплата покилометровая, чем больше проехал - тем больше заплатишь. Никакие иные факторы кроме дистанции не учитываются.
- Собранные таким образом средства пойдут на ремонт дорог федерального значения. И строительства мостов на них же. Если кто-то хочет понять, насколько этот ремонт местами назрел, приглашаю покататься, например, по трассе Р-243 «Кострома-Киров-Пермь»
- Для хитро сделанных водителей, которые решат «Платона» объегорить, по всей стране понатыкают рамок, которые будут фиксировать: есть ли в проехавшей мимо фуре положенный приборчик али нет. Рамки будут как стационарные, так и подвижные, чтобы особо хитро сделанные не пытались выискивать особо изощренные коварства с типа «временным отключением», «высокой облачностью» и вообще «нелетной погодой».
Что важно! Взимаемые с помощью «Платона» деньги можно честно записывать в расходы. Уменьшая таким образом размер прибыли облагаемой налогами. Предположим, что для рассматриваемой нами фуры количество денег, которые откусит из прибыли коварный «Платон» будет равна доходу от одного ящика.
Изобразим этот ящик мрачным серым цветом и даже замаркируем его символом гадкого в своей неудобной бесконечности числа «π»
Как мы видим, прибыль фирмы достаточно ощутимо сократилась. Но, раз такое дело, то сократится и налог на эту прибыль. Именно поэтому самый крайний справа ящик окрашен в синий цвет лишь частично. Не набирается уже прибыли на полный ящик налогов.
Вроде бы очевидна злодейская сущность «Платона». Он не только перевозчиков обирает, он и у государства отъедает неслабый кусок полагающегося ему мыта. Это ж так получится, что из-за подобного коварства у нас может не хватить денег на «Калибры»?!
Срочно бежать, поддерживать «протест»!
Ведь какие-то ПЖИВы очевидно антигосударственное учудили!!
В общем, налицо явная Зрада!!!...
Воскликните вы. И будете, как обычно в таких случаях, очень не правы.
У фирмы-перевозчика есть совершенно законное право увеличить плату за перевозку. Ровно на эти самые 100 рублей, которые приносит транспортировка каждого ящика. И которые коварно «уворовал» «Платон»- зраднык.
Таким образом весь рейс будет стоить для заказчика 1’100 рублей. Правда везти фура будет всё равно 10 ящиков. Поэтому несуществующий 11-й будет ехать, как-бы, довеском, просто выравнивая положение с прибылью. Схема станет такой.
Вроде бы все довольны: и фирма, и государство при своих, и «Платон» может заниматься обещанным ремонтом да строительством. Но всё равно, цена за перевозку поднялась. Это значит, что и товары в магазинах станут дороже. А это затронет буквально всех.
Поэтому, как ни крути, а запашок Зрады всё равно не хочет выветриваться из ситуации. Даже несмотря на то, что цены в магазинах изменятся в пределах погрешности. Законы рынка то неумолимы: выше цена перевозки - сложнее найти заказчика. А значит у фирм-перевозчиков прибавится головняка с поиском клиентов.
И тут как раз возникает вопрос: а почему этот протест не возглавляют как раз главы фирм перевозчиков? Почему в нём исключительно типа простые работяги-дальнобои?
Ведь их зарплата не пострадает от введения «Платона» ровным счетом никак. Не с них будут брать плату, а с фирмы. Они как получали свои 200 целковых за рейс (в нашей модели), так и продолжат получать их.
И вот тут начинают закрадываться мысли, что дело пахнет вовсе даже не Зрадой. Стойкий и резкий амбре «черного нала» начинает забивать ноздри не хуже аромата свежего навоза.
Ведь помимо фирм-перевозчиков существуют ещё просто частники. У них и прибыль вся себе же в карман идет. Да и с налогами они, вот хай меня казнят, не столь щепетильно поступают, как крупные фирмы.
Их схема вообще будет предельно простой. В ней только «коричневые» ящики расходов на автомобиль сохранятся в том же размере. Машине ей же без разницы, кому она принадлежит. Изнашиваться станет ровно одинаково, что в крупной фирме, что у частного извозчика. А топливо вообще жрать будет исключительно в соответствии с нормой, заложенной конструкторами на дальних заводах.
Зарплата же и прибыль у частных дальнобойщиков сольются не некую общую красно-синюю кучу.
Но «Платону», как и машине решительно пофиг вид собственности машины. Он за километры начислять дань обучен. Поэтому на одинаковом маршруте и частник, и фирма заплатят одинаковые суммы.
Таким образом частник от «Платона», по идее, страдать будет ещё меньше, чем фирма. Вот, посмотрите сами:
Процент потерь у частника будет меньше чем у фирмы почти в два раза. Если на первой схеме Чистая прибыль фирмы с 400 рублей снижалась до 320, то у частника деньги в кармане уменьшатся с 800 до 700.
