О тайном в давно известном

Mar 13, 2015 16:54


Песню «I Want to Break Free» не любил никогда. Вовсе не по причине известных сексуальных пристрастий Фредди Меркьюри, которые в клипе на эту песню были явлены уж очень выпукло. Нет. Просто песня какая-то слабая. Вот ну реально, для группы, создавшей «The Show Must Go On» и «We Will Rock You», песня про «Я хочу освободится» является явным проходняком.

А вот клип на эту песню я видел, наверное, не меньше тысячи раз. Странно, правда? Возможно даже возникнет вопрос: в чём подвох?

Никакого подвоха. Просто в те чудесные времена, когда я был ещё школьником, у нас в стране случилась «Перестройка». И в пене этой мутной волны на наши неподготовленные головы было опрокинуто множество того, от чего прежде оберегала бдительная цензура. В том числе и дичайше модная и бешено актуальная среди тогдашних хипстеров Европы музыка. Кстати, столь любимый сегодня многими чудаками телеканал «2х2» появился именно тогда. Правда в те времена он крутил вовсе не трэшовые мультики. А музыку. Не сказать, чтобы трэшовую, между прочим.

Телевизоры тогда начали массово заселятся в квартиры советских граждан. У нас в квартире их стало даже целых ДВА! И, так как FM-радиостанции ещё не набрали тогда такой всепроникающей силы, как сегодня, а музыки душа всё равно просила, то «2х2» крутился на экране большую часть времени. И вот там то «I Want to Break Free» появлялся с завидной регулярностью. Раз пять за день - точно (не слишком большая подборка клипов там просто зацикливалась)

Усатый дядька с пылесосом нисколько не привлекал внимания, музыка тоже не цепляла, поэтому внимания клипу я не уделял ровно никакого.
И, между прочим, совершенно зря.

Для заметки в ЖЖ, которую я размещал третьего дня, мне понадобилась картинка иллюстрирующая принадлежность Фредди к педерастам. В памяти всплыл клип из детства. Образ мужика в платье и с пылесосом подходил идеально. Клип был найден на просторах ю-туба и тут же отсмотрен. На это раз внимательно.

И вот что я хочу сказать, братцы: ой не случайно тогда именно этот клип Queen попал в столь, как сегодня сказали бы, жесткую ротацию на новомодном музыкальном канале. Потому как в ролике помимо приколов с переодеванием мужиков в платья (которым, кстати, тогда вообще никого было не удивить) оказалась ещё одна часть. Вообще миновавшая в детстве моё сознание. В силу совершенной тогда для меня невнятности. Однако, сегодня считаю себя просто обязанным указать именно на эту часть, несущую в себе весьма темные смыслы.

Кстати, совсем кратенько за мою любимую тему: о тексте. Не буду долго заниматься порицанием. Там вообще не так много смысла, чтобы что-то такое порицать. Скажу только одно: он бабский. Мужики от любви, как мне кажется (как мне кажется) страдать должен другими словами. Т.ч. переодевание в бабс было совершенно осмысленным действием. Искренне поддерживаю такой художественный ход. Между прочим, песня бородатой бабы из Австрии тоже чисто бабская. Поэтому накал истерики вокруг неё можно и пригасить. Просто парнишка так клоуничает. Надо просто было всем посмеяться и подождать, когда он начал бы лепить собачку из длинного воздушного шарика.

Но вернемся к сценам из клипа Queen, которые заставили сработать в моей голове тревожный сигнал.

Первый эпизод

Фредди подходит к двери под лестницей и открывает дверь, за которой обнаруживается вход в некий иной мир.




В этой сцене самой по себе нет ничего особо знаменательного. В песне рефреном повторяется «я хочу освободится» (на самом деле более точным переводом на мой взгляд было бы «вырваться»). Поэтому наличие какого-то потайного мира за дверью - обычный для таких образов ход. Однако, все же зафиксируем, что «потайной мир» героя находится именно под лестницей. Т.е. внизу, относительно дома, в подвале. Как вариант - в чулане, т.е. тоже в темном, укрытом от остальных, месте.

