Гомерическая история

Sep 08, 2008 04:47

Все, думаю, согласятся, что образование сейчас у нас - ни к черту. Закончив школу, народ не знает элементарных вещей.
Вот я и решил по мере сил помочь тем, кто хочет все знать, но стесняется спросить ;) Если вас заинтересуют такие короткие заметки обо всем - сделаю цикл под тэгом "ликбез".

А для затравки давайте поговорим о Гомере, хотите?
Что мы знаем об авторе "Илиады" и "Одиссеи"? Не только школьники, но даже многие историки и литературоведы начнут мямлить о том, что личность, мол, полумифическая, никаких сведений о нем не сохранилось, и вообще его скорей всего не было...
Чушь собачья, ребята. Я знаю, кто такой Гомер. И вы его знаете, просто под другим, настоящим именем - тем, что дали ему при крещении.
Сейчас мы вместе с вами за десять минут восстановим историческую несправедливость и вернем бомжующему Гомеру его паспортные данные. Как говаривал один персонаж Стругацких, "народу не нужны безымянные герои. У нас их нет". Думаю, вас удивит результат нашего блиц-исследования.

Интересно? Тогда поехали.
Хочу только сразу предупредить: это, конечно, всего лишь популярная статья. Желающие ознакомиться с предметом поглубже могут обратиться к моему восьмитомнику "Реконструкция личности Гомера" [2001, изд-во ЮНЕСКО, IBSN 2056-19172510]. Вся основная аргументация находится там, здесь же я только пунктиром намечу основные тезисы.

Гомер был дядька битый, когда ему говорили о славе в веках и благодарности потомков - ржал так, что это даже вошло в поговорку: откуда, по-вашему, взялось выражение "гомерический смех"? То-то... Вот он на всякий случай и зашифровал все сведения о себе в тексте "Одиссеи". А мы сейчас их оттуда и выковыряем.
Плохо только, что до сих пор далеко не все юзеры ЖЖ свободно владеют древнегреческим. Ну да не беда, тогда я просто буду давать цитаты не по оригиналу, а по переводу - например, Жуковского.
Приступим...

Первое, что мы попробуем установить - это национальность великого поэта. Почему-то дилетанты считают его греком. Но возьмем навскидку первые попавшиеся цитаты из "Одиссеи":

(1.361) Тою порой женихи в потемневшей палате шумели...

(1.421) Скоро и сам Телемах в свой высокий чертог (на прекрасный
Двор обращен был лицом он с обширным пред окнами видом),
Всех проводивши, пошел, про себя размышляя о многом.

(1.432) ...В богатую спальню она отворила
Двери; он сел на постелю и, тонкую снявши сорочку,
В руки старушки заботливой бросил ее; осторожно
В складки сложив и угладив, на гвоздь Евриклея сорочку
Подле кровати, искусно точеной, повесила...

(2.388) С Нестором в царский богато украшенный дом и другие
Также вступили и сели порядком на креслах и стульях.

(2.410) Вызвав его из устроенной пышно палаты столовой...

Думаю, этого достаточно (нет - могу привести в сто раз больше), чтобы понять: какая уж там, к черту, Греция! Палаты, чертоги, хоромы, кресла и стулья, сорочки... Какой древний грек мог такое написать? Ежу понятно: русским был Гомер, русским! Это бесспорно вытекает из текста поэмы: на каждом шагу автор упоминает предметы и бытовые мелочи, о которых в античном мире ни сном, ни духом не знали, и которые были обиходны только в России. Терем, чертоги... Не Мексика же.

Ладно, тогда идем дальше. Как вы думаете, а сможем ли мы точно идентифицировать личность автора? Академически выражаясь, как два пальца... Смотрите сами. Пойдем по шагам.

Для начала подумаем, выходцем из какого слоя мог быть Гомер. Приглядевшись, мы заметим, что расказчик постоянно пытается описывать богатые, аристократические дома. Но язык его при этом сразу становится на редкость скуден - странность для поэта такого уровня.
Так, все, что может сказать он о царском дворе, это:

... высокий чертог (на прекрасный
Двор обращен был лицом он с обширным пред окнами видом),

О дворце Нестора говорится всего-навсего:

Кончив, пошел впереди сыновей и зятьев благородных
В дом свой богато украшенный Нестор, герой геренейский;
С Нестором в царский богато украшенный дом и другие
Также вступили и сели порядком на креслах и стульях.

