Click to view
В украинской Сети - сенсация: видео группы Dakh Daughters «Розы / Донбасс» за три недели набрало на сайте youtube.com около 120000 просмотров (сейчас уже 150000). Для того чтобы, как кто-то написал, «порвать интернет», этого мало (хотя бы до 500 тысяч дойти, а лучше - до миллиона), но рост продолжается.
Это удивительно ввиду того, что «Дочерям Даха» (так переводится название на украинский) меньше года, и в Украине они дали всего лишь два или три концерта.
Сама группа - новый проект основателя театра «Дах», продюсера и режиссера Влада Троицкого. «Дочки…» - актрисы театра Троицкого, однако у них так же есть опыт в других формациях: Нина Гаренецкая - участница более раннего этно-квартета «ДахаБраха», а Руслана Хазипова - культовой рок-банды «Перкалаба», Таня Гаврилюк имеет сольный проект «ТаняТаня», Саломея Мельник - из «Потужних дівчат», Анна Никитина - из «Кабаре-шансона», Наталья Галаневич и девушка под псевдонимом Zo - из балета «БіzоН». Семь артисток, дюжина инструментов, от пианино и барабана до гармошки и виолончели.
Хотя в Сети есть много видео Dakh Daughters - у них, как для молодого коллектива, достаточно разнообразный репертуар - самым известным стал именно «Донбасс». Почему - интересный вопрос.
Dakh Daughters называют себя «фрик-кабаре» (фриками называют чудаков, эксцентриков), но это тавтология: кабаре по определению несет в себе элементы отклонения от нормы. Воспринимать его только как легкое эстрадно-эротическое ревю (хотя таких вариантов предостаточно) было бы ошибкой. Стоит напомнить, что целые художественные направления рождались именно в кабаре. Дадаизма не было бы без цюрихского кабаре «Вольтер», Тулуз-Лотрек вдохновлялся атмосферой парижского «Мирмильтона», а основатель берлинского «Ueberbrettl» барон Ерих Людвиг фон Вольцоген мечтал использовать заведение для воспитания ницшеанского «сверхчеловека».
Кабаре, с его синкретизмом жанров, близко к театру. Здесь вполне органично могут сосуществовать музыка, поэтическая декламация, провокационный перформанс, - а также уродливое и прекрасное, смешное и трогательное, интеллектуальное и безумное. Dakh Daughters соответствуют этой контрастной эстетике. Девушки в коротких белых платьях, с набеленными, словно у клоунов, лицами, непроницаемо серьезно подают наиболее гротескный материал, но гротеском не ограничиваются: у них есть работы на стихотворения Иосифа Бродского и обериута Александра Введенского, есть старинная провансальская песня «Я видел волка, лису, зайца» и номер из репертуара Вики Врадий. В «Донбассе» звучат первые строки из 35 сонета Шеспира:
No more be grieved at that which thou hast done:
Roses have thorns, and silver fountains mud
Clouds and eclipses stain both moon and sun
And loathsome canker lives in sweetest bud.
(«Довольно о своем проступке сожалеть:
На розе есть шипы и грязь в ручье сребристом;
И солнцу, и луне случается тускнеть;
Живет же и червяк в венце цветка душистом.
(перевод - Николай Гербель)).
Каждая строка оканчивается страшным возгласом «Дон-бас!!!», сонет чередуется с украинскими народными напевами, под конец все срываются в неистовую свистопляску с криками «розы-розы-розы!»
Конечно, в первую очередь песня захватывает стремительным ритмом, цепкой мелодией и уместной театрализацией. А еще - возможно, невольно - подопечные Троицкого задели нерв времени.
Донецк в прошлом называли городом миллиона роз. Это была одна из многих советских мифологем, которые окутывали целый регион комфортным идеологическим коконом. В настоящее время, по прихоти судьбы, Донбасс стал для украинцев не только географическим или политическим, но даже бытийным понятием, тоже своего рода мифом. Без единой улыбки, с наигранным, а-ля немецкий «Рамштайн», пафосом, со всей возможной экспрессией и глумливой иронией девушки распевают, выкрикивают и вытанцовывают весь тот дикий, фантастический («фантастише Донбасс!») и неописуемый абсурд, который господствует вокруг нас. Именно потому «Розы» и вырвались вперед.
Годная песня. В нужное время хорошо будет звучать на Майдане.
Довольно о своем проступке сожалеть.
Дмитрий Десятерик, «День»