Почему стоит обратить на данный момент внимание? Потому что в этот момент мы понимаем, что клип построен на метафорах. Подвал в данном метафорическом ряду можно однозначно трактовать как обращение к «низу» человека. Не к низменному, нет. Скорее к природному, животному началу. Это важно, потому «потайной мир» мог бы прятаться и в другом, не менее необжитом месте дома. Например, на чердаке. Что, в том же метафорическом ряду, уже указывало бы на обращение к неким «высшим смыслам» или «высшим материям».

Но тайна героя находится именно в подвале. Зафиксируем это.

Второй эпизод

Действие переносится в некое непонятное место, наполненное людьми.




Вот тут уже всё значительно интереснее. Потому что людей в кадре действительно много. Но полноценными, осознаваемыми именно как люди, являются только несколько из них: собственно, участники группы Queen. Остальные - какие-то невнятные, темные силуэты. Двигающиеся, что важно, слаженно, чуть ли не строем. На их фоне совершенно однозначно выделяются «подлинные люди». Раз мы приняли метафоричность клипа, то попробуем понять, что нам пытаются сказать этой сценой.

Темные фигуры, окружающие музыкантов, это не какие-то тени вообще. Каждый из них несет свечу - символ души. Т.е. это именно что люди. Но они составляют безликую толпу, подчиняющуюся какому-то алгоритму, заданности (не столь важно какому). Движение строем должно иллюстрировать подчинение этой заданности. Музыканты же мало того, что стоят (т.е. объективно отрицают заданность, которой подчинены остальные), так ещё и все одеты в разные костюмы (в отличие от «темных» людей). Фредди так и вообще голый по пояс.

Третий эпизод

Фредди выбегает из некой пещеры. В оставленной им пещере неясно угадываются силуэты тех самых «темных» людей. Но они остаются в пещере, не покидая её.




Фредди жив и цветаст. Особенно жив и особенно цветаст на фоне оставленных в наполненной сумрачным туманом пещере «темных» людей. Выход из пещеры не перегорожен, но «темные» просто стоят, не пересекая линию яркого света. Т.е. можно предположить, что по замыслу это должно проиллюстрировать следующую мысль: только яркие, неординарные педер… кхм… личности могут преодолеть границы заданности и вырваться в совершенно иную реальность.

Думаю, не стоит особо акцентировать внимание на том, что остальные музыканты не выбежали вслед за Фредди. Тут вряд ли есть какая-то метафоричность. Скорее всё банально: на фоне бешенной экспрессии Фредди они бы просто потерялись. Поэтому чисто за ради правильной картинки их оставили за скобками сюжета.

Эпизод четвертый

Фредди запрыгивает в белый параллелепипед. Параллелепипед взрывается и распадается. Внутри на узорчатом валуне сидит Фредди в окружении бабс и играет на дудке (гусары, молчать про Фредди и дудку!)




Ничего не буду пытаться выдумать про белый параллелепипед. Аналогии с Черным Монолитом из «Космической Одиссеи», конечно, напрашиваются. Но, опять же, такой ход, скорее от бедности. Не вкладывали тогда такие средства в клипы, как сейчас. Поэтому для иллюстрации «окончательного превращения» Фредди просто использовали такую вот белую ширму. Хотя, буду рад, если кто меня уличит в неспособности разглядеть символизм и тут.

Но не суть. Гораздо интереснее, что после «запрыгивания» в параллелепипед Фредди претерпевает окончательную трансформацию. Он, видимо, обрастает недлинной шерстью, окраса черно-белой коровы, приобретает гламурный макияж на лицо и заостренные ушки. Так же он обзаводится дудкой и сонмом изящных спутниц. Играя на дудке, он восседает на вершине замысловатого валуна, спутницы - обессиленные валяются у подножия этого же валуна.

