В 1921 году полстраны накрыло эпидемией холеры: пришла, как всегда, с низовьев Волги из Астрахани и долетела в короткий срок до Москвы. Наркомздрав напрягся и смог оперативно бросить в Поволжье прививочный аппарат. Но дело осложнялось тем, что в народе упрямо ходили слухи о том, что после противохолерных прививок люди чаще заражаются и скорее гибнут - на прививки народ шел слабо, либо вообще не шел.
Эпидчека на местах еще не зверствовали в полную силу, до создания же полноценных механизмов силового прививания населения у властей руки дойдут только к осени - что делать?
Решили бить наглядной агитацией - к концу августа 1921 года были привиты все поголовно воинские части ПРИВО. А дальше стали бить цифрами: в городах чаще помогало, на селе - 50/50.
Народу показывали простую статистику:
В городе Самаре (столице ПРИВО) за лето 1921 года заболело холерой 5,415 гражданских, из которых померло 4,500 - 83% !!
Военных в Самарской и Саратовской губерниях заболело холерой только 500 человек, из которых померли 193 человека.
При этом у всех на глазах военные контактировали с массой населения: таскали грузы в пораженные области, стояли в оцеплениях на вокзалах, ездили с гражданскими в трамвайных вагонах и т.д. В РККА в это же время шла демобилизация и в дембель красноармейцы уезжали также поголовно привитые.
Кроме публикации и донесения этих циферок до населения, военные стали вешать на военный транспорт такие лозунги: "Кто не делает противохолерные прививки и не соблюдает чистоту, тот контрреволюционер, саботирует и вредит рабочему делу!", "Делая себе прививку, Вы способствуете победе над холерой!"
Известия Самарского губкома РКП(б), 1921.