О влиянии винокурения на рост хлебных цен и, через них, на усиление голода, говорил еще Годунов. Проблему исследовал царь-батюшка Алексей Михалыч. Лечилась проблема регламентацией производства и государственной монополизацией. Если грубо и приближенно - государство спускает подрядчикам годовой план производства. Боярская Дума Алексей Михалыча предлагала такие кунштюки:
- промежуточные отчеты производителей (можно реагировать и корректировать госзаказ при открытии голода);
- указание производителям в каких районах закупать зерно на основе статистических данных об урожае (а не в коррупционных интересах);
- самое жесткое по тем временам извращение: отбор "худшего" зерна на бухло. Если урожай большой и хлеба завались - можно и из хорошего гнать.
Понятно, что на эти причуды "дремучего" царя забили сразу после его кончины.
Собственно само по себе винокурение, даже масштабное, причиной голода быть не может (правда наша Родина доказала всему миру, что может - см. ниже)- оно только усиливает эффект.
При стабильных урожаях в отдельных областях влияние винокурения очень сложно заметить. Б.Н. Миронов в замечательном труде "Хлебные цены в России за два столетия (18-19 вв)наглядно показал, правда на периоде 1801-1909, что производители концентрируют производство в областях, где цена на хлеб ниже всего. До масштабного сельскохозяйственного освоения средней и нижней Волги (то есть зоны рискового земледелия) связь между винокурением и ценами на хлеб почти отсутствовала. С середины 19 века влияние возникло снова и только усиливалось вплоть до революции.
В начале и середине 18 века география хлебного производства существенно не расширялась. Голода случались регулярно, но никто их тщательно не изучал. Списывали на природу и "Божий промысел".
Торговлю водкой с ценами на хлеб и голодом вообще никак не увязывали. Вот выгоду видели всегда.
Дальше случился такой фокус.
Екатерина наша Великая восстановила петровские меры против голода (магазины, мониторинг, оперативные запреты на вывоз хлеба из пораженных областей и тп), что создало некоторую стабильность в питании населения. Глубже копать не стали - других дел по горло.
За время ее правления произошел существенный рост территории и населения РИ. Появились новые хлебопроизводящие регионы на юге и западе.
РИ вела несколько крупных войн и соотвественно несла огромное финансовые затраты. Водка - прекрасный внутренний инструмент пополнения казны.
Так, в 1775 году поставщики поставили государству 2.227.595 ведер хлебного вина (в грубом смысле - водки). Эта цифра по центральным русским губерниям - они основные пока производители. Всего, с учетом остальных, чуть меньше трех миллионов. Закупочная цена колебалась от 50 до 75 копеек за ведро. Продажная цена в кабаки и корчмы- от 2.5 рубля до трех. (цифры дает князь Щербатов). Выгода - более чем очевидна.
После 1775 года, как мы все знаем, РИ провела целую серию войн, вкючая особенно затратные - морские. Бабла стало катастрофически не хватать. Естественно рассчитывали компенсировать потери за счет прибыли с новых территорий.
В Малороссии снимали отличные урожаи. Угроза серьерзного всеобщего голода приобретала совсем уже призрачные черты. Надо заниматься укреплением финансов. Одна из мер - увеличение в 1785 году госзаказа винопроизводетелям до 8.000.000 ведер водки в год с последующим ростом. Народу-то больше стало - выпьют.
Часть производителей ушли от конкурентов в Малороссию.
А в 1787 году произшло то, чего не должно было произойти.
Детонатор, как всегда, неурожай. Причина - неожиданные заморозки.
Все озимые хлеба погибли в:
- 6 губерниях: Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Смоленской (карту смотрим, да?);
- во всей Малороссии.
Урожая хватило только на семена в губерниях:
Тамбовской (за исключением Хопра), Пензенской, Вятской, Казанской, Курской, Московской, Нижегородской.
В остальных губерниях урожай хороший и выжить на запасах можно. Но.
Все перечисленные губернии и наместничества - основные производители водки. Существует серьезный госзаказ на водку- надо пилить.
Хлеб принадлежит помещикам. Помещики набрали кредиты под будущие барыши. У них фьючерсные контракты с винопроизводителями. Большинство крупных землевладельцев живут в столицах - им нужно много денег, от деревни они оторваны совершенно и интересует их только доход.
Нет урожая? Надо выгребать запасы. На производство 5 ведер водки тогда шло по 9 пудов хлеба. Для выполнения плана требуется 14.400.000 пудов хлеба.
А еще у нас контракты на экспорт 2,6 миллона пудов (Миронов).
Выметается из запасов все. Остановить процесс правительство не может - отказ от госзаказа означает раззорение государственной элиты и лобби откупщиков.
В итоге крестьяне жрут листья, сено, мох и мрут (Щербатов). На Украине - куда-то разбегаются (Цитович).
Хлебные магазины не сработали- выдачи с них хлеба не производилось. Почему? Самое интересное, что этот вопрос тогда не поднимался совсем. Может и замолчали бы, но им задался один человек, на которого тогда мало обращали внимания. В 1798 году Павел неожиданно прикажет провести расследование причин голода 1787 года и особый упор сделает на работе хлебных магазинов. По результатам расследования целая охапка бывших губернаторов распрощается со званиями, имуществом, столичной пропиской и отправится в места с более суровым климатом.
Источники:
Б.Н. Миронов. Хлебные цены в России за два столетия (18-19 вв). Л.1985.
М.М. Щербатов. Сочинения. Рассуждение о нынешнем в 1787 году почти повсеместном голоде в России, о способах оному помочь и впредь предупредить подобное же несчастье. Спб.1896.
Цитович. Голода в России и Западной Европе и меры борьбы с ними. Киев, 1892.
Эпоха не моя, можно пинать за неточности, буде найдутся.
Да, кроме водки было еще несколько причин, но это единственный случай когда она вообще в причины попала и стала одной из главных.
Если кто что знает про голод 1748 года - очень прошу делиться.