Любой, кто не прогуливал в школе уроки истории, на которых изучалась история Античной Греции, сразу узнает в этой композиции Фавна с менадами. Для тех же, кто прогуливал, расскажу. Но буквально в трех словах.

Фавны у древних греков - это были такие очеловеченные духи природы (выглядели, как прекрасно сложенные люди с бараньими рогами и ногами). Они целыми днями шлялись по рощам, ели-пили и веселились. Отлично играли на свирелях. Играли настолько великолепно, что, заслышав их звуки, молодые девушки и зрелые женщины бросали всё и бежали в лес. Где бродили следом за фавном, слушая его музыку. Превращаясь таким образом в менад - преданных спутниц фавна. Когда фавну надоедало играть и гулять, он использовал приманенных менад по самому естественному назначению. Чему менады ни разу не противились, ибо, по легендам, в сексе фавны были невероятно искусны и совершенно неутомимы. Интересный момент: если фавну кто-то угрожал, то менады с невероятной дикостью бросались на источник опасности. Сам фавн, как правило, в драку вступать не стремился, предпочитая магию школы «Charm» (привет всем, кто знает, что такое двадцатигранный кубик :))

В общем, фавн - это некий образ прекрасной природы. А также, беззаботной веселой жизни, наполненной сексом и музыкой. Очень это грамотно сочетается с тем, что «потайной мир» героя находится в подвале, нижней части дома. Т.е., уйдя в свой потайной мир, герой должен обрести новую форму именно на базе природного начала.

Дальше Фредди ставший фавном всячески развлекается со своими менадами: катается по ним, прыгает им на руки, пырится на то, как они задирают ноги и, наконец, обжимаясь с одной из них, исчезает в туманной дымке.

Дальше зрителя из чудесной сказки резко и без переходов, словно ударом молота, опять вколачивают в «реальность». Т.е. в тот дом, где клип начинался. Где Фредди, мечтающий стать Фавном является обычной домохозяйкой (пусть даже и усатой).

Итог

Можно указать ещё на много интересных деталек и рассказать про заложенные в них метафоры. Например, на то, что в «эпизоде два» музыканты стоят так же, как в «Bohemian Rhapsody». И поднимают головы на словах «God knows». Но это всё уже рюшечки, которые на общую картину радикально не влияют.

А ведь надо уже объяснить, обо что я споткнулся пару дней назад при просмотре клипа, который, по идее, должен был знать наизусть?

Ответ прост: оказывается, тогда, в начале 90-х с экрана телевизора в яркой и хрустящей обложке заграничного импортного клипа нам пытались втюхать махровый гностицизм вперемешку с не слишком интересной версией проповедей церкви Нью Эйдж. Если кто не хочет сам обмозговывать связки метафор, то вот вам моя трактовка.

Все мы погружены в угнетающий и нудный быт. Но у каждого из нас есть свой потайной мир. Из него можно вырваться в мир совершенно иной, чудесный. Этот мир надо искать в природном начале. И поэтому он будет наполнен радостью в виде музыки и большого количества вечно готовых половых партнёров. Но вырваться в этот чудесный мир способны не только лишь все. Такое доступно только свободным, творческим личностям, отвергающим глупые заданности, которым подчиняются «обычные» люди. Остальные же, «темные» люди, не смогут выйти на «свет истинной жизни» даже если перед ними будет открытый проход.

И вот хай меня казнят, если ту же самую тюльку, только в уже более изящной (но менее метафоричной) форме нам не пытаются втюхать уже сегодня.


Англичанам вон (а клип то снимали именно для них, не надо иллюзий) это продавали минимум с середины 80-х. И, судя по всему, продали довольно успешно: по столице у них гуляют пидор-парады численностью до полумиллиона участников. Во главе с мэром Лондона.

Интересно, если бы о таком рассказали королеве Виктории, то она бы вены себе вскрыла или просто выбросилась с балкона Букингемского дворца?

Вот такие дела, камрады. Не расслабляйтесь, в общем.
Война идет.

гностицизм, музыка, queen, i want to break free

Previous post Next post
Up