Уважаемый Еръ (aka
hardsign)
написал за образовательную платформу КуМИР.
Спасибо за приглашение, с удовольствием прокомментирую! Правда, автор злостно нарушает правило "один пост -- одна мысль", так что комментировать придётся порциями.
Порция первая
Разумеется, принимая решение о разработке Клауса, я посмотрел на КуМИР. Устанавливать и щупать за живое даже не стал, т.к. из первых же скриншотов понятны две вещи:
1. Это очень старая разработка. Настолько старая, что поддерживать её сегодня в актуальном состоянии означает почти полностью переделать.
2. Тем не менее, методистам, разработчикам курсов, да и просто учителям там очень даже есть чем поживиться. Технологические платформы меняются быстро, а методики развития у учащихся специфического стиля мышления -- гораздо медленнее, и с этой точки зрения ценность КуМИРа огромна, т.к. за 45 лет накоплен опыт и наработан контент, которым можно и нужно пользоваться.
Но об этом в следующей серии, а сегодня -- о старости.
Мне посчастливилось, наверное, в числе первых детей в СССР прикоснуться к такому чуду техники, как IBM PC. Чудо было размером в полстола, весило порядка 50 кг (пушинка по тем временам) и выглядело так:
Процессор работал на космической частоте 4.77 МГц, оперативки было по максимуму -- 256 Кб, имелись два флопа 3.5"/320 Кб и жёсткий диск на 10 Мб. Монитор был цветной, а передовой CGA использовал отдельную видеопамять и имел аж 4 видеорежима! Даже интересно, чем таким важным для страны занимался папа в 1985 году в Институте океанологии, что ему дали отдельный кабинет и персонально доверили такую роскошь.
В том же 1985 году вышел в свет базовый язык КуМИРа. С первого взгляда любой олдфаг узнает в нём АЛГОЛ -- мудрый выбор для своего времени. И сложно согласиться с тем, что этот выбор делали не профессионалы, но энтузиасты: разработкой руководил целый академик. Вопрос только в том, что у академика было в голове.
А в головах у профессионалов начала 80-х были таковы слова: MOV, CMP, JNE, SCASB, были КОБОЛ и PL/I; новомодная штучка Дениса Ричи только начала завоёвывать социалистический мир. И, да, Паскаль уже тоже был. Но мельницы мелют медленно...
Вот поэтому русскоязычная мнемоника АЛГ, ЦЕЛ, НЦ, КЦ вполне соответствует духу эпохи. Дисковое пространство ведь экономить надо! Да и писать программу карандашом на бумаге (и мелом на доске) тем удобнее, чем короче мнемоника, -- а машинное время не резиновое, на него претендентов много.
Так что всё в порядке, он хороший, просто старенький.
Спрашивается: нужно ли сегодня такое предлагать детям? Разумеется, нет.
Но спрашивается дальше: значит, нужно сделать что-нибудь новенькое? А кто это будет делать и сколько это стоит?
Люди, способные выполнить такую работу, довольно дороги и на них хороший спрос. По моим прикидкам, стоимость разработки Клауса в его нынешнем виде составляет около 3.5 млн только ФОТ -- т.е., на круг получаются все 10. А КуМИР ведь гораздо больше, чем Клаус!
И кто будет платить? Министерство? В таком случае прозреваю, что стоимость проекта составит не 10 млн, но всю сотню, а реальной работой будет заниматься студент за 45 т.р., одна штука.
А если не министерство, то кто тогда? Кто вообще, кроме учителей и их учеников, заинтересован в подобной разработке? Настолько заинтересован, чтобы её организовать, оплатить и довести до какого-нибудь вменяемого конца?
КуМИР, кстати, до сих пор нашим дорогим министерством одобрен; на нём, если не ошибаюсь, можно ЕГЭ сдавать. Медленно мелют мельницы, мда...