Т.е. фирма будет терять 20% чистого дохода, в то время как частник всего лишь 12,5%!
Следовательно, частнику для выправления ситуации надо будет повышать цену перевозки значительно меньше, чем фирме. Следовательно, у частников благодаря «Платону» появляется шанс вообще переделить рынок грузовых перевозок в свою пользу!
Им же этот «Платон» надо с цветами встречать! Так какого же рожна, спрашивается, они бузят?!
Ещё меньше становится понятной суть «протеста» если попристальнее обратить внимание на одну неотъемлемую особенность «Платона». Чтобы он действовал, в каждой машине (ещё раз В КАЖДОЙ) должен стоять прибор с ГЛОНАСом и связью с неким сервером. В результате, операторы этого сервера совершенно непринужденно смогут составлять схему движения длинномеров в стране. При этом обновляющуюся ежесекундно. Примерно такую же, какие существуют для самолетов и крупных кораблей.
Эти самые операторы будут не просто знать, где в данный момент скопилось много фур, а где их нет. Они вообще смогут определить местоположение любой фуры в стране. С указанием номера, фамилии водителя и даже количество штрафов за последние несколько лет.
Ещё одно лёгкое движение программистской мысли, и эти же операторы будут с точностью до секунды и метра знать, где и когда данный конкретный водитель превысил разрешенную на данном участке скорость. И по результатам наблюдений выписывать штрафы за это дело вообще даже не высылая угрюмых ГАИ-шников в засады на промозглые трассы.
И, что самое главное, ещё совсем несложное усилие уже административной машины государства, которая обяжет дальнобойщиков декларировать груз, и на этом же центральном сервере будет полная информация о всех перевозках в стране. С подробным указанием количества по всей номенклатуре.
Любой человек, который в свое время играл в какой-нибудь «Transport Tycoon» от подобных перспектив должен просто светиться от радости. И улыбаться также лучезарно, как любой нормальный советский человек в тот день, когда СССР с Байконура отстрелялся по холодному космосу целым Гагариным.
А эти протестуют. ПРОТЕСТУЮТ, КАРЛ!
Но с другой стороны, если на долю секунды представить, что тебя звать, ну не знаю… к примеру, Ленур (чисто с потолка взял имя) и тебе надо провезти каким-то образом партию динамита из Белгорода в Кранодарский край, чтобы, ну не знаю… ну там взорвать какой-нибудь никому не нужный кабель (не нужный настолько, что его вообще одним концом в Черное море засунули)… В общем, такого человека действительно может озадачить то, что где-то в каком-то центре какие-то неведомые тебе личности до буквы смогут узнать номер фуры, которую ты подрядишь на это дело.
Или, к примеру, другому человеку с фамилией… ну не знаю… пусть его будут звать так же, как командира танка в польском сериале «Четыре танкиста и собака»: Ярош. Вот, допустим этому Ярошу захочется как-то незаметно перебросить человек 20 из Ростова в район Магнитогорска. Ну, например, для участия в каких-нибудь, ну, скажем, работах. Или действиях. Или операциях. Не суть. Главное, что если захочется сделать это в обход официальных каналов, то не получится посадить их в неприметную фуру и гнать сутки напролет. Это для жителя придорожного поселка все фуры на одно лицо. А для «Платона» каждая из них уникальна как картина в Эрмитаже.
Если посидеть да подумать, можно придумать ещё несколько десятков таких же абсолютно вымышленных людей, которым появление абсолютной прозрачности в дальних грузоперевозках будет примерно так же приятно, как размашистый удар серпом прямо в развилку.
И как-то очень ко времени тут же вспоминается, что удорожание перевозок лидеров «протеста дальнобойщиков» совершенно не пугает. Ведь они же с лёгкостью готовы согласиться на сопоставимое удорожание топлива. Которое, кстати, ударит заодно и по ни в чем не повинным водителям легковушек. О благе которых эти же «лидеры» рыдали буквально ещё вчера, расписывая как жутко подорожают товары в магазинах.
Пофиг этим «протестантам» на подорожание. Им именно «Платон» поперек горла воткнулся. И добрый ласковый взгляд холодных глаз полковника госбезопасности. Который с введением системы имени «платы за тоннаж» будет неотрывно следить за каждым поворотом каждой фуры на каждой федеральной трассе нашей прекрасной необъятной страны.
Так что уважаемые сочувствующие «честным дальнобойщикам», задумайтесь, прежде чем поддаваться завываниям о жадности Ротенбергов, бездушности режима и прочих Зрадах.
А то, не ровён час, вашими стараниями
«Великое Колесо Генотьбы», раскатав всё в пыль в солнечных степях братской Малороссии, заявится и в наши края во всей свой сокрушающей адской неумолимости.