Заметили? Представление о комфорте у Гомера на уровне "в золотых подштанниках ходить, крем Марго кушать". И вообще, это никак не описание. Это типичная сказка.
Так кем же мог быть Гомер? В каком слое бытовали сказки?
Да и обратите внимание:

(1.353) Им ты двенадцать наполни амфор и амфоры закупорь;
Так же и кожаных, плотных мехов приготовь, оржаною
Полных мукой; и чтоб в каждом из них заключалося двадцать
Мер;

Как видим, имея смутное представление об аристократических домах, Гомер превосходно разбирается в крестьянском хозяйстве, в мерах, в ржаной муке (для царского двора предмет не очень обычный, согласитесь)
Разве непонятно: он был крестьянином!

Поняв это, мы сразу же находим в тексте уйму подтверждений нашей догадки. Вот например:

(2.4)    После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
          Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный...

(3.145) Так, обращая друг к другу обидные речи, там оба
   Брата стояли; собрание светлообутых ахеян

Откуда взялось загадочное слово "светлообутые"? И какую обувь привязывали к ногам? Конечно, это лапти! Светлые лыковые (а скорее - белые берестяные даже) лапти - обычная крестьянская обувка.
Итак, можно считать доказанным, что Гомер - это русский крестьянин.

Тогда идем дальше. Можем ли мы установить его личность? Как ни удивительно, да!
Размер статьи поджимает, поэтому дам только один намек. При желании прошу убедиться самим - подтверждений в тексте "Одиссеи" предостаточно.
На протяжении всей "Одиссеи" мы видим три странности:
- люди погибают в основном не в битве с равным по силе противником, а по умыслу богов от внешне незначительных причин;
- настойчивое, навязчивое, постоянное повторение мотива болота (временами даже кажется, будто смотришь фильм Тарковского) не очень понятно на первый взгляд;
- автор бесперывно упоминает царей - мало где еще цари бродят таким толпами, как в тексте "Одиссеи". Причем большинство из них вообще никак в сюжете не участвует и помянуты вроде бы как совершенно ни к селу ни к городу. Но не мог же гениальный автор просто так повесить на стенку столько нестреляющих ружей? Явно, он нам на что-то пытается намекнуть.

И вот последняя капля:

(1. 414) ... правит народом
           Веслолюбивых тафийцев".

Что это за народ? Историки никогда не упоминали никаких тафийцев. Да и что за странное слово "веслолюбивый"? Если бы речь шла о моряках - логично было бы сказать о любви к морю или путешествиям, но никак ни к веслу. Это звучит похоже на какое-то извращение, на "веслофилию".
Но! Все сказанное имеет силу только пока мы думаем, будто речь в цитате идет о людях.
Давайте подумаем, если это не люди, то кто же?
Ответ очевиден. Какое животное "веслолюбиво"? Проще говоря, у какого животного рядом с гениталиями находится весло? Ясно, что это может быть только бобер с его веслообразным хвостом!
Поняв это, мы моментально расшифровываем загадочное слово "тафиец". "Таф" (прошу прощения, что не могу написать это правильно - нет нужного шрифта) - это бобер на диалекте вятичей. Это словечко широко использовалось в конце 16-го - начале 17-го века. Ни до, ни после в дошедших до нас литературных памятниках оно практически не встречается [см. "Словарь местных и диалектных слов" под ред. акад. Олега Бояна]
А что делали бобры? Строили плотины, заболачивая реки. В России 17 века бобров было много - значит, и много болот.

Вот мы и готовы ответить на вопрос, кем был Гомер.

Собственно, уверен, что вы ответите сами - все факты налицо: Россия, конец 16-го или начало 17-го века, вятские края, крестьянское происхождение; в жизни героя произошло какое-то важное событие, связанное с болотом, он даже малость зациклен на этом; еще наш Гомер победил противников не в битве, а хитростью - "по воле богов". И последнее: расказчик постоянно упоминает царей, явно намекая, что его жизнь когда-то пересеклась с одним из них.
Так кто этот крестьянин? Конечно, Вы уже догадались...

филофилия, ликбез, макулатура

Previous post Next post
Up