В копилку версий гибели Чапаева.

Jan 18, 2018 18:59

Помимо канонической версии гибели Чапаева - убит и утонул переплывая реку Урал - есть огромное количество альтернативных, конспирологических и откровенно бредовых версий. Каноническая версия тоже имеет варианты:
- убит самостоятельно переплывая реку;
- ранен в живот при контратаке с сотней красноармейцев, положен двумя венграми-интернационалистами на кусок забора, умер при переправе через реку и закопан венграми в камышах;
- умер от ран уже на другом берегу реки.
Хороший и подробный разбор версий (даже бесконечно фантастических) можно почитать здесь: http://chapaev.ru/47/Gibel-CHapaeva--Versii-/

Каноническую версию, в том или ином варианте, поддерживает большинство показаний очевидцев (не все), но показания эти переданы через вторые руки.
Исследователи прошерстили вроде бы всех, кто мог что-то видеть и слышать. Венграм тоже кости перемыли. Но одного свидетеля таки упустили.
Я не настаиваю, да и не могу настаивать, что это "правда и истина", но в подкрепление одной из канонических версий пойдет.

Исследователи песочили венгров, но не совались в ГДР, где немцы основательно копали своих интернационалистов.
Наш свидетель - немецкий улан Франц Клингер. О немцах-уланах в Чапаевской дивизии наши знали, но не копали - их близко не было у Лбищенска в сентябре 1919 года. Ан Клингера упустили.

Франц Клингер был призван в армию в 1913 году, служил в уланском полку. В конце августа 1914 года, находясь в патруле, попал в засаду и был пленен русскими кавалеристами. В ноябре 1916 года удрал из лагеря военнопленных в Финляндию, но заблудился где-то в Карелии, долго скитался и пошел сдаваться в Петроград, куда притопал в июне 1917 года. В Петрограде прибился к портовым грузчикам, которые оказались большевиками. С ними пошел записываться в Красную Гвардию.
В 1918 году Клингер сначала отбивал, а потом оборонял Оренбург в составе кавалерийского полка "ткачей и текстильщиков". В полку почти никто не умел нормально ездить верхом и Клингер стал расти по командным должностям.
В начале 1919 года часть, где служил Клингер, переформировали и он стал командиром 4-й роты 220-го пехотного полка, который, в свою очередь, воевал в дивизии Чапаева.
Т.е., по роду войск уланом он был, прекрасно знал и общался с тем же Гансом Зебровске, но служил в другой части.
В начале сентября 1919 года его полк находился в районе Бузулука. Комполка отправил Клингера в штаб Чапаева с донесением и за приказаниями. Разыскал он штаб в Лбищенске аккурат 4 сентября. На рассвете попал под замес со всеми, сумел отмахаться и прорваться к реке.

В 1960-х годах Клингер был еще живой и в уме. Историк Гизела Йен, которая занималась вопросами пролетарской солидарности, навела на него журналиста, историка и писателя Карла Хайнца Шлейница - редактора газеты "Neues Deutschland". Шлейниц взял у деда серию интервью и офигел от богатейшего материала. Публиковать в газете их не стал, а обработал и издал по ним в 1970 году книжку "Ein gewehr und fünfzig schuss" - "Одна винтовка и пятьдесят оттенков серого патронов"


Книжка настолько зашла читателям в ГДР, что Шлейниц объединил ее с другими рассказами и переиздал еще несколько раз. Книжка и сейчас популярна и есть в сети - последнее издание вышло в 2000-х.

Так вот. Клингер говорил о о схватке прямо на берегу реки после неудачной контратаки. И Чапаев принимал непосредственное участие (т.е. расходится с версией о том, что Чапаева ранили в контратаке в живот). Чапаева он, кстати, называет в прямой речи: "Tschepaj", а в тексте уже Шлейниц пишет "Tschapajew".
В воду Клингер бросился после Чапаева и видел как тот был убит в реке. Сам он реку переплыл и долго валялся в камышах в лихорадке, потом лежал в лазарете. По выздоровлении служил курьером у Фрунзе.

Книгу ладно, могли пропустить, хотя и Йен и Шлейница в СССР хорошо знали. Но вот неоднократно тут помянутую книжку воспоминаний немцев-интернационалистов "Поворот мирового значения" мы сами издавали в 1964 году. И в книжке Клингер опять-таки прямым текстом говорит: "наш героический командир Чапаев, отбиваясь, погиб в волнах реки Урал".
Такие дела.

Фотка Клингера неопределенного года на обложке последнего издания:


(Справа в углу, если что, в непонятной мне военной одежде).
Он также есть групповой фоте 1959 года, которую уже выкладывали здесь, но опознать его там не получится.

Чапаев, интернационалисты, гражданская война, немцы

Previous post Next